|
|
Обзор подготовлен
Информатизация позволяет сделать более оптимальными многие процессы, протекающие в розничных сетях. ИТ дают возможность приблизиться к максимально эффективному использованию торговых площадей, а также предоставить покупателю максимум информации и обеспечить ему наиболее качественный сервис.
Бизнес розничных сетей, неважно каких – продуктовых, книжных, бытовой техники – строится по одинаковым законам. В конечном итоге, основная цель – продать как можно большему числу покупателей как можно большее количество товара. Иными словами, цель – максимально эффективно использовать торговые площади. Для любой сети покупатель в принципе безличен. Максимально, на что он может рассчитывать, это внимание консультанта, который либо на память знает, где лежит тот или иной товар, либо воспользуется стоящим в специально отведенной части торгового зала компьютером для поиска в базе данных. Это некий максимум услуг, который предоставляется только в крупных розничных супермаркетах и гипермаркетах. Но большего, как показывает практика, и не требуется. При условии, что система консультаций будет полностью отлажена, что посетитель получит максимум информации, этого будет достаточно.
Насколько информационные технологии помогают розничному бизнесу? Первоначально может показаться, что не очень сильно, что и без них можно обойтись, но не все так просто. Хороший пример влияния информатизации на бизнес дают книжные магазины и магазины, торгующие техникой (компьютерами, игровыми приставками, DVD и Blu-Ray проигрывателями, видеокамерами). Малозаметный компьютер в торговом зале подключен к единой базе данных розничной сети, где указано какой товар имеется в наличии, сколько экземпляров находится в зале, сколько осталось на складе. При наличии товара база выдает место – номер торгового зала и полки, где его можно найти. В этот момент программа, с которой работает консультант, обращается к модулю управления полочным пространством магазина. В этот модуль данные должны заноситься автоматически в соответствии со специальным справочником. Этот справочник содержит взаимосвязь номеров торговых залов и номеров полок с группами товаров согласно другому справочнику-классификатору.
Когда товар поступает от оптового продавца на склад покупателя, в базу данных заводится наименование, количество, группа (выбирается из справочника-классификатора). Когда определенное количество товара переводится со склада в торговый зал, каждая единица этого товара уже имеет присвоенную ранее группу. Поэтому сотрудник магазина уже знает, какое наименование куда необходимо поставить. Кроме того, если в данном магазине товар закончился в базе можно узнать, в каком магазине его еще можно найти. Теоретически данная опция может быть расширена до возможности удаленной покупки товара.
Предположим, посетитель приходит в книжный магазин, узнав, что в этом магазине имеется интересующая его книга. Оказалось, что в данном магазине оставался последний экземпляр и, придя, он обнаружил, что книга продана, но несколько экземпляров осталось в другом магазине сети. Чтобы не упустить искомую книгу, он с помощью консультанта предварительно бронирует ее в другом магазине, затем идет к кассе, оплачивает товар, снова подходит к консультанту и на основании чека окончательно фиксирует факт покупки, после чего наличие товара по всей сети уменьшается на единицу. Покупатель же садится в машину или метро и едет по тому адресу, где его будет ждать книга.
Такая опция в современных розничных магазинах пока не встречается, однако, думается, в ближайшее время она должна появиться. Но чтобы она появилась, необходимо развитие информационных технологий. В данном случае был приведен простой, но показательный пример, как информационные технологии могут повысить продажи в конкретной сети. Почему подобная информационная инновация должна повысить продажи? Очень просто. Чисто психологический эффект. Покупатель приехал в магазин, рассчитывая купить конкретную книгу, у него есть другие дела в городе, плюс он устал. Первая мысль, которая приходит в голову, купить книгу в другой раз в другой сети. Все, для этой данная покупка потеряна.
Вся процедура взаимосвязи управления товарными потоками и передачи информации посетителю магазина – это некий идеальный вариант, на практике часто ряд опций отсутствует. Нередко консультанты ограничиваются только информацией о наличии или отсутствии товара в конкретном магазине.
Теперь вернемся назад к нашему покупателю и зададим вопрос, откуда он узнал о наличии книги в данном магазине. Вероятнее всего, он узнал об этом из интернета. Сегодня крупные, да и многие средние розничные сети имеют сайты разного качества. Многие из них, тем не менее, предоставляют услугу поиска товара в магазинах сети. Такую систему, например, поддерживает сеть "М-видео". Более того, существуют специализированные сайты по поискам товаров в разных розничных сетях и интернет-магазинах - например, сайты по поиску книг.
Чтобы предоставить услугу поиска товара в магазинах через интернет, сайт розничной сети также должен иметь доступ к единой базе данных (с определенными правами доступа). Фактически, осуществляя поиск товара по интернету, человек делает ту же работу, что и консультант торгового зала, только без посторонней помощи. Вот еще одна помощь розничному бизнесу со стороны информационных технологий.
Структура факторов, определяющих будущие изменения в развитии сектора розничной торговли
Еще одна, близкая по сути, помощь – интернет-магазины. Изначально они возникали как самостоятельные юридические лица, составлявшие конкуренцию розничным сетям. Затем, внедрив определенные системы, розничные сети сами стали предлагать услугу интернет-торговли. В какой-то момент бытовало мнение, что интернет-магазины могут вытеснить многие розничные сети с рынка вследствие экономии затрат на склады и обслуживание торговых залов. Опыт показал, что цены специализированных интернет-магазинов не уступают ценам розничных сетей (почему – отдельный вопрос).
Классический пример – интернет-магазин ozon.ru, где представлен богатый ассортимент товаров, но цены не ниже, а зачастую и выше, чем в розничных сетях обычного типа.
Хороший пример использования модуля управления ассортиментом дают магазины бытовой техники. Предположим, покупатель решил купить видеокамеру, но у него нет понимания относительно возможностей, предоставляемых разными моделями. Зайдя в магазин, он обращается за помощью к консультанту. Консультант подходит к компьютеру в торговом зале и наглядно демонстрирует сравнительные характеристики разных моделей, давая свои комментарии. Такая возможность у него возникла вследствие внедрения модуля управления ассортиментом, который требует по каждой поступающей на склад партии товара заполнять специальную форму с подробным указанием технических характеристик.
Управление розничной сетью посредством специализированной ERP-системы предполагает автоматизацию таких направлений деятельности, как: определение ассортимента, ценообразование, планирование запасов, учет кассовых операций (хранение в базе данных операций в разрезе пробитых чеков), управление движением товаров между магазинами сети, управление полочным пространством магазинов, бухгалтерский и налоговый учет, составление бюджетов и план-факт анализ, техническая поддержка.
Евгения Левина /CNews Analytics