|
|
Обзор подготовлен
Процессы информатизации в ресторанном бизнесе нельзя назвать предсказуемыми. В течение последних четырех лет они пережили сначала резкий подъем, когда затраты сектора на информатизацию увеличились в разы, затем спад, когда тенденция бурного роста сошла на нет, и наконец, стабилизацию, когда темпы роста ИТ-затрат замерли. Аналитики называют несколько причин, в результате которых сложилась такая картина.
В 2004 г. затраты на ИТ в ресторанном бизнесе были крайне низкими, всего 0,1 млрд руб. Уже в 2005 г. наблюдался резкий взлет показателя до 0,7 млрд руб., а затем — вновь снижение на 0,14 млрд руб. В 2007 г. снова отмечался рост до уровня, чуть меньшего, чем в 2005 г. Доля затрат на ИТ у рестораторов в общих ИТ-расходах по всей экономике также существенно возросла, затем, в 2006 г., несколько сократилась и в 2007 г. осталась примерно на уровне 2006 г.
Динамика ИТ-затрат ресторанного бизнеса, 2004–2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Таким образом, 2005 г. стал переломным для информатизации сектора: ИТ-затраты увеличились за год на 0,6 млрд руб. Для сравнения: совокупные затраты автодилеров на ИТ в 2007 г. составили 0,8 млрд руб. Вместе с тем в дальнейшем объем ИТ-затрат был достаточно стабилен и не превысил отметки в 0,7 млрд руб.
Чтобы оценить интенсивность процессов информатизации в ресторанном бизнесе, его стоит сравнить с ближайшим по оборотам сектором торговли автотранспортными средствами (выручка этих секторов различается примерно в 10 раз, а в отношении к опту и рознице — еще больше), а затем — с оптом и розницей. Сравнение имеет смысл проводить по данным 2006 г., потому что они наиболее устоявшиеся и, скорее всего, не подвергнутся корректировке Росстатом.
Сравнение, тем не менее, представляется корректным и актуальным для 2007 г., поскольку, несмотря на продолжающийся рост оборотов крупных и средних компаний всех секторов торговли, относительные показатели по доле затрат на ИТ между секторами сохраняются. Это не означает, что доля затрат на ИТ в выручке остается той же: она может как расти, так и снижаться. Но расстояние между секторами по данному показателю столь велико, что вряд ли оно может существенно измениться за короткий срок.
Оборот крупных и средних автодилеров в 2006 г. составил 919 млрд руб., тогда как ИТ-затраты — 0,7 млрд руб. То есть ИТ-затраты в выручке равняются всего 0,07%. В то же время крупные и средние рестораны в 2006 г. показали оборот 96 млрд руб., при этом в ИТ было вложено 0,6 млрд руб. Следовательно, ИТ-затраты составляли в выручке 0,6%. Этот хоть и небольшой показатель существенно превышает аналог у автодилеров, а значит, рестораторы более интенсивно обновляют свою информационную инфраструктуру.
У оптовиков, если смотреть данные 2006 г., годовой оборот крупных и средних предприятий составляет около 6,3 трлн руб., а расходы на ИТ — 5,4 млрд руб. Доля затрат на ИТ в оборотах составляла приблизительно 0,09%. Исходя из расчетов можно сделать вывод о том, что рестораторы по интенсивности вложений в ИТ опережают также и оптовиков.
Сравнивая процессы информатизации, протекающие у рестораторов и розницы, важно помнить, что розница — это сектор, интенсивно обновляющий свою информационную инфраструктуру, особенно в сфере аппаратного обеспечения. Оборот крупных и средних розничных компаний в 2006 г. был равен 1,4 трлн руб., объем ИТ-затрат — 2,1 млрд руб. Доля затрат крупных и средних предприятий розницы на ИТ в выручке за 2006 г. составляла примерно 0,15%. Несмотря на то что розничная торговля существенно опережает автодилеров и оптовиков, рестораторы вновь оказываются впереди по приоритетности ИТ в затратах.
Отвечая на вопрос о том, что стало причиной взлета в 2005 г. затрат на ИТ и почему менеджмент ресторанов вдруг сделал эту статью приоритетной, необходимо учитывать следующее. Очевидно, процесс обновления информационной инфраструктуры начался с ряда крупных ресторанных сетей. Что касается типа ресторанов, которые были и остаются лидерами информатизации, то это, прежде всего, рестораны с большим потоком посетителей, то есть, вероятнее всего, рестораны быстрого питания. За ними последовали сети с большим количеством ресторанов невысокой ценовой категории, где также обслуживается много посетителей.
Кроме ресторанов быстрого питания, свою лепту в рост расходов на информатизацию могли внести рестораны, внедрявшие у себя оплату счетов по банковским картам. С помощью этих считывающих устройств не только производится оплата, но и, благодаря специальной технологии, в базу данных передается определенная информация. А именно: данные о факте списания денежных средств в указанном в счете размере, необходимые для последующего сальдирования дебиторской и кредиторской задолженностей по счету посетителя.
Помимо перечисленного, резкий рост затрат на ИТ мог возникнуть вследствие увеличения расходов на разработку сайтов и систем онлайн-заказов. Не стоит забывать и от том, что, помимо стоимости разработки сайта, в дальнейшем ресторан будет ежегодно платить ИТ-компании определенную сумму за техническую поддержку и обновление интернет-ресурса.
На графике темпов роста отчетливо заметен пик роста затрат на ИТ в 2005 г. При этом, что интересно, никакого существенного роста прибыли не было: она росла теми же темпами (чуть больше 50% в год), что и в 2004 г. Причем уже в 2006 г. затраты на ИТ снизились, а в 2007 г. — вновь незначительно возросли по сравнению с 2006 г. В целом для 2005 г. характерно увеличение затрат на ИТ по всей экономике. По сравнению с 2004 г. затраты на ИТ возросли на 17,8%.
Постепенный спад после пика роста ИТ-затрат в 2005 г.
Источник: CNews Analytics, 2008
Если посмотреть на другие секторы торговли, то аналогичный скачок наблюдается у автодилеров и оптовиков, но отсутствует в рознице, где всплеск был годом ранее. На протяжении 2003–2005 гг. во всех анализируемых секторах торговли отмечается рост оборотов. У автодилеров обороты в 2005 г. возросли на 60%, у оптовиков — на 29%, в рознице — на 69%, у ресторанов — на 22%. Иными словами, в этот период времени был рост и доходов, и покупателей. Последнее вынудило секторы начать тратить на информатизацию, первое дало возможность тратить.
Структура ИТ-расходов в секторе общепита
Источник: CNews Analytics, 2008
Расходы рестораторов на телекоммуникационные услуги на протяжении 2004–2007 гг. демонстрировали устойчивую тенденцию к росту. Резкий рост произошел в 2005 г. — с 0,04 до 0,26 млрд руб., что говорит о синхронном увеличении затрат как на ИТ, так и на телекоммуникации, что, в свою очередь, свидетельствует о закономерности скачка. Можно сделать вывод и о том, что это был не статистический выброс, а стратегическое решение ряда крупных ресторанных сетей и отдельных ресторанов. Естественно, это не было согласованным решением, просто произошло коллективное осознание менеджментом новых потребностей. Сохранение тенденции — также убедительный довод в пользу закономерности случившегося события.
Начиная с 2005 г., затраты на телекоммуникации в экономике стабильны, находятся в рамках устойчивого увеличения вложений в абсолютном выражении, а их темп роста примерно равен темпу роста затрат в целом по экономике.
Доля затрат на ИТ в общих затратах на ИКТ в 2007 г. составляла 59,6%. Это сопоставимо с другими секторами: немного больше, чем в рознице, но несколько меньше, чем у автодилеров и оптовиков.
Доля затрат на интернет почти такая же, как у автодилеров, но существенно меньше, чем у оптовиков и в рознице. Доля затрат на телекоммуникационные услуги максимальна по сравнению с остальными секторами торговли. Она составляет 30,7% против 26,6% у автодилеров, 20,9% у оптовиков и 26,1% у розничных сетей. В эти 30,7% входят, вероятно, затраты на связь, на охранные системы (в том числе охрану парковок), видеонаблюдение. По доли затрат на телекоммуникационные услуги рестораторы приближаются к рознице, что обусловлено большим скоплением людей и повышенными требованиями к безопасности.
Евгения Левина, Владимир Карачаровский /CNews Analytics