|
|
Обзор подготовлен
Современные автодилеры из простых торговцев автомобилями стремительно превращаются в торговые предприятия со сложной системой связей с производителями и широчайшей палитрой клиентских услуг. Экономические и технологические характеристики этих компаний автомобильного рынка указывают на высокий потенциал их информатизации, что, скорее всего, будет приводить к дальнейшему росту спроса на ИТ.
Автомобильный рынок в России в последние несколько лет претерпевает радикальные изменения и в количественном, и в качественном отношении. В условиях уже достаточно длительной стабильности экономики Россия становится все более привлекательным на мировой арене автомобильным рынком. Возрастает число автодилеров, расширяется их филиальная сеть, усложняется система сервисов, когда потребителю предлагается фактически самому «собрать» свой автомобиль, заказав определенную комплектацию, с различными дополнительными опциями.
Экономико-технологическая база информатизации автодилеров
Вид экономич. деятельности | Торговля автотранспортными средствами | Экономика в целом |
Показатель1 | ||
Рейтинг CNews: Северо-Запад 2008 | ||
Рост прибыльности бизнеса2 | +73%(+79%) | +0,08% (+77,4%) |
Уровень рентабельности бизнеса | 6,3%↑ | 14,3%↑ |
Доля убыточных предприятий | 21,4%↓ | 23,4%↓ |
Индекс задолженности3 | - | - |
Показатели использования ИТ в бизнесе | ||
Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала4 | 51,1 руб./чел. | 30,1 руб./чел. |
Индекс ИТ-ёмкости5 | 0,07% | 0,37% |
Удельный отраслевой ИТ-бюджет одного предприятия | ||
- по крупным и средним предприятиям - по ИТ-активным предприятиям6 |
264,8 тыс.руб. 455,3 тыс.руб. |
75,7 тыс.руб. 132,8 тыс.руб. |
Доля предприятий, использующих системы электронной коммерции7 | 28,2%(18,6%) | 20,5%(12,6%) |
ИТ-вооруженность рабочих мест | ||
- в стоимостном выражении8 - в натуральном выражении9 |
4,2 тыс.руб./чел. 25%(12%) |
2,6 тыс.руб./чел. 26%(9%) |
В первую очередь возможности в сфере информатизации определяются финансово-экономическим положением компании, объемом свободных средств, которые могут быть перераспределены в пользу тех или иных, актуальных для компании, программ и проектов. На рост или снижение этих возможностей указывает индекс прибыльности бизнеса, отмечающий изменение уровня прибыли от года к году. Показателем объема свободных средств также является рентабельность бизнеса – товаров, услуг, активов.
Показатели прибыльности автодилеров отражают отмеченную выше особенность текущего периода развития автомобильного рынка в России с ярко выраженным «бумом» спроса на их услуги — прежде всего, в секторе легковых автомобилей. При довольно скромном росте прибыльности по экономике в целом (всего лишь +0,08% в 2007 году против +77,4% годом ранее), автодилеры демонстрируют колоссальные и устойчивые темпы роста прибыли (+73% в 2007 году и +79% годом ранее). Однако рост прибыли не означает высокой рентабельности бизнеса, которая в автодилерском бизнесе относительно невелика (6,3% против 14,3% по экономике в целом), что указывает на не настолько уж большие, как можно ожидать по темпам роста прибыли, объемы свободных средств в отрасли.
К тому же сам по себе объем свободных средств ещё не достаточное основание, чтобы делать заключение о способности компании инвестировать в реструктуризацию на основе внедрения высоких технологий. Здесь, в первую очередь, необходимо учитывать уровень задолженности компании, который показывает, насколько свободно руководство может распоряжаться полученной прибылью. Особый интерес в данном случае представляет показатель превышения просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью.
Во-первых, само наличие просроченной кредиторской задолженности указывает на низкую финансовую устойчивость компании, неспособность рассчитываться по долгам и, следовательно, на высокие барьеры инвестиций в технологические инновации, в том числе из-за того, что такому предприятию трудно найти инвестора, готового вложить в него деньги, а также — на низкую устойчивость к вызываемым ими переменам.
Во-вторых, факт превышения просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской говорит о том, что даже при условии полного погашения компаниям дебиторской задолженности, что даст им возможность погасить соответствующую часть своих собственных долгов, на ней всё равно останется долг, расплатиться по которому компания не в состоянии.
По этому показателю автодилеры демонстрируют себя с лучшей стороны. Как и по экономике в целом, по сектору торговли автотранспортными средствами нет просроченной кредиторской задолженности, что само по себе хорошо характеризует бизнес, но и выгодно отличает его от других секторов торговли. Например, в розничной торговли просроченная кредиторская задолженность составляет 113% от просроченной дебиторской, а в гостиничном и ресторанном бизнесе – в 2,4 раза превосходит её.
Таким образом, маневр в планировании высокотехнологичных инвестиций у автодилеров достаточно высок, несмотря на относительно небольшую рентабельность бизнеса. Чистая прибыль автодилеров практически не отягощена незакрытыми обязательствами и может направляться исключительно на развитие.
Индикатором экономической готовности к информатизации отрасли является доля убыточных предприятий, которая сразу позволяет определить верхнюю границу спроса на ИТ. Как и в большинстве других отраслей экономики, в секторе торговли автотранспортными средствами снижается доля убыточных предприятий. За последний год их количество сократилось до 21,4% (соответствующий показатель по экономике 23,4%).
О потенциале компании как ИТ-заказчика можно судить по характеру и степени использования в бизнесе уже существующей у него ИТ-инфраструктуры. В первую очередь в этом ряду показателей следует отметить уровень инвестиций в ИТ-грамотность персонала. Важность этого показателя обуславливается тем, что от него напрямую зависит эффективность внедряемых компанией информационных систем. ИТ-грамотность персонала является индикатором того, насколько компания как целое подготовлено к технологической модернизации и эффективному использованию её результатов. Необходимым условием этого является не только возможность пригласить в компанию консультанта и осуществить собственно внедрение, но и наличие в трудовом коллективе своих собственных хорошо подготовленных сотрудников, способных эффективно использовать в своей работе преимущества, даваемые внедренными технологическими средствами.
Картина по этому показателю в России мало оптимистична, как в целом по экономике, так и по отдельным отраслям и секторам. Так, по экономике в целом на одного работающего в организациях приходятся затраты на ИТ-обучение в размере 30,1 руб. в год. Цифра свидетельствует о крайне низкой в целом по России ИТ-грамотности. Этот показатель, естественно, не учитывает эффект локализации инвестиций в ИТ-обучение. Ясно, что курсы ИТ-подготовки (в самом широком смысле – от базового ликбеза до глубокого специализированного обучения с получением на выходе сертификата) проходят незначительная часть работающего населения. Кроме того, конечно, надо учитывать и то обстоятельство, что далеко не каждый работник имеет дело с ИТ и, соответственно, его работа не требует специальной подготовки, кроме «стихийной», заключающейся в обучении работе с ПК в «домашних условиях». Это, однако, не отменяет того факта, что в целом персонал компаний остается малограмотным в сфере ИТ. Сектор торговли автотранспортными средствами – не только не исключение, но, напротив, пример одной из самых запущенных ситуаций. Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала у автодилеров соотносится с аналогичным показателем по экономике в целом как 51,1 руб./чел. против 30,1 руб./чел. в год, то есть более чем в 1,7 раза выше, хотя сама по себе цифра крайне мала.
Наряду с этим, в секторе относительно высок и показатель ИТ-вооруженности рабочих мест. Если по экономике в целом на одного сотрудника приходятся ИТ-затраты в размере 2,6 тыс. руб. в год, то в секторе торговли автотранспортными средствами – всего 4,2 тыс. руб. в год.
Не менее важным является показатель ИТ-ёмкости бизнеса, представляющий собой объем ИТ-затрат компании на единицу производимой продукции (либо на единицу оборота организации). Показатель ИТ-емкости (особенно на фоне сравнения с аналогичными показателями по другим, близким по виду экономической деятельности, компаниям, со среднеотраслевыми или средними по экономике показателями) хорошо показывает степень насыщенности потребностей компании в ИТ. Например, низкие уровни ИТ-емкости наряду с высокими экономическими показателями производства позволяют прогнозировать в краткосрочной и среднесрочной перспективе роста спроса данной компании на ИТ. Высокий уровень ИТ-емкости вкупе с высоким экономическим потенциалом предприятия будет свидетельствовать, скорее всего, о том, что ИТ-потребности в значительной мере удовлетворены и в ближайшем будущем данной компания, скорее всего, не будет наращивать спрос на ИТ либо даже сократит его. Наконец, низкий уровень ИТ-емкости вкупе с низкими технико-экономическими показателями бизнеса позволяет зачислить данную компанию в число не-перспективных на ИТ-рынке игроков. Аналогичные выводы могут быть сделаны на основе показателя ИТ-вооруженности работника (например, уровень компьютеризации рабочих мест).
У автодилеров уровень ИТ-емкости также крайне мал среди прочих отраслей и секторов экономике. Затраты на ИТ в обороте составляют у автодилеров 0,07%, что почти в 5 раз ниже, чем в целом по экономике. При этом автодилеры активно развивают электронные средства получения заказов на продукцию (связь с клиентами) – это широко известная сегодня система заказов индивидуальных комплектаций автомобилей по интернету. Вообще в торговле показатель использования интернета для размещения и получения заказов один из самых высоких в экономике – 28,2% торговых компаний используют систему электронных бирж для размещения заказов (поиск товаров, поставщиков) и 18,6% для получения заказов (предложение товаров, поиск потребителей). Соответствующие показатели по экономике – ниже 20,5% и 12,6% соответственно.
На инвестиционный ИТ-потенциал как отдельных компаний, так и отраслей, секторов экономики хорошо указывает показатель ИТ-бюджета. Для отрасли данный показатель является средневзвешенным и потому весьма условным, не отражающим реальных расходов предприятий отрасли на ИТ, но тем не менее, он позволяет судить о том, ИТ-проекты какого класса будут наиболее востребованы в данной отрасли – высокобюджетные, низкобюджетные или проекты со средним бюджетом. Также как и индекс инвестиций в ИТ-грамотность, данный показатель не учитывает эффект локализации инвестиций, но, с учетом этих оговорок, позволяет выявить портрет среднестатистического ИТ-заказчика в отрасли.
Удельный ИТ-бюджет предприятия – один из немногих показателей развития ИТ-инфраструктуры автодилерских компаний, по которому они существенно опережают экономику. Так, величина удельного отраслевого ИТ-бюджета одного предприятия в секторе примерно в 3,5 раза выше, чем в целом по экономике (264,8 тыс.руб. против 75,7 тыс.руб.).
Таким образом, в целом экономические показатели бизнеса и характер использования в бизнесе уже существующей ИТ-инфраструктуры автодилерских компаний позволяет говорить, при условии отсутствия негативных макроэкономических подвижек в спросе на автомобильном рынке, в ближайшем будущем спрос на ИТ в этих сегментах будет проявлять тенденцию к умеренному но устойчивому росту. Портрет среднестатистического предприятия отрасли – это относительно высокое на фоне экономики в целом (при всей условности данного показателя) значение удельного отраслевого ИТ-бюджета одного предприятия при относительно высоких показателях ИТ-затрат на одного работника, но довольно низкой ИТ-емкости бизнеса. Информатизация сектора будет продолжать развиваться в значительной мере на основе интеграции систем внутренних клиентоориентированных сервисов и систем работы с поставщиком – последнего шага к завершению построения у автодилеров современных систем ERP-класса.
Примечания:
1 Стрелка указывает на рост или снижение показателя за год
2 Рост прибыли в отрасли за год в фактич. ценах (в скобках дано значение за предыдущий год).
3 Превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью (в %% от просроченной дебиторской задолженности)
4 Затраты на ИТ-обучение на одного сотрудника в год
5 Доля ИТ-затрат в обороте организаций
6 Под ИТ-активными понимаются предприятия использующие ЛВС различного уровня сложности. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)
7 По предприятиям, использовавшим интернет для размещения (цифра в скобках – для получения) заказов на продукцию/услуги. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)
8 ИТ-затраты в расчёте на одного сотрудника
9 Число ПК (ПК с доступом в Интернет) на 100 работников. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)
Владимир Карачаровский / CNews Analytics