|
|
Обзор подготовлен
В секторе торговли автотранспортными средствами идет устойчивый процесс информатизации. Однако темпы роста ИТ-затрат заметно ниже показателя увеличения прибыли. Пока обновление программного и аппаратного обеспечения здесь не закончено. Однако по завершении процесса объем затрат может несколько сократиться - с поправкой на инфляцию. В их структуре будет преобладать уже не закупка и внедрение, а техподдержка.
Торговля автотранспортными средствами – один из динамично развивавшихся на протяжении последних 10 лет секторов российской экономики. Темп роста прибыли сектора в 2004 году составил, с учетом компенсации убытков прошлых лет, 210%. Столь существенный показатель был обусловлен сокращением числа убыточных предприятий в результате отмены пошлин на ввоз подержанных иномарок, введенных в 2002 году.
На улицах крупных городов с каждым годом появлялось все больше и больше новых машин различного класса, находящихся в различных ценовых категориях. Сегодня в Москве всерьез обсуждается угроза транспортного коллапса. Постепенно рынок подержанных машин сужался, ранок новых машин, напротив, расширялся. Количество машин отечественного производства постепенно, но уверенно сокращается одновременно с ростом количества машин зарубежных марок. Вместе с тем налаживается выпуск зарубежных марок на российских предприятиях. Перечисленные процессы связаны с ростом благосостояния определенной части населения крупных городов, которое, в свою очередь, обусловлено притоком в экономику денег от продажи углеводородов, а также денег иностранных инвесторов.
Рост рынка автотранспорта порождает увеличение числа сделок и усложнение бизнес-процессов автодилеров. В свою очередь это требует некоторого расширения штата сотрудников, повышения их квалификации при одновременном повышении возможностей учетных систем. Большое число сделок автоматически повышает вероятность возникновения ошибок управленческого и бухгалтерского учетов. Снижение вероятности ошибок возможно только путем создания четких регламентов ведения баз данных и определения центров ответственности. Не менее важно, чтобы используемая в компании информационная система позволяла реализовать разработанные регламенты.
В написании регламентов ведения баз данных и закупке эффективно работающих информационных систем заинтересовано, прежде всего, руководство и собственники автодилеров. На конкурентном рынке, имеющем тенденцию к укрупнению, потеря контроля над финансово-хозяйственной деятельностью грозит поглощениями и предъявлением значительных налоговых претензий.
Динамика ИТ-затрат автодилеров, 2004-2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Какие процессы информатизации протекают сегодня у автодилеров? Сколько тратят автодилеры на информационные технологии? Какая динамика наблюдается на протяжении последних лет? На что автодилеры тратят деньги, какова структура затрат на ИТ? В зависимости от ответа на эти вопросы мы сможем выявить факторы, которые определяют будущее состояние бизнеса в секторе торговли автотранспортными средствами.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году в секторе произошел значительный рост затрат на ИТ – 0,35 млрд руб. показатель возрос до 0,72 млрд руб. Затем, в 2006 году снизился до 0,66 млрд руб., а в 2007 году вновь возрос до 0,79 млрд руб. Такая динамика свидетельствует о том, что к 2005 году компании сектора ощутили потребность в обновлении используемых информационных и коммуникационных технологий, среагировав на рост рынка. В два последующих года серьезных скачков затрат не было. Этот факт можно проинтерпретировать с двух сторон. Во-первых, 2005 год мог быть переломным, когда бизнес вышел на новый уровень ежегодных затрат на ИТ. Во-вторых, в 2006 и 2007 гг. уровень затрат на ИТ возрос у тех компаний, которые не успели его поднять в 2005 году.
Аналогично общему объему затрат на ИТ, примерно на постоянном уровне держится доля затрат сектора на ИТ в общих затратах на ИТ в экономике, что подтверждает сделанные выводы об оптимальности их нынешнего уровня с точки зрения менеджмента компаний. При этом доля затрат на ИТ в прибыли автодилеров, начиная с 2006 года, сокращается. Сокращение доли затрат на ИТ в прибыли, вероятно, объясняется опережающим ростом доходов компаний сектора по сравнению со стоимостью ИТ-услуг.
Скачкообразные темпы роста ИТ-затрат
Источник: CNews Analytics, 2008
Темпы роста ИТ-затрат внутри сектора торговли автотранспортными средствами носят ярко выраженный скачкообразный характер. Темпы резко увеличились в 2005 году, что видно и из предыдущих графиков, а затем столь же резко сократились. Это вполне согласуется со сделанными ранее выводами.
На сегодняшний день в секторе торговли автотранспортными средствами идет устойчивый процесс информатизации. Темп информатизации определяется расходами на ИТ-услуги, которые составляют порядка 0,4% всех ИТ-затрат в экономике. Темп роста прибыли компаний сектора в 2007 году составил 73%, тогда как темп роста ИТ-затрат в том же 2007 году составил только 19,6%. Эти цифры подтверждают вывод о том, что прибыль растет быстрее, чем затраты на ИТ. Вследствие этого доля затрат на ИТ в прибыли снижается.
Данный процесс представляется закономерным, поскольку развитые информационные системы всегда имеют определенный "запас прочности" при росте числа операций. Иными словами, внедрив новую систему или отдельные ее модули, компания может в течение нескольких лет не обновлять программное обеспечение даже при значительном увеличении оборотов. Поэтому, если значительная часть компаний сектора за прошедшие четыре года уже обновила свое программное обеспечение, то в случае сохранения высоких темпов роста рынка транспортных средств следует ожидать дальнейшего снижения доли совокупных затрат на ИТ в общей прибыли сектора.
В целом компании сектора потратили на ИТ в 2007 году 0,79 млрд руб. Много это или мало? На первый взгляд кажется, что для автомобильного рынка, претендующего на звание крупнейшего в Европе, маловато. С другой стороны, здесь присутствует определенная положительная динамика.
Учитывая, что с ростом прибылей в секторе растут и затраты на ИТ, можно предположить, что процесс обновления программного и аппаратного обеспечения еще не закончен, и объем ежегодных затрат будет расти. По завершении этого процесса объем затрат может несколько сократиться (с поправкой на инфляцию), поскольку в самой структуре затрат будет преобладать не закупка и внедрение, а техническое обслуживание ранее купленных продуктов. Динамику в области затрат на ИТ можно интерпретировать в целом как позитивную.
Структура ИТ-затрат автодилеров
Источник: CNews Analytics, 2008
За период с 2004 по 2007 год возрос объем затрат на телекоммуникационные услуги. С 0,18 млрд руб. он поднялся до 0,46 млрд руб., причем телекоммуникационные услуги (без учета интернета) в 2007 году составили 26,6% общего объема затрат на ИТ. В тоже время остается практически неизменной доля затрат сектора на телекоммуникационные услуги в совокупных затратах на телекоммуникационные услуги по всей экономике.
Это означает, во-первых, что спрос компаний сектора на телекоммуникационные услуги растет. Во-вторых, что этот спрос растет в среднем с тем же темпом, что и спрос компаний других секторов. Доля затрат компаний сектора на телекоммуникационные услуги в прибыли уменьшается аналогично доле затрат на ИТ, что как и в случае затрат на ИТ объясняется опережающим ростом прибылей.
Какие факторы определяют темпы изменения объема затрат автодилеров на информационные и телекоммуникационные технологии. Традиционно факторы можно разбить на две группы – факторы, стимулирующие компании тратить деньги на ИКТ и факторы, сдерживающие желание компаний тратить деньги на ИКТ.
Стимулирующие факторы – это те факторы, которые вынуждают компании сектора тратить деньги на ИКТ, и те факторы, которые дают им возможность тратить больше денег на ИКТ. Вынуждающие факторы – это такие факторы, которые определяют среду существования компании.
Простой пример: при высокой конкуренции надо быстро принимать управленческие решения, а значит, надо иметь возможность быстро получать необходимую информацию, быстрее заключать договоры, повышать финансовую дисциплину, грамотно управлять дебиторской и кредиторской задолженностями. Если информации в нужный момент не окажется или она будет медленно собираться, или, что еще хуже, будет систематически недостоверной, можно потерять рынок.
Факторы, дающие возможность увеличивать расходы на ИКТ – это, прежде всего, факторы, увеличивающие объем выручки компаний, дающие в руки менеджеров дополнительные финансовые ресурсы. Для глубинной оценки факторы можно также разделить на прямые – непосредственно влияющие на спрос и косвенные – влияющие на спрос опосредованно (формирующие прямые факторы).
К прямым стимулирующим факторам можно отнести: рост заказов на автомобили со стороны частных лиц, рост заказов со стороны компаний, рост конкуренции на рынке автотранспорта. Чем выше конкуренция на рынке, тем ожесточеннее борьба коммерческих структур за клиента. Следовательно, первое, что необходимо сделать в этих условиях любой коммерческой компании – дать клиенту возможность получить информацию о себе. Как? По двум основным каналам – через рекламу и "из рук в руки".
Предположим, некто купил новую машину и очень доволен ее характеристиками, а также условиями, которые предоставил ему дилер. Вполне вероятно, что два или три его знакомых также захотят приобрести автомобиль аналогичной марки у того же дилера. Первое, что они сделают – зайдут на сайт дилера, а затем позвонят. Если сайт окажется скучным и малоинформативным, а телефон вечно занятым, желание приобрести автомобиль у данного дилера резко пойдет на убыль. Вот почему у компаний непрерывно увеличиваются затраты на телекоммуникации - телефон должен быть всегда свободен!
Кроме того, дозвонившись до дилера, клиент может задать какие-нибудь нестандартные вопросы, на которые менеджер по продажам не сможет сразу ответить. В этой ситуации менеджер должен иметь возможность максимально быстро получить необходимую информацию по внутренней сети. Клиент не должен долго "висеть на трубке". Вот еще одно объяснение роста затрат на телекоммуникации.
К косвенным стимулирующим факторам относятся рост цен на углеводороды и, как следствие, рост доходов населения, влияние средств массовой информации, формирующих структуру потребления, формирующих представление об успехе, увеличение объемов выдачи потребительских кредитов при одновременном снижении требований к заемщику.
К прямым сдерживающим факторам относятся рост закупочных цен на транспортные средства, рост различных накладных расходов, введение государственных протекционистских пошлин. Рост расходов на зарплату менеджеров и продавцов (для обслуживания расширяющегося рынка), повышение стоимости PR компаний новых марок автомобилей, предоставление скидок для захвата большей части рынка, все это снижает объем затрат на ИКТ.
Также прямым образом на объем затрат на ИКТ влияет сложившееся мнение топ менеджеров о том, каков оптимальный уровень затрат. Это мнение зачастую не есть следствие каких-то сложных исследований, анализа бизнес-процессов, а есть следствие подхода "пока более-менее все работает, зачем закупать новые серверы, обновлять информационную систему, тратить лишние деньги на новые программные продукты". Убедить руководство в необходимости дополнительных расходов порой весьма и весьма непросто. К косвенным сдерживающим факторам относятся любые сдвиги в экономике, ведущие к снижению заинтересованности населения в покупке новых автомобилей - например, повышение ставки по потребительским кредитам.
Евгения Левина, Владимир Карачаровский /CNews Analytics