|
|
Обзор подготовлен
Узким горлышком российской электронной коммерции до сих пор остается механизм оплаты товаров. В большинстве случаев оплачивать их другим способом, кроме как наличными, сложно и неудобно. Но похоже, здесь назревают положительные и кардинальные перемены.
Электронная коммерция в России, которая сконцентрирована в основном в Москве и еще нескольких крупных городах, за последнее десятилетие не претерпела революционных изменений. Наиболее проблемным фактором, который тормозит онлайн-торговлю, остаются безналичные платежи. Как правило, российские покупатели с помощью интернета только выбирают товар, а оплачивают его наличными курьеру после доставки или в офисе магазина. Обычно через интернет-системы проходят не крупные суммы, а микро- и мини-платежи. Массовым платежным инструментом могли бы выступить предоплаченные кредитные карты, но и через них очень мало кто переводит значительные суммы. В стране выпущено большое количество банковских карт, однако около 95% из них используется только раз в месяц и для одной операции: снятия наличных в банкомате после перевода зарплаты. Ответ на вопрос о том, есть ли предпосылки к изменению этой ситуации, неоднозначен.
Наиболее продвинутые интернет-магазины предлагают осуществлять заказ и получать информацию о продукте круглосуточно всеми доступными способами: через электронный каталог на сайте, по телефону, электронной почте, ICQ, Skype и пр. Приобретая товар, покупатель получает все сопроводительные документы, что и в обычном магазине: накладную или товарный чек (плюс счет-фактуру — для юридических лиц), кассовый чек (при наличной оплате), гарантийный талон или письменное разъяснение о порядке получения гарантийного обслуживания данного товара, а в ряде случаев — письменное разъяснение о порядке возврата или обмена купленного товара. Зачастую в виртуальных магазинах можно обнаружить тот достаточно редкий товар, который часто отсутствует в обычных магазинах, например GPS-приемники для смартфонов.
Разнообразны и способы оплаты в интернет-магазинах. Так, оплата программного обеспечения в магазине Allsoft.ru может производиться не только наличными курьеру (при доставке по Москве), банковским платежом (для юридических лиц и частных предприятий) или платежом через Сбербанк (для физических лиц), но и посредством использования более десятка различных платежных систем, а также с помощью кредитных карт Visa, EuroCard/MasterCard, Diners Club и Union Card (через систему CyberPlat или Assist).
Большой выбор способов оплаты предоставляет также интернет-магазин Ozon. Оплатить товар можно наличными курьеру при получении заказа, через платежные системы "Яндекс.Деньги", WebMoney, e-port, и KreditPilot; наложенным платежом на почте либо курьеру службы EMS; банковским или почтовым переводом; через личный пользовательский счет. Оплата заказов клиентами — юридическими лицами возможна только по безналичному расчету. Магазин также принимает к оплате банковские карты VISA, EuroCard/MasterCard, причем имеется редкая для России возможность совершить оплату через интернет, а не только в пункте выдачи заказа при его получении (только в Москве и Санкт-Петербурге) или заранее — сразу после оформления заказа на сайте. Оплата банковской картой в интернете производится непосредственно после оформления заказа на сайте.
Те немногие российские интернет-магазины, которые предоставляют возможность оплаты с помощью банковских карт через интернет, принимают к оплате, как правило, только карты признанных международных систем (VISA, MasterCard и др.). В частности, Ozon не работает с American Express, Diners Club, STB Card. Кроме того, не все карты Visa Electron, Cirrus/Maestro, Visa Plus пригодны для оплаты в интернете. По информации одного из бывших топ-менеджеров Ozon, доля онлайн-платежей в этом интернет-магазине совсем небольшая. С большой долей вероятности можно утверждать, что и в других виртуальных "шопах" ситуация с интернет-оплатой товаров аналогичная. В целом в обороте Ozon около 60% приходится на наличные расчеты, 10–12% — на оплату с помощью банковских карт, 8–9% — на электронные деньги и около 7% — на почтовые переводы.
Структура расчетов в интернет-магазине Ozon
Источник: Ozon, 2008
Кроме того, есть ограничения и по географическому признаку. "М.Видео", например, принимает онлайн-платежи кредитными картами Visa, MasterCard только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью. Платежные системы не спасают ситуацию. Во-первых, их слишком много, что, с одной стороны хорошо (у покупателя есть выбор), а с другой стороны, вносит определенную путаницу. Во-вторых, просто, быстро и удобно пополнить счет в таких системах, особенно в регионах, проблематично.
Способы оплаты товара в некоторых интернет-магазинах
Название магазина | Основная специализация | Способы оплаты |
Allsoft.ru | Программное обеспечение | оплата наличными курьеру (при доставке по Москве), банковский платеж (для юридических лиц и ЧП), Сбербанк (для физических лиц), Яндекс.Деньги, e-port, КредитПилот, Contact, WebMoney, MoneyMail, RBK Money. Личный кабинет терминала Киви (ОСМП), FakturaPay, Элекснет, Rupay, E-Gold, HandyBank, Система Мобильных расчетов, Money-Money (Санкт-Петербург), оплата кредитными картами Visa, EuroCard/MasterCard, Diners Club и Union Card (через систему CyberPlat или Assist). |
Ozon.ru | Книги, диски, электроника и пр. | наличными курьеру; для юридических лиц — только безналичный расчет; с помощью пластиковых карт Visa, MasterCard в пункте выдачи заказа или через интернет; через Яндекс.Деньги, WebMoney, e-port, и KreditPilot; наложенным платежом на почте либо курьеру службы EMS; банковский и почтовый перевод; через личный пользовательский счет |
Mvideo.ru | Электроника и бытовая техника | наличными курьеру при доставке (только по Москве и ближнему Подмосковью), банковский перевод, безналичный расчет — для юридических лиц, оплата кредитной картой (Visa, MasterCard) онлайн (действует только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью), оплата банковской картой (Visa, Visa Electron, MasterCard, MasterCard Electronic) при получении заказа (действует только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью), оплата подарочной картой "М.Видео" (действует только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью), оплата в кредит |
003.ru | Электроника и бытовая техника | наличными курьеру при доставке; безналичный платеж (через кассу банка, с расчетного счета организации или с помощью пластиковых карт Visa, MasterCard, Diners Club при получении товара) |
Foto.ru | Фото и видеотехника, оптика и пр. | банковским переводом или наличными курьеру |
XCOM-SHOP | Электроника | наличными курьеру, в офисе, при получении посылки на почте; банковским переводом (3%); кредитной картой в офисе или курьеру; через WebMoney и Яндекс.Деньги |
Dostavka.ru | Электроника и бытовая техника, парфюмерия и пр. | наличный платеж (для Москвы и ближайшего Подмосковья), кредитной картой (только в Москве), безналичный платеж (для юридических лиц), оплата через Сбербанк (для регионов, независимо от суммы покупки) |
Телефон.Ру | Электроника | наличными курьеру, кредитной картой Visa International (Visa Classic, Business, Gold, Platinum, Visa Electron), MasterCard International (Eurocard/MasterCard Standart, Business, Gold, Maestro) и Union Card (физические лица) с помощью мобильного pos-терминала при доставке товара; через Сбербанк (физические лица); по безналичному расчету (юридические лица); через "Яндекс.Деньги" |
Источник: CNews Analytics, 2008
Поэтому, хотя интернет-магазины и предлагают довольно большой выбор способов оплаты, россияне действуют по старинке и в подавляющем большинстве случаев оплачивают товар наличными.
Последние инициативы в области электронных платежей позволяют надеяться, что онлайн-оплата скоро более доступной и удобной в осуществлении. Так, в апреле 2008 г. компании ChronoPay и Robox заключили партнерское соглашение, которое позволит не думать, какие электронные деньги использовать. Унификация электронных денег, как ожидается, должна максимально облегчить жизнь как для владельцев интернет-магазинов, так и для их клиентов. Сейчас ChronoPay (оборот в России в 2007 г. — около 250 млн долл.) предлагает крупнейшей в мире системе электронных платежей PayPal помочь расширить спектр услуг в России. В настоящее время россияне могут оплачивать через PayPal покупки с помощью кредиток, однако не могут выводить деньги обратно или переводить их на чужой счет.
Значительный шаг на пути развития интернет-платежей в России сделал РБК. Холдинг создал на базе приобретенных активов ("РБК Банк" и система интернет-платежей Rupay) платежную систему RBK Money. К основным преимуществам системы относится безопасность интернет-платежей, осуществляемых с помощью банковской карты (при оплате покупок в сети пользователю не нужно вводить данные своей карты — вместо них фигурирует номер электронного кошелька) и упрощенная процедура пополнения электронного кошелька. Теперь пользователям не нужно искать терминалы оплаты или пункты приема платежей: достаточно наличия банковской карты и компьютера или мобильного телефона с доступом в интернет. Пользователи RBK Money имеют возможность проводить мгновенные платежи за коммунальные услуги, интернет, IP-телефонию, мобильную, международную и междугороднюю связь, коммерческое телевидение, онлайн-игры, программное обеспечение, приобретать товары и услуги в более чем шести тысячах интернет-магазинах. К 20 августа 2008 г., менее чем через два месяца с момента старта системы, свыше пяти тысяч человек воспользовались услугой активации банковских карт в RBK Money, пополнили счета своих электронных кошельков и совершили покупки.
Положительная динамика рынка, а также продолжающийся рост количества российских интернет-пользователей говорят об инвестиционной и коммерческой привлекательности сегмента электронных платежей. Так, в 2007 г. оборот пяти крупнейших российских систем электронных платежей, контролирующих более 85% объема рынка, увеличился на 130% и составил 16 млрд долл. Среднегодовые темпы роста (Compounded Annual Growth Rate — CAGR) российского рынка электронных платежных систем за последние три года равны 119%.
Интернет-платежи являются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка электронных платежей. Наибольшую популярность приобретают системы интернет-платежей, имеющие интеграцию с платежными продуктами банков. Так, американская система электронных платежей PayPal, имеющая более 164 млн пользователей, объявила о рекордном объеме платежей в четвертом квартале 2007 г. — 14 млрд долл. По прогнозам компании Javelin Strategy and Research, к 2012 г. объем онлайн-транзакций возрастет в 2,36 раза с 150,4 млрд до 355,2 млрд долл.
В целом у российского рынка интернет-торговли очень высокий потенциал. Если будет решена основная проблема — удобство и безопасность виртуальных платежей, можно ожидать настоящего бума. Последние же инициативы ведущих игроков позволяют надеяться на то, что очень скоро платить в рунете станет действительно проще и безопаснее.
Виталий Солонин / CNews Analytics