|
|
Обзор подготовлен
При составлении очередного ежегодного рейтинга уровня информатизации крупнейших ритейлеров России по итогам 2007 г. эксперты CNews Analytics несколько скорректировали критерии оценки, расширив число рассматриваемых параметров. В итоге позиции ранкинга распределись иначе, чем годом ранее, а на первое место вышли "питерцы".
Для участия в ежегодном рейтинге CNews Analytics традиционно были отобраны крупнейшие российские розничные сети, работающие в разных рыночных секторах: супермаркеты, дискаунтеры, продовольственные и непродовольственные сети, сети бытовой электроники, сотовая и аптечная розница. Всего исследовалось 40 крупнейших ритейлеров России.
При подготовке рейтинга экспертам (игрокам розничного рынка, интеграторам, разработчикам) предлагалось ранжировать торговые предприятия по расширенному списку параметров: автоматизированная торговая система/ERP, автоматизация расчетно-кассовых узлов, управление складом, управление цепочками поставок, CRM, call-центр, электронный документооборот, система управления скидками и поощрениями, ИТ-услуги, управление ИТ-инфраструктурой, обслуживание пластиковых карт, интернет-торговля.
Анкеты со списком розничных сетей были отправлены экспертам, ранжировавшим по каждому из указанных критериев те сети, по которым могли составить экспертное заключение. Для оценки ИКТ-инфраструктуры розничных сетей в целом был разработан список оценочных критериев: соответствие функционала системы требованиям, техническое удобство в эксплуатации, фактически доступные инструменты, масштабируемость, производительность систем, интеграция систем, ресурсный потенциал. Затем все данные, в том числе пропущенные, были сведены в единую таблицу для обработки по методу неполных парных сравнений (НПС), в результате чего был получен НПС-рейтинг розничных сетей.
Следует иметь в виду, что предлагаемый рейтинг построен по определенному набору критериев, следовательно, его и следует рассматривать как сравнение розничных сетей под заданным углом зрения. Рейтинг не следует трактовать как оценку сетей в целом. Вместе с тем, в рамках заданных критериев и с учетом неполноты данных, НПС-рейтинг — один из немногих инструментов, позволяющих делать обоснованные суждения о сравнительном состоянии информатизации российских розничных сетей.
Рейтинг: Уровень информатизации крупнейших розничных сетей России 2008 | ||
Ранг | Ранг в 2007 г. | Розничная сеть |
1 | 12 | О’кей |
2 | 10 | Лента |
3 | 1-2 (Перекресток, Пятерочка) | Х5 Retail |
4 | 3 | Евросеть |
5 | - | Вестер |
6 | - | Виктория |
7 | 6 | Копейка |
8 | 11 | Эльдорадо |
9 | 8 | МВидео |
10 | 20 | Мир |
11 | 7 | Аптеки 36,6 |
12 | - | Grossmart |
13 | - | Мосмарт |
14 | - | Ригла |
15 | - | Детский мир |
16 | 4 | Седьмой континент |
17 | 18 | Красный куб |
18 | - | Компьютер-Центр «КЕЙ» |
19 | - | Топ-книга |
20 | 15 | Связной |
21 | - | Спортмастер |
22 | 17 | Диксис |
23 | Техносила | |
24 | 13 | Патэрсон |
25 | 14 | Дикси |
Рейтинг подготовлен CNews Analytics, 2007
Учитывая, что при подготовке рейтинга 2008 г. был расширен список исследуемых сетей, а также изменены параметры и критерии оценки, не корректно проводить сравнения с результатами предыдущего ранкинга. Тем не менее обращают на себя внимания "скачки" некоторых игроков. Так, с 12-го на 1-е место поднялся "О'кей". В сети реализовано одно из крупнейших внедрений Microsoft Dynamics AX в российской рознице (750 одновременных пользователей). В последнее время эта питерская сеть переживает бурный рост: за 2007 г. ей удалось почти в два раза увеличить показатель оборота. Активно реализуется стратегия региональной экспансии, одновременно продолжают открываться новые гипер- и супермаркеты в Петербурге.
С точки зрения качества информатизации, ИТ-покрытия всех основных процессов, инновационной составляющей бизнеса, "О'кей" обогнал по итогам 2007 г. традиционных лидеров – «Перекресток» и «Пятерочку», которые в этом году фигурируют в рейтинге как X5 Retail. Последнюю оттеснила на третье место "Лента", еще одна питерская сеть, работающая в форматах Cash&Carry, гипермаркета и дискаунтера. Ритейлер, лидирующий в 2007 г. по темпам ввода в эксплуатацию гипермаркетов (оценка РБК) и ежегодно увеличивающий оборот в 1,5 раза, делает акцент на высокой технологичности своих бизнес-процессов. Стратегию удержания максимально низких цен, не теряя прибыли, здесь реализуют за счет оптимизации и экономии, обеспечиваемой ИТ.
"Узкие места" в ИТ-инфраструктуре розницы, 2008 (%)
Источник: CNews Analytics, 2008
Смещение ряда игроков на более низкие позиции обусловлено выявлением проблем в состоянии ИКТ-инфраструктур. Так, по экспертным оценкам, 47% рассматриваемых CNews Analytics ритейлеров сталкивается с трудностями, порожденными плохо отлаженными системами. Встречаются и другие недостатки: "провисание" информатизации при отсутствии электронного документооборота, отсутствие call-центра, не поддерживаемый интернет-ресурс, сбои в системах автоматизации расчетно-кассовых узлов, не отлаженные расчеты при помощи пластиковых карт, не автоматизированное управление скидками и поощрениями, взаимодействия с клиентами и т.д. Еще одним слабым звеном может быть ресурсный потенциал систем, из-за чего темпы роста бизнеса начинают опережать предполагаемый масштаб, на который рассчитана система. Соответственно, ритейлеры рискуют столкнуться с незапланированными тратами на модернизацию.
Сегодня бурно развивающийся ритейл, который все больше ориентирован на привлечение инвесторов и фондовые рынки, с одной стороны, и сокращение издержек, с другой, заинтересован в прозрачности, управляемости и эффективности своих ИТ. При этом в фокусе по-прежнему должен оставаться клиент - в условиях ужесточающейся конкуренции необходимо обеспечить наиболее качественный, оперативный и удобный сервис.
Мария Попова / CNews Analytics