|
|
Обзор подготовлен
Уже не первый год CNews Analytics отмечает, что информатизация торговли в России не сбавляет оборотов, а предприятия отрасли остаются одними из самых активных ИТ-заказчиков. Устойчиво сохраняющаяся их значимая доля в общей структуре ИТ-затрат отражает нарастающую сложность и самих постоянно расширяющихся сетей, и всего розничного бизнеса. По разным оценкам, рост спроса, в частности на аппаратные средства, за последние два года составил свыше 20%.
За прошедший год ИТ-предпочтения торговых предприятий не изменились. Ритейл продолжает решать основные задачи автоматизации, прибегая в основном к традиционным подходам. Хотя постепенно начинают осваиваться и новые для розницы технологии, в особенности RFID, Wi-Fi и т.д. Однако говорить о массовом применении подобных систем пока, конечно, преждевременно: решения на их основе еще довольно дороги.
Большинство предприятий розничной торговли уже не представляют своей работы без комплексных систем автоматизации. Обычным явлением становится внедрение программно-аппаратных комплексов, которые включают системы для управления кассовым и специализированным торговым оборудованием, выполняющих функции оперативного и управленческого учета, товародвижения, управления запасами и логистикой. Жесткая конкуренция предъявляет высокие требования к обслуживанию покупателей в торговом зале и на кассах. В связи с этим наиболее востребованными средствами автоматизации магазина остаются POS-системы, оборудование штрих-кодирования, принтеры и сканеры шрих-кода, автоматизирующие процессы учета товародвижения, а также принтеры этикеток и торговые весы. Традиционно особую роль в автоматизации розничной торговли играют системы безопасности торгового процесса, в частности противокражные системы, позволяющие организовать событийный контроль на кассовых терминалах и вести видеонаблюдение во всех охраняемых помещениях магазина.
Достаточно невысокая рентабельность торгового бизнеса заставляет предпринимателей уделять большое внимание средствам автоматизации, позволяющим снижать производственные издержки. В целом подобные системы нацелены на рост производительности труда за счет автоматизации большинства рутинных операций, повышение контроля над действиями персонала, снижение влияния на торговый процесс человеческого фактора и уменьшение числа злоупотреблений.
Современные торговые системы объединяют большое число сложных устройств, слаженная работа которых невозможна без специализированного программного обеспечения. Связь с аппаратурой базируется на системе драйверов, построенных по определенным стандартам (например, UnifiedPOS), что позволяет поддерживать любое оборудование с минимальной настройкой и максимальной степенью надежности и диагностики. В итоге и оборудование, и ПО должны увязываться в комплекс, объединяющий системы управления торговым залом и системы управления торговым предприятием.
Повышение спроса на современные системы автоматизации торгового процесса связано с укрупнением предприятий розничной торговли. Их использование наиболее оправдано в больших супермаркетах, где в часы пик наплыв покупателей возрастает в разы, и необходимо значительно увеличить пропускную способность кассовых терминалов. Неоперативная работа кассиров в данном случае приводит к образованию очередей, спешке в работе и увеличению количества ошибок, что всегда вызывает недовольство покупателей. Простое увеличение числа кассовых терминалов далеко не самый лучший вариант, поскольку приводит к росту издержек, связанных с закупкой оборудования и наймом дополнительного персонала. При этом большую часть времени данное оборудование используется неэффективно, простаивая в спокойные часы работы магазина. Внедрение современного высокопроизводительного POS-оборудования в комплексе с системой учета класса ERP в данном случае является наиболее предпочтительным решением.
Не менее важной представляется проблема, связанная с учетом товарооборота на предприятии торговли. В современных супермаркетах номенклатура товаров может составлять десятки тысяч наименований, получаемых от сотен поставщиков. При этом учет каждого вида товара имеет свои нюансы: нормы естественной убыли, контроль сроков годности, нормативный запас и т.д. В этих условиях нужны не только аккуратность и точность, но и высокая скорость обработки информационных потоков и быстрое принятие решений, что также невозможно обеспечить без использования комплексных средств автоматизации.
Все системы автоматизации торгового процесса направлены, в первую очередь, на получение максимума оперативной информации, которая впоследствии используется для тщательного анализа с применением специализированных средств. В связи с ростом объемов данных все более важное место в аппаратной структуре торгового предприятия стало занимать сетевое оборудование, а также высокопроизводительные серверы и системы хранения данных.
Отдельного внимания заслуживает активно используемая в рознице технология штрихового кодирования, определяющая специфику требований розничной торговли. Одновременная идентификация товара штрих-кодом по названию и по внутреннему коду позволяет учесть особенности всех этапов товародвижения на различных уровнях управления. За счет применения технологии автоматической идентификации полностью исключаются ручные операции, обеспечивается оперативность и точность обработки информации, повышается качество контроля. Штрих-кодирование особенно эффективно при выполнении операций инвентарного учета, контроля товародвижения, приема и первичной обработки информации.
Комплексная автоматизация предприятий розничной торговли – удовольствие дорогое. В прошлом остаются самодельные системы: лишь в очень редких случаях предприятия проводят автоматизацию собственными силами. Практика показывает, что эффективнее и дешевле воспользоваться услугами компаний-интеграторов, обладающих квалифицированными кадрами и, главное, опытом внедрений, необходимым при реализации таких сложных проектов.
На сегодняшний день спектр предлагаемых решений для торговли велик, и их стоимость сильно варьируется. ИТ-компаниями традиционно предлагается два способа автоматизации торгового предприятия: типовое коробочное решение и разработка под заказ. В первом случае за относительно небольшие деньги можно получить надежное решение с заранее определенными функциями, которое будет достаточно быстро внедрено. Основным недостатком в данном случае становится не очень богатый функционал, не учитывающий специфику конкретного предприятия, поэтому к такому подходу прибегают чаще всего небольшие компании. Индивидуальная разработка позволяет учесть все особенности и полностью автоматизировать весь торговый процесс, вместе с тем сроки и стоимость внедрения подобной системы будут значительно выше, чем при типовом решении.
Если в первом случае стоимость известна (например, стандартный комплект POS-системы может стоить 30–50 тыс. руб. в зависимости от конкретного оборудования), то во втором случае стоимость внедрения определяется проектом и зависит от требований заказчика и масштабов внедрения. В стоимость проекта обычно входит: затраты на оборудование, цена программного обеспечения (лицензии), оплата услуг исполнителей. На этапе предпроектного обследования компания-интегратор определяет необходимый масштаб работ и рассчитывает стоимость готового решения. При этом в большинстве случаев интеграторы опираются на готовые системы, дорабатывая их под конкретного заказчика, что позволяет сократить издержки и ускорить процесс внедрения.
Торговые компании с готовностью идут на дополнительные затраты, связанные с автоматизацией своего производства. В случае успешного внедрения комплексная система автоматизации торгового процесса позволяет значительно сократить расходы и увеличить оборачиваемость товарных запасов.
Основным двигателем рынка автоматизации торговли остаются крупные розничные сети. Несмотря на общее насыщение базовых потребностей в информационных технологиях, сетевые ритейлеры продолжают вести в данном направлении активную политику. В первую очередь это связано с постоянным увеличением объемов розничного товарооборота, опирающимся на устойчивый рост реальных доходов населения. По разным оценкам обороты розницы в реальном выражении растут на 12–16% в год. Следствием этого становится нехватка созданных ранее мощностей. Рост очередей в отделах и к кассам в часы пик, учащающиеся сбои в работе оборудования, отказ систем и т.п. – все эти факторы вызывают необходимость переоборудования торговых залов, закупки и (или) модернизации аппаратного и программного обеспечения.
Максим Никитин /CNews Analytics
О нынешнем состоянии ИТ-инфраструктур российских розничных компаний, об ИТ-продуктах и решениях, наиболее востребованных на этом рынке, о перспективах развития ИТ-аутсорсинга в данном сегменте в интервью CNews рассказал Дмитрий Токар, директор по работе с сектором ритейла компании «Крок».
CNews: Насколько динамично происходит сегодня процесс модернизации парка оборудования ИТ-инфраструктур торговых сетей? На основании каких принципов компании его обычно строят?
Дмитрий Токар: Процесс изменения/модернизации ИТ-оборудования – процесс непрерывный. Если его остановить, то можно лишиться конкурентных преимуществ на рынке или не успеть за потребностями бизнеса. Изменения должны вестись в плановом режиме в соответствии со стратегией и тактикой развития ИТ, которые у каждой компании могут быть свои.