|
|
Обзор подготовлен
Пик доли затрат на ИТ в прибыли розницы пришелся на 2004 г. Затем прибыль продолжила расти, а затраты на ИТ оставались на том же уровне и даже немного снижались. Крупные сети к тому моменту уже прошли этап обновления своих ИКТ-ресурсов, и в дальнейшем ограничивались лишь их поддержкой. Новый виток роста затрат может оказаться следствием завершения процесса консолидации розницы. Управление расширившимися компаниями требует информатизации более сложных бизнес-процессов.
В работе розничных предприятий и оптовиков существует принципиальное отличие. Оно заключается в том, что оптовики имеют дело с пусть и большим, но все же ограниченным числом клиентов, которых можно дифференцировать по их доле в выручке оптовика и, как следствие, установить для каждой группы свои индивидуальные условия работы. В рознице все не так. Розничный продавец имеет дело с огромным числом клиентов в день. В первую очередь это касается розничных сетей, которые и выступают основными заказчиками информационных технологий. Дифференцировать своих клиентов розничная сеть может, разве что, предоставляя скидки владельцам специально выпущенных дисконтных карт.
Вследствие ежедневного общения с огромным числом клиентов, бизнес-процессы в рознице отличаются от оптовой торговли, а значит, требуют и других ИТ-решений. Сегодня основные бизнес-процессы, требующие информатизации и закупки новых технологий – это расчетно-кассовое обслуживание (включая оплаты по кредитным картам), электронные ценники с возможностью автоматического пересчета цен при проведении кампании скидок (например, сезонных или в определенные часы дня), бухгалтерский учет, складской учет, управление дебиторской и кредиторской задолженностями, управление закупками, управление денежными потоками, составление прогноза продаж, оперативных, среднесрочных и долгосрочных бюджетов.
Оборот розницы примерно в 5 раз меньше, чем у оптовиков, и в 1,7 раз больше, чем у автодилеров. При этом объем ИТ-затрат в только 2,6 раз меньше, чем у оптовиков и в 3,2 раза больше, чем у автодилеров. Данные соотношения говорят о том, что с точки зрения затрат розничная торговля информатизируется интенсивнее, чем оптовики и автодилеры.
Необходимо также помнить, что специализированные магазины и розничные сети создают где-то около 50% оборота, остальное же приходится на неспециализированные магазины и рынки. Серьезную информатизацию проводят в основном торговые сети. У небольших, пусть и специализированных, магазинов нет для этого достаточных ресурсов и достаточной мотивации.
Динамика ИТ-затрат розницы
Источник: CNews Analytics, 2008
Доля затрат сектора на ИТ после 2004 года не превышает 2% всех затрат на ИТ в целом по экономике и достаточно устойчива. Незначительное снижение наблюдалось в 2006 году - с 1,69 до 1,21.
Заметны также негативные тенденции. Наблюдается достаточно быстрый процесс снижения доли затрат на ИТ в прибыли, что в основном обусловлено ростом прибыли. При этом с 2004 по 2006 гг. наблюдалось снижение показателя в абсолютном выражении - с 2,6 млрд руб. до 2,1 млрд руб.
Снижение доли затрат на ИТ в прибыли, а также незначительное снижение суммы затрат в абсолютном выражении представляет собой интересный эффект. Дело в том, что с 2002 по 2004 гг. затраты на ИТ очень интенсивно росли как в абсолютном выражении, так и по отношению к прибыли. В 2004 году мы наблюдаем пик доли затрат на ИТ в прибыли. Затем прибыль продолжает расти, а затраты на ИТ остаются примерно на том же уровне и даже немного снижаются. Это дает основание предполагать, что крупные торговые сети еще до 2004 года прошли активный этап обновления информационных и коммуникационных ресурсов, а сегодня им вполне достаточно поддерживать уровень информатизации на существующем уровне, проводя плановые обновления внедренных ранее информационных систем и аппаратного обеспечения. Помня вышеприведенные соотношения, показывающие, что приоритет информатизации в розничной торговле и так больше чем у других секторов, думается, что руководство крупных розничных сетей не видит смысла наращивать его еще больше.
Темпы роста ИТ-затрат в рознице снижаются
Источник: CNews Analytics, 2008
В 2004 году темп роста прибыли был очень высок и составлял 134,2%, затем темпы роста прибыли снизились (рост прибыли замедлился). Однако они никогда не были отрицательными, т.е. прибыль в секторе непрерывно росла. Темпы роста затрат на ИТ также были высоки в 2004 году, составив 117,3%, но в 2005 и 2006 гг. стали отрицательными - т.е. затраты на ИТ снижались. При этом экономика в целом демонстрировала непрерывный рост затрат на ИТ, несмотря на то, что темпы этого роста и претерпевали некоторые колебания.
Замедление роста прибыли также могло стать для менеджмента розничных сетей поводом сократить расходы по ряду статей. В число урезаемых статей вполне могли попасть затраты на ИТ. Кроме того, в розничном бизнесе последние годы происходила цепь слияний и поглощений. Неопределенность прав собственности, ощущение скорой смены хозяина всегда ослабляет желание высшего руководства компаний реализовывать сколь-либо существенные проекты, в том числе проекты информатизации. После 2006 года темп роста затрат на ИТ вновь стал положительным, причем их рост оказался весьма внушительным. Новый виток роста затрат может быть следствием завершения процесса консолидации розничного бизнеса.
Менеджмент объединенных компаний, почувствовав некоторую стабильность, вновь начал реализовывать крупномасштабные проекты. В числе таких проектов – открытие новых торговых центров и модернизация торговых центров, ранее принадлежавших сетям-конкурентам. Как открытие новых торговых центров, так и модернизация старых требует значительных вложений в ИТ. Это и прокладка оптоволоконных сетей, модернизация расчетно-кассового обслуживания, закупка новых серверов. Рост затрат на ИТ является закономерным следствием процессов укрупнения, поскольку управление более крупными компаниями требует информатизации более сложных бизнес-процессов.
Структура ИКТ-затрат розницы
Источник: CNews Analytics, 2008
В области телекоммуникационных услуг картина в каких-то аспектах похожа на ситуацию в сфере затрат на ИТ, но в других она качественно иная. Схожесть наблюдается в снижении доли телекоммуникационных услуг в прибыли с той лишь поправкой, что оно не было столь интенсивным. Доля затрат на ИТ в прибыли снизилась с 2004 по 2006 гг. на 9,6% в то время как доля затрат на телекоммуникационные услуги снизилась только на 0,5%. Это говорит о том, что замедление роста прибыли не сказалось существенно на затратах в области телекоммуникационных услуг
Затраты на телекоммуникационные услуги непрерывно росли синхронно с ростом прибыли. С 2004 по 2006 гг. они возросли на 0,7 млрд руб. В 2007 году - еще на 0,5 млрд руб. Итого за три года рост – 1,2 млрд руб. Для сравнения – весь объем затрат на ИТ в секторе автодилеров в 2007 году составил 0,8 млрд руб.
Учитывая, что оборот розничной торговли только в 1,7 раз больше оборота автодилеров и помня о том, что как специализированные, так и неспециализированные розничные сети создают от 50 до 70% всего оборота розничной торговли, сравнение с автодилерами представляется здесь более корректным, нежели сравнение с сектором оптовой торговли.
Также важно помнить, что, как уже было сказано, именно торговые сети являются основными потребителями информационных и телекоммуникационных услуг, а не рынки, ларьки или маленькие магазинчики, поскольку сложные системы нужны в первую очередь сложным бизнес структурам. Вывод таков – розничные сети намного интенсивнее вкладывают в свои телекоммуникации, чем автодилеры.
Что касается доли расходов сектора на телекоммуникационные услуги в тех же расходах по всей экономике, она достаточно стабильна. Некоторое ее снижение наблюдалось в 2005 году, затем вновь произошел рост в 2006 и 2007 гг. Максимальная доля затрат наблюдалась в 2004 году и составляла 2,1%.
В общей структуре затрат на информационные и коммуникационные услуги доля затрат на телекоммуникационные услуги без интернета составила в 2007 году 26,1%, доля затрат на ИТ составила 58,4%, доля затрат на интернет – 15,5%. Если сравнивать со структурой затрат оптовиков и автодилеров, то у розничных сетей доля затрат на интернет существенно превышает аналогичный показатель автодилеров, но ниже, чем у оптовиков. Столь высокая доля затрат на интернет обусловлена спецификой управления торговыми комплексами. Для обмена оперативными данными между торговыми комплексами и управляющей компанией, а также данными, необходимыми для консолидации отчетности, используются защищенные интернет-каналы. Интересно, что в структуре затрат на ИКТ у розницы, по сравнению с оптовиками и автодилерами, самая низкая доля затрат на ИТ.
Евгения Левина, Владимир Карачаровский /CNews Analytics