|
|
Обзор подготовлен
Автодилеры заметно больше, чем по экономике в целом, тратят на ИТ-услуги. Их высокая приоритетность по сравнению, например, с расходами на "железо", объясняется особенностями бизнеса. Автодилерам, даже при растущем рынке, в меньшей степени нужны сверхмощные дорогостоящие серверы, станции для работы с графическими потоками и подобное оборудование, но при этом явно необходимы услуги оптимизации процессов информационного обмена между подразделениями и работы с клиентами.
По некоторым статьям распределение ИТ-затрат компаний сектора очень похоже на структуру ИТ-расходов в целом по экономике. По другим параметрам наблюдаются отклонения. Как в рассматриваемом секторе, так и во всей экономике доля обучения работе с новым программным обеспечением составляет 1% всех затрат. Показатели расходов на ПО также близки – 15% и 18% соответственно. Затраты на АО различаются – у автодилеров на АО уходят 39% от всех ИТ-расходов, экономика в целом - 47%. Таким образом, приоритет АО для компаний сектора ниже, чем для экономики в целом. Далее, однако, будет показано, что расходы на АО имеют практически такой же растущий тренд, как и затраты на ИТ-услуги.
Структура ИТ-затрат в секторе торговли автотранспортными средствами
Источник: CNews Analytics, 2008
ИТ-услуги преобладают в структуре затрат сектора и составляют 35% против 22% в целом по экономике. Высокая приоритетность ИТ-услуг по сравнению с АО объясняется особенностями бизнеса. Автодилерам не так необходимые мощные, дорогостоящие серверы - скорее, им нужны услуги по оптимизации процессов информационного обмена между подразделениями, и по внедрению систем работы с клиентами (CRM). Последние особенно важны для любой торговой компании и, в частности, для автодилеров.
Поскольку в экономике существуют отрасли, в которых компаниям жизненно важно иметь аппаратное обеспечение с максимальными возможностями, с максимальной производительностью, и удельный вес таких секторов в совокупных затратах на ИТ велик, такое соотношение долей представляется вполне закономерным.
Внутренние ИТ-затраты, как и расходы на ПО, находятся приблизительно на одинаковом уровне – 10% и 12%. Внутренние ИТ-затраты – это затраты на разработку ПО силами внутренних ИТ-отделов компаний. Закупка ПО известных разработчиков имеет несомненные плюсы в плане функциональных возможностей, наличия технической поддержки разработчика, своевременной рассылки обновлений, однако зачастую в такие программы заложена определенная логика разработчика. Они изначально адаптированы под определенную структуру бизнес-процессов. Если компания решает закупить такую программу, она должна пойти на серьезное изменение бизнес-процессов или быть готовой затратить много времени и денег на адаптацию купленного ПО.
И в том, и в другом случае иногда проще и дешевле оказывается держать в штате одного или двух опытных программистов, способных написать нужную локальную программку. Опыт показывает, что даже силами двух программистов можно создать продукты, способные решать задачи занесения, хранения и выгрузки информации из баз данных, состоящих из огромного числа позиций.
Фактически, внутренние ИТ-затраты есть не что иное, как зарплата сотрудников внутреннего ИТ-отдела. В эти затраты не входит стоимость оборудования (компьютеров и оргтехники), необходимого для работы сотрудников данного подразделения. При этом входит оплата сотрудников, состоящих не в штате компании, а работающих по трудовым соглашениям.
Из приведенных данных отчетливо выявляются доминирующие компоненты ИКТ-стратегии предприятий сектора – преобладание покупок ИТ-услуг при постепенном обновлении программного и аппаратного обеспечения.
Изменения в структуре ИТ-затрат автодилеров, 2002-2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Динамика затрат на ИТ в целом положительная. Наблюдается отчетливый позитивный тренд по затратам на аппаратное обеспечение, начиная с 2004 года аналогично ведет себя показатель объема затрат на ИТ-услуги. Отрицательная динамика по затратам на ПО с 2004 года изменилась на положительную. За 2005 год существенно возросла доля внутренних ИТ-затрат в общем объеме расходов сектора на ИТ. Наличие положительной динамики говорит о том, что у компаний сектора появляются финансовые ресурсы для проведения информатизации, а у руководства постепенно растет понимание необходимости тратить эти ресурсы именно на информатизацию.
В тоже время приходится отметить, что затраты сектора на ИКТ продолжают оставаться низкими. Общая сумма в 790 млн руб. составляет только 0,44% всех ИТ-затрат в экономике. При том, что по оценкам некоторых экспертов, автомобильный рынок России в ближайшее время может стать крупнейшим в Европе. Помимо этого, необходимо помнить, что сектор торговли автотранспортными средствами включает в себя продажу запчастей и и техническое обслуживание. Все эти бизнес-процессы также требуют информатизации.
В целом продажа автотранспортного средства - дело все более сложное. Современный рынок предлагает покупателю самому выбирать дополнительную комплектацию машины, цветовые особенности, тип салона и т.п. Важно правильно учесть все пожелания клиента, оформить заказ и направить его производителю. Этот заказ необходимо отслеживать на протяжении всего времени совершения сделки, от момента оформления до выезда клиента из салона на купленном автомобиле. Очень часто в число этапов совершения сделки входят оплата иностранному поставщику с использованием аккредитивов, прохождение процедур таможенного контроля, различные регистрационные процедуры. Импортные операции традиционно усложняют бизнес-процессы.
Даже при отсутствии импортных операций, всегда присутствует этап доставки автомобиля от производителя или другого поставщика непосредственно в автосалон. Доставка производится на специальных автомобилях, оборудованных средствами навигации и слежения. Автодилеры покупают услуги навигации и слежения у специализированных компаний. Стоимость этих услуг также входит в затраты на ИКТ. Следовательно, сложность оформления и контроля исполнения заказа – еще один побудительный мотив для внедрения информационных систем.
Возникает вопрос, почему рост расходов на ИТ в секторе не был намного больше. Нынешник объем затрат на ИТ говорит о том, что у руководства компаний-автодилеров недостаточна мотивация для проведения ускоренной и масштабной информатизации.
Реализация стратегии информатизации предполагает утверждение четких регламентов ведения баз данных. В свою очередь, утверждение таких регламентов приведет к значительному повышению прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. Есть основания полагать, что именно повышения прозрачности опасаются руководители некоторых компаний сектора. На рынке автотранспорта, несмотря на постепенное улучшение ситуации, сохраняется некоторая доля теневых, а то и черных поставок.
Можно предположить, что даже через некоторых вполне официальных автодилеров под видом новых машин "проскакивает" определенный процент автосредств, бывших в употреблении, среди которых встречаются угнанные. По официальным данным, за первое полугодие только в Москве было угнано 6000 автомобилей. Это говорит о том, что они, как в целом виде, так и в форме запчастей находят своего покупателя. Для легализации угнанных автомобилей преступные группировки вполне могут использовать свои связи в компаниях-автодилерах. Кроме того, реализуется ряд схем "оптимизации" налогообложения, увода денег и т.п.
Внедрение современных информационных систем позволяет лучше отслеживать любые махинации. Однако улучшая управление бизнесом, система при этом облегчает контролироль бизнеса проверяющими органами. Что важнее - повысить управляемость или уйти от контроля? На растущем рынке у автодилеров очень быстрыми темпами увеличивается выручка, что дает больше возможностей, как для развития компании, так и для не вполне "белых" маневров с финансовыми потоками.
Как ни парадоксально, даже рост числа желающих приобрести себе автомобиль "работает" в двух направлениях – за информатизацию и против. Главная причина, по которой информатизация необходима, – усложнение бизнес процессов. Однако увеличение спроса на автомобили на некоторое время снижает уровень конкуренции на рынке. Менеджер автосалона прекрасно понимает, что на нынешнем рынке, даже если выяснится, что заказ клиента выполнен не в полном объеме или пришедший автомобиль не во всем соответствует высказанным клиентом пожеланиям, в результате чего клиент откажется его выкупать, все равно машина будет очень быстро реализована. Возникает как бы зависимость клиента от автосалона.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что компании сектора торговли автотранспортными средствами продолжат сформировавшуюся стратегию информатизации – приобретение коммуникационных услуг, покупака программного обеспечения, позволяющего контролировать всю цепочку работы с клиентами, обновление компьютеров, серверов и оргтехники. Предпочтение будет, вероятно, отдаваться менее дорогим решениям российских ИТ-компаний. В ближайшее время вряд ли следует ожидать всплеска внедрений ERP-систем с полным комплектом приложений.
Евгения Левина, Владимир Карачаровский /CNews Analytics