|
|
Обзор подготовлен
Ресторанный, клубный и гостиничный бизнес считаются одними из самых высокорентабельных сегментов в сфере отечественной торговли. Финансово-экономические показатели бизнеса, характер и степень использования здесь уже существующей ИТ-инфраструктуры позволяют рассчитывать на умеренный рост спроса на ИТ. ИТ-стратегия среднестатистического предприятия отрасли будет направлена на автоматизацию внутреннего сервиса и наращивание использования систем электронной коммерции для связи с поставщиками и потребителями.
Финансовые возможности и технологические потребности современных ресторанов, клубов, отелей растут вместе с подъемом интереса населения к цивилизованному и модному досугу. Продажа "времяпрепровождения" и "настроения" — едва ли не фундамент современной экономики услуг, к модели которых медленно, но верно приближается Россия. Интерес к сфере досуга и развлечений растет по мере того, как ужесточается работа в современной конторе, обед в ресторане становится типовым местом, где свои вопросы решает бизнес-элита, а посещение ресторанов и борнирование номеров в отелях определенного типа и уровня становится способом подчеркивания имиджа и статуса.
Экономико-технологическая база информатизации сектора общественного питания
Вид экономич. деятельности | Общественное питание (включая деятельность гостиниц с ресторанами) | Экономика в целом |
Показатель1 | ||
Показатели экономической базы информатизации | ||
Рост прибыльности бизнеса2 | +58,6%(+51,8%) | +0,08% (+77,4%) |
Уровень рентабельности бизнеса | 16,2%↑ | 14,3%↑ |
Доля убыточных предприятий | 26,2%↓ | 23,4%↓ |
Индекс задолженности3 | превышение в 2,4 раза | - |
Показатели использования ИТ в бизнесе | ||
Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала4 | 31,8 руб./чел. | 30,1 руб./чел. |
Индекс ИТ-емкости5 | 0,57% | 0,37% |
Удельный отраслевой ИТ-бюджет одного предприятия | ||
- по крупным и средним предприятиям - по ИТ-активным предприятиям6 |
79,1 тыс.руб. 276,4 тыс.руб. (455,3 тыс.руб.) |
75,7 тыс.руб. 132,8 тыс.руб. |
Доля предприятий, использующих системы электронной коммерции7 | 14,8%(15,4%) | 20,5%(12,6%) |
ИТ-вооруженность рабочих мест | ||
- в стоимостном выражении8 - в натуральном выражении9 |
1,6 тыс. руб./чел. 12%(4%) |
2,6 тыс. руб./чел. 26%(9%) |
Источник: CNews Analytics, 2008
Все это - факторы, которые стимулируют развитие сектора общественного питания и рост его внутреннего разнообразия, и не в последнюю очередь – создают потребность предприятий в новых технологиях. Сегодня точки доступа Wi-Fi в ресторанах, кафе, барах, гостиницах, возможность сделать заказ и подобрать меню по мобильному телефону, автоматизированное формирование блюд на основе набора ингредиентов, произвольно и часто меняющегося во времени, и в зависимости от пожеланий клиента, гибкие автоматизированные системы учета и планирования закупок ингредиентов, продуктов, блюд, товаров для реализации в гостиничных и ресторанных "точках", электронные системы оперативной обработки заказов клиентов на услуги и товары и т.д. – все это - непременные атрибуты устройства современного предприятия в сфере досуга, отдыха и развлечений.
Рост прибыли в секторе гостиниц и ресторанов отличается высокими и стабильными темпами, превосходящими темпы роста прибыли по экономике в целом. Так, по итогам 2007 года этот показатель составил здесь +58,6%. В 2006 году рост составил +51,8%. Для сравнения: по экономике в целом рост прибыли в 2007 году составил +0,08% при росте +77,4% годом ранее. Наряду с высокими темпами роста прибыли, гостиничный и ресторанный бизнес отличается высоким (для сферы торговли и услуг) уровнем рентабельности – 16,2%. Для сравнения рентабельность по экономике в среднем составляет 14,3%, рентабельность оптового бизнеса 11,5%. Доля убыточных предприятий в секторе гостиниц и ресторанов, как и во всей экономике, планомерно снижается – процент убыточных предприятий в 2007 году составил 26,2% (в целом по экономике — 23,4%).
Основываясь на этих показателях, можно было бы заключить, что возможности в сфере информатизации в ресторанном, клубном и гостиничном бизнесе довольно высоки. Однако несколько смазывает данную картину показатель финансовой устойчивости. Действительно, сам по себе объем прибыли и рентабельность ещё не достаточное основание, чтобы делать заключение о способности компании инвестировать в крупномасштабные высокотехнологичные проекты, которые, как мы уже отмечали, не являются для сферы торговли и услуг в сфере досуга профильными. Для оценки объема свободных средств, необходимо учитывать уровень задолженности компании, который показывает, насколько свободно руководство компании может распоряжаться полученной прибылью, не отягощена ли прибыль долгами и другими непокрытыми обязательствами. Особый интерес в данном случае представляет показатель превышения просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью.
По этому показателю, ресторанный и гостиничный бизнес, увы, в числе аутсайдеров – просроченная кредиторская задолженность по итогам 2007 года в 2,4 раза превысила просроченную кредиторскую задолженность. Это притом, что в целом по экономике проблема взаиморасчетов уже несколько лет как решена и таких цифр по большинству отраслей уже почти нет. Подчеркнем, что речь в данном случае не идёт о высоком уровне заимствований как таковом, что было бы вполне нормально для современной кредитной экономики и означало бы, что сектор активно инвестирует в собственное развитие – нет – речь идет о просроченных долгах, что свидетельствует о неспособности статистически представительного числа предприятий сектора платить по счетам. Надо ли говорить, что это мощный фактор, сдерживающий инвестиции в непрофильные высокотехнологичные инновации.
О потенциале компании как ИТ-заказчика можно судить по характеру и степени использования в бизнесе уже существующей у него ИТ-инфраструктуры. В первую очередь в этом ряду показателей следует отметить уровень инвестиций в ИТ-грамотность персонала. Важность этого показателя обуславливается тем, что от него напрямую зависит эффективность внедряемых компанией информационных систем. ИТ-грамотность персонала является индикатором того, насколько компания как целое подготовлено к технологической модернизации и эффективному использованию её результатов.
Как мы уже многократно отмечали, по этому показателю ситуация в России мало оптимистична, как в целом по экономике, так и по отдельным отраслям и секторам. Так, по экономике в целом на одного работающего в организациях приходятся затраты на ИТ-обучение в размере 30,1 руб. в год. Цифра свидетельствует о крайне низкой в целом по России ИТ-грамотности. Показатель, естественно, не учитывает эффект локализации инвестиций в ИТ-обучение. Это, однако, не отменяет того факта, что в целом персонал российских компаний остается малограмотным в сфере ИТ. Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала в секторе ресторанов, клубов и гостиниц относительно низок – ниже показатель только в рознице – 31,8 руб./чел. в год, что однако в среднем соответствует затратам на ИТ-грамотность по экономике в целом.
Наряду с этим, в секторе общественного питания и торговли в ресторанах и гостиницах самый низкий и показатель ИТ-вооруженности рабочих мест, причем как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Если по экономике в целом на одного сотрудника приходятся ИТ-затраты в размере 2,6 тыс. руб. в год, то в секторе торговли автотранспортными средствами – всего 1,6 тыс. руб. в год, что является самым низким показателем и в торговле — в 1,3 раза ниже, чем в розничной, в 2,7 раз ниже, чем у автодилеров и в 6,3 раза меньше, чем у оптовиков. Та же ситуация просматривается, если оценивать ИТ-вооруженность рабочих мест в натуральном выражении – в количестве рабочих мест, оснащенных ПК. Этот показатель составляет 12% по обычным ПК и 4% по ПК с доступом в интернет. Соответствующий показатель по экономике в целом, соответственно 26% и 9% — то есть в 2 с лишним раза выше. А если сравнивать с сектором торговли в целом, то ситуация ещё хуже – например, в целом по торговым предприятиям доля рабочих мест, оборудованных ПК с доступом в интернет составляет 12% — в 3 раза выше.
Как и в случае ритейла, оправданием этому может служить тот факт, что в ресторанах, клубах и отелях много рабочих мест, предполагающих физический труд средней и низкой квалификации и, соответственно, не требующих оснащенности ИТ, однако же процент такого персонала здесь всё же ниже, чем в ритэйле, а показатели, тем не менее, хуже. А вот показатель ИТ-емкости в пример всем другим сегментам торговой отрасли – один из самых высоких (0,57%) как в экономике (показатель по экономике – 0,37%), так и по сравнению с сектором торговли (примерно в 4 раза больше чем в рознице и в 6 с лишним раз больше, чем у автодилеров и оптовых компаний).
Высокая ИТ-емкость при низкой ИТ-вооруженности рабочих мест свидетельствует о доминировании на предприятиях "внешних" ИТ-решений – логистика и сбыт, при этом внутренние клиентоориентированные сервисы ещё мало автоматизированы – то есть, например, системы работы с поставщиками ингредиентов и продуктов автоматизированы, а вот обработка заказов клиента в ресторане происходит "вручную". Будущая информатизация, скорее всего, пойдет по пути интеграции "внешних" и "внутренних" ИС, роста автоматизации внутреннего сервиса.
Напомним, что показатель ИТ-ёмкости бизнеса, представляющий собой объем ИТ-затрат компании на единицу производимой продукции (либо на единицу прибыли), хорошо показывает степень насыщенности потребностей компании в ИТ. Относительно высокий уровень ИТ-емкости вкупе со скромным объемом свободных средств, отягощенных непогашенными задолженностями в системе взаиморасчетов и капиталоемкой структурой оборотных затрат, свидетельствует о том, что предприятия общественного питания и торговли в сфере досуга и развлечений этот сегмент довольно активно инвестируют в ИТ относительно своих финансовых возможностей. Убедительная иллюстрация тому — всплеск ИТ-расходов в 566% в 2005 году с последующим в 2006 году всего лишь 20%-ным их снижением, что фактически означало сохранение взятого уровня расходов прошлого года. Тем не менее, опережающее инвестирование в ИТ означает в среднесрочной перспективе развитие спроса на ИТ с периодическими "провалами" ИТ-затрат, которые уже были отмечены в 2006 году.
Не исключено, что средние предприятия сектора гостиничной и ресторанной торговли пойдут по упрощенной системе автоматизации внешних связей (с поставщиками и потребителями), заменяя, например, довольно дорогостоящее внедрение SCM-систем услугами товарных электронных бирж или внедрение CRM-систем – организацией для "массового" клиента порталов для онлайн-заказов блюд. Показатели использования услуг электронной коммерции в секторе общественного питания и торговли в гостиницах и ресторанах сегодня таковы: 14,8% предприятий используют электронную коммерцию для размещения заказов (поиска поставщиков) и 15,4% для получения заказов (поиска клиентов). Это несколько ниже, чем по экономике в целом (20,5% и 12,6% соответственно), но не исключено, что именно это направление высокотехнологичных услуг будет интенсивно прирастать в ближайшем будущем.
Наконец, об ИТ-бюджете в секторе гостиничной и ресторанной торговли. Напомним, что для отраслей данный показатель является средневзвешенным и потому весьма условным, не учитывающим эффект локализации инвестиций (например, в узкой группе крупнейших компаний отрасли), но, тем не менее, этот показатель позволяет выявить портрет среднестатистического ИТ-заказчика в отрасли.
Удельный ИТ-бюджет среднестатистического предприятия в секторе ресторанов, клубов, гостиниц составляет 79,1 тыс. руб. в расчете на одно крупное и среднее предприятие (в целом по экономике соответствующий 75,7 тыс. руб.) и 276,4 тыс. руб. в расчете на одно ИТ-активное предприятие (в целом по торговле соответствующий показатель 455,3 тыс. руб., а по экономике 132,8 тыс.руб.). Как видим, показатели неплохие относительно ситуации по экономике в целом, хотя и уступают ситуации в основных секторах торговли.
В целом финансово-экономические показатели бизнеса, характер и степень использования уже существующей ИТ-инфраструктуры в секторе общественного питания и торговли в ресторанах, клубах и отелях позволяет говорить о том, что в ближайшем будущем спрос на ИТ в этом сегменте будет проявлять тенденцию к умеренному росту, возможно сопровождающимся периодическими "провалами" ИТ-потребления, что связано и с ограниченностью свободных средств и опережающим характером ИТ-инвестиций в текущий период. Стратегия информатизация среднестатистического предприятия отрасли будет направлена на автоматизацию внутреннего сервиса и наращивание использования для связи с поставщиками и потребителями систем электронной коммерции.
Примечания:
1 Стрелка указывает на рост или снижение показателя за год
2 Рост прибыли в отрасли за год в фактич. ценах (в скобках дано значение за предыдущий год).
3 Превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью (в %% от просроченной дебиторской задолженности)
4 Затраты на ИТ-обучение на одного сотрудника в год
5 Доля ИТ-затрат в обороте организаций
6 Под ИТ-активными понимаются предприятия использующие ЛВС различного уровня сложности. В скобках приведено значение показателя для сектора торговли в целом.
7 По предприятиям, использовавшим интернет для размещения (цифра в скобках – для получения) заказов на продукцию/услуги.
8 ИТ-затраты в расчёте на одного сотрудника
9 Число ПК (ПК с доступом в Интернет) на 100 работников.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics