|
|
Обзор подготовлен
Спрос на ИТ со стороны оптовых компаний продолжает проявлять тенденцию к устойчивому росту. Возможные периодически "выбросы" ИТ-затрат здесь обусловлены явно недоиспользованными резервами прибыли, которые оптовые компании могут превратить в высокотехнологичные инвестиции.
Оптовая торговля является важным посредническим звеном в движении товара от производителя к конечному (розничному) продавцу. Развитая оптовая торговля – показатель цивилизованности и зрелости рынка. Оптовые компании являются мощным рыночным инструментом, позволяющим сокращать транзакционные и транспортные издержки, связанные с поиском товара и его доставкой от производителя к месту конечной реализации, освободив для розничных компаний средства и время для осуществления конечной цели – повышения качества обслуживания населения.
Экономико-технологическая база информатизации сектора оптовой торговли
Вид экономич. деятельности | Оптовая торговля | Экономика в целом |
Показатель1 | ||
Показатели экономической базы информатизации | ||
Рост прибыльности бизнеса2 | -10,5%(+98,6%) | +0,08% (+77,4%) |
Уровень рентабельности бизнеса | 11,5%↑ | 14,3%↑ |
Доля убыточных предприятий | 27,0%↓ | 23,4%↓ |
Индекс задолженности3 | - | - |
Показатели использования ИТ в бизнесе | ||
Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала4 | 118,2 руб./чел. | 30,1 руб./чел. |
Индекс ИТ-емкости5 | 0,09% | 0,37% |
Удельный отраслевой ИТ-бюджет одного предприятия | ||
- по крупным и средним предприятиям - по ИТ-активным предприятиям6 |
264,8 тыс.руб. 455,3 тыс.руб. |
75,7 тыс.руб. 132,8 тыс.руб. |
Доля предприятий, использующих системы электронной коммерции7 | 28,2%(18,6%) | 20,5%(12,6%) |
ИТ-вооруженность рабочих мест | ||
- в стоимостном выражении8 - в натуральном выражении9 |
9,9 тыс.руб./чел. 25%(12%) |
2,6 тыс.руб./чел. 26%(9%) |
Источник: CNews Analytics, 2008
Оптовая торговля – самый крупный и самый прибыльный сегмент. Прибыль оптовиков в 20-25 раз выше, чем в рознице или у автодилеров. При этом число крупных компаний в оптовом секторе всего в 1,3 раза больше, чем в рознице, и в 7 раз больше, чем в сегменте торговли автотранспортными средствами. Это означает, что на одно крупное оптовое предприятие приходится прибыли примерно в 15 раз больше, чем на одного крупного ритейлера, и в 3 раза больше, чем на одного крупного автодилера.
В первую очередь, возможности в сфере информатизации определяются финансово-экономическим положением компании, объемом свободных средств, которые могут быть перераспределены в пользу тех или иных, актуальных для компании, программ и проектов. На рост или снижение этих возможностей указывает индекс прибыльности бизнеса, отмечающий изменение уровня прибыли от года к году. Показателем объема свободных средств также является рентабельность бизнеса – товаров, услуг, активов.
Показатели прибыльности сектора оптовой торговли на первый взгляд выглядят нестабильно — уже несколько лет за годом роста прибыли следует год её сокращения. Так было в 2004 и 2005 гг. (рост +91,3% и последовавшее сокращение -12,6%), та же ситуация сложилась и в 2006-2007 гг. (рост +98,6% с последующим сокращением -10,5%). Для сравнения: по экономике в целом рост прибыли в 2007 году составил +0,08% при росте +77,4% годом ранее.
Данное обстоятельство, однако, не должно создать ложного впечатления о проблемах с прибылью у оптовиков – 10% процентное сокращение на фоне почти двоекратного роста в предшествующем году означает лишь небольшую корректировку – даже с учетом этого падения рост предшествующего года воспроизводится почти на 90%.
Рентабельность оптового бизнеса также достаточно высока — 11,5%, что хоть и ниже, чем по экономике в целом (14,3%), но при этом вдвое выше, чем у автодилеров (6,3%). При том что на каждое оптовое предприятие приходится объем прибыли, в 3, а то и в 15 раз выше, чем у любого другого торгового предприятия, достаточность свободных средств у оптовиков, которые они могут направлять на высокотехнологичные инвестиции, не вызывает сомнений.
Однако сам по себе объем свободных средств еще не достаточное основание, чтобы делать заключение о способности компании инвестировать в реструктуризацию на основе внедрения высоких технологий. Здесь, в первую очередь, необходимо учитывать уровень задолженности компании, который показывает, насколько свободно руководство может распоряжаться полученной прибылью. Особый интерес в данном случае представляет показатель превышения просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью, который указывает на финансовую устойчивость компании, способность рассчитываться по долгам и, следовательно, инвестировать в крупные технологические инновации. По этому показателю оптовые компании демонстрируют себя с лучшей стороны. В секторе оптовой торговли нет просроченной кредиторской задолженности, что само по себе хорошо характеризует бизнес и выгодно отличает его от других секторов. Например, в розничной торговле просроченная кредиторская задолженность составляет 113% от просроченной дебиторской, а в гостиничном и ресторанном бизнесе – в 2,4 раза превосходит ее.
Индикатором экономической готовности к информатизации отрасли является доля убыточных предприятий, которая сразу позволяет определить верхнюю границу спроса на ИТ. Как и в большинстве других отраслей экономики, в секторе оптовой торговли снижается доля убыточных предприятий. За последний год их количество сократилось до 27,0%, хотя эта цифра и превышает среднюю по экономике (23,4%).
О потенциале компании как ИТ-заказчика можно судить по характеру и степени использования в бизнесе уже существующей у него ИТ-инфраструктуры. В первую очередь, в этом ряду показателей следует отметить уровень инвестиций в ИТ-грамотность персонала. Важность этого показателя обуславливается тем, что от него напрямую зависит эффективность внедряемых компанией информационных систем. ИТ-грамотность персонала является индикатором того, насколько компания как целое подготовлено к технологической модернизации и эффективному использованию ее результатов. Необходимым условием этого является не только возможность пригласить в компанию консультанта и осуществить внедрение, но и наличие в трудовом коллективе своих собственных хорошо подготовленных сотрудников, способных эффективно использовать в своей работе преимущества, даваемые внедренными технологическими средствами.
Картина по этому показателю в России мало оптимистична, как в целом по экономике, так и по отдельным отраслям и секторам. Так, по экономике в целом на одного работающего в организациях приходятся затраты на ИТ-обучение в размере 30,1 руб. в год. Цифра свидетельствует о крайне низкой в целом по России ИТ-грамотности. Этот показатель, естественно, не учитывает эффект локализации инвестиций в ИТ-обучение. Конечно, надо учитывать и то обстоятельство, что далеко не каждый работник имеет дело с ИТ и, соответственно, его работа не требует специальной подготовки в этой области. Это, однако, не отменяет того факта, что в целом персонал компаний остается малограмотным в сфере ИТ. Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала в оптовых компаниях соотносится с аналогичным показателем по экономике в целом как 118,2 руб./чел. против 30,1 руб./чел. в год, что является относительно довольно высоким показателем.
Наряду с этим, у оптовиков относительно высок и показатель ИТ-вооруженности рабочих мест – самый высокий среди прочих секторов торговли. Если по экономике в целом на одного сотрудника приходятся ИТ-затраты в размере 2,6 тыс. руб. в год, то в секторе оптовой торговли – всего 9,9 тыс. руб. в год, что значительно выше, чем у автодилеров (в 2 раза), ритейлеров (в 5 раз) и в секторе общественного питания (в 6 раз).
Не менее важным является показатель ИТ-ёмкости бизнеса, представляющий собой объем ИТ-затрат компании на единицу производимой продукции (либо на единицу оборота организации). Показатель ИТ-емкости (особенно на фоне сравнения с аналогичными показателями по другим, близким по виду экономической деятельности, компаниям, со среднеотраслевыми или средними по экономике показателями) хорошо показывает степень насыщенности потребностей компании в ИТ. Например, низкие уровни ИТ-емкости наряду с высокими экономическими показателями производства позволяют прогнозировать в краткосрочной и среднесрочной перспективе рост спроса компаний на ИТ, так как, с одной стороны, существует значительный недоиспользованный резерв прибыли, а с другой, рост прибыльности всегда должен подкрепляться совершенствованием бизнес-процессов, что, как правило, предполагает совершенствование созданной ИТ-инфраструктуры. Именно это и есть случай оптовиков.
При высоких прибылях и относительно высокой рентабельности, у оптовиков уровень ИТ-емкости также относительно невелик среди прочих отраслей и секторов экономике. Затраты на ИТ в общем объеме прибыли составляют у оптовых компаний менее 0,09%, что в 4 раза ниже, чем в целом по экономике. Это одно из самых низких значений среди прочих секторов торговли.
При этом предприятия оптовой торговли активно используют в своем бизнесе системы электронной коммерции для связи с розничными компаниями. Вообще, в торговле этот показатель один из самых высоких в экономике – 28,2% торговых компаний используют систему электронных бирж для размещения заказов (поиск товаров, связь с поставщиками) и 18,6% для получения заказов (предложение товаров, связь с потребителями, предприятиями розницы). Соответствующие показатели по экономике – ниже 20,5% и 12,6% соответственно.
На инвестиционный ИТ-потенциал как отдельных компаний, так и секторов экономики хорошо указывает показатель ИТ-бюджета. Для отрасли данный показатель является средневзвешенным и потому весьма условным, не отражающим реальных расходов предприятий отрасли на ИТ, но, тем не менее, он позволяет судить о том, ИТ-проекты какого класса будут наиболее востребованы в данной отрасли – высокобюджетные, низкобюджетные или проекты со средним бюджетом. Также как и индекс инвестиций в ИТ-грамотность, данный показатель не учитывает эффект локализации инвестиций, но, с учетом этих оговорок, позволяет выявить портрет среднестатистического ИТ-заказчика в отрасли.
Удельный ИТ-бюджет предприятия – один из немногих показателей развития ИТ-инфраструктуры оптовых компаний, по которому они существенно опережают экономику. Так, величина удельного отраслевого ИТ-бюджета одного предприятия в секторе примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике (230 тыс. руб. против 75,7 тыс. руб.).
В целом экономическое положение, характер и степень использования в бизнесе уже существующей ИТ-инфраструктуры оптовых компаний позволяет говорить, при условии отсутствия негативных макроэкономических подвижек и, в первую очередь, при продолжившемся росте розницы, в ближайшем будущем спрос на ИТ со стороны оптовых компаний будет проявлять тенденцию к устойчивому росту, возможно сопровождающимся периодическими "выбросами" ИТ-затрат, что обусловлено явно недоиспользованными резервами прибыли, которые оптовые компании могут превратить в высокотехнологичные инвестиции.
Примечания:
1 Стрелка указывает на рост или снижение показателя за год
2 Рост прибыли в отрасли за год в фактич. ценах (в скобках дано значение за предыдущий год).
3 Превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью (в %% от просроченной дебиторской задолженности)
4 Затраты на ИТ-обучение на одного сотрудника в год
5 Доля ИТ-затрат в обороте организаций
6 Под ИТ-активными понимаются предприятия использующие ЛВС различного уровня сложности. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)
7 По предприятиям, использовавшим интернет для размещения (цифра в скобках – для получения) заказов на продукцию/услуги. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)
8 ИТ-затраты в расчёте на одного сотрудника
9 Число ПК (ПК с доступом в Интернет) на 100 работников. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)
Владимир Карачаровский / CNews Analytics