|
|
Обзор подготовлен
Сектор оптовой торговли состоит из разных видов бизнеса, объединенных общим признаком – хранением больших количеств товаров на складах и наличием большого числа его закупщиков - розничных продавцов. Развитие розницы привело в последние годы к росту доходов оптовиков, которые получили возможность обновить свои программные и аппаратные ресурсы. Одновременный рост клиентской базы и развитие бизнеса вынудили ускорить темпы информатизации.
По сравнению с сектором торговли автотранспортными средствами сектор оптовой торговли выглядит внушительней с точки зрения доли затрат на ИТ. Доля затрат на ИТ в оптовой торговле свыше 3%, что в абсолютном выражении означает – свыше 7 млрд руб. против 0,79 млрд руб. для автодилеров. Т.е. разница примерно в 10 раз, что представляется вполне закономерным с учетом разнообразности сектора.
Если сравнивать два сектора по экономической мощи, то сектор оптовой торговли по оборотам превышает сектор торговли автотранспортными средствами примерно в 8 раз, а затраты на ИТ – в 10 раз. То есть разница в затратах на ИТ сопоставима с разницей в оборотах, хотя сектор оптовой торговли все же более склонен к информатизации.
Динамика ИТ-затрат в секторе оптовой торговли
Источник: CNews Analytics, 2008
Сектор оптовой торговли состоит из очень разных видов бизнеса, объединенных одним общим признаком – хранением больших количеств товаров на складах и наличием большого числа розничных продавцов, закупающих партии товаров для последующей реализации розничным покупателям. Оптом могут продаваться овощи, фрукты, цветы, кондитерская продукция, одежда, комплектующие, детские игрушки, сувениры и многие другие вещи, все, что мы в конечном итоге видим на прилавках магазинов. Одним из известных примеров оптовых компаний является сеть магазинов METRO. Пример хотя и известный, но не типичный, поскольку фактически сеть превратилась в синтез оптовых и розничных продаж. Для оптовых сетей такого типа требуются модули информационных сетей с расширенным функционалом по сравнению с теми модулями, которые требуются для обычных оптовых компаний.
Различные направления оптовой торговли принципиально отличаются друг от друга только требованиями к хранению больших объемов товара и скоростью реализации. Если товар с большим сроком реализации, то ценообразование на него будет строиться по одному алгоритму, если товар скоропортящийся, с коротким сроком реализации – алгоритм будет другой. Следовательно, по-разному будут строиться системы управления товарными потоками. Во всем остальном бизнес-процессы в оптовой торговле протекают единообразно.
Исходя из сказанного, информатизация компаний, занимающихся оптовой торговлей – это закупка и внедрение модулей складского учета с возможностью отслеживания наличия минимальных остатков товара, модулей работы с розничными продавцами, модуль бухгалтерского учета и учета договоров, модуль планирования доходов, затрат и денежных потоков. Модуль складского учета для компаний, занимающихся оптовой торговлей товарами с коротким сроком реализации, а также компаний, занимающихся товарами с различными сроками реализации, должен давать возможность отслеживать сроки хранения каждой партии товара с целью оптимизации этого параметра и определения очередности отгрузки.
Динамика доли затрат предприятий оптовой торговли в общих затратах на ИТ достаточна стабильна. За прошедшие четыре года она находилась в коридоре от 2,9-3,6%. При этом в течение трех последних лет доля превышала 3%. Общий объем затрат предприятий оптовой торговли на ИТ демонстрировал в течение четырех лет непрерывный рост с переменными темпами. Затраты на ИТ с 2004 по 2007 гг. возросли с 3,7 до 7,2 млрд. руб., что даже с поправками на инфляцию говорит об уверенном росте и реализации определенных стратегий информатизации.
Рост объема затрат на ИТ связан с общим ростом доходов населения и, как следствие, развитием розничной торговли. Развитие розничной торговли привело к росту доходов оптовиков, которые получили возможность обновить свои программные и аппаратные ресурсы. Одновременный рост клиентской базы и развитие бизнеса вынудили ускорить темпы информатизации.
Скачкообразные темпы роста ИТ-затрат оптовиков, 2004-2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Вместе с тем, темпы роста затрат на ИТ в секторе оптовой торговли носят не монотонный, а скачкообразный характер. График темпов роста затрат на ИТ в секторе очень похож на график темпов роста в целом по экономике. График темпов роста прибыли по форме аналогичен графику роста затрат на ИТ, но смещен на один год. Так, мы наблюдаем максимальный показатель в 2005 году и в том же году - отрицательный темп роста прибыли. Снижение темпа роста прибыли было обусловлено, помимо иных факторов, ростом затрат на ИТ.
Структура затрат на ИКТ в секторе оптовой торговли
Источник: CNews Analytics, 2008
Доля затрат предприятий сектора на телекоммуникационные услуги, начиная с 2005 года, стабильна и составляет 0,37%. Это говорит о том, что темп роста расходов на коммуникационные услуги синхронен с темпом роста прибыли предприятий сектора.
Доля затрат на коммуникационные услуги в структуре затрат в целом по экономике не демонстрирует какого-либо ярко выраженного тренда. Единственное, что можно отметить – это то, что пик доли затрат приходится на 2006 год. Пик затрат на телеком услуги в абсолютном выражении пришелся на 2006 год, когда показатель составил 3,6 млрд руб. В общей структуре затрат на ИКТ инфотехнологии составляют 60%, телеком– 21%, интернет – 19%.
В общей сложности затраты на телекоммуникационные услуги и интернет составляют 40% от всех затрат на ИКТ. Для сектора торговли автотранспортными средствами по общей сумме долей картина сходная – 36,4% составляют затраты на коммуникационные технологии и интернет, а вот внутри этой суммы картина различается. В секторе торговли автотранспортными средствами телекоммуникационные услуги занимают 26,6%, тогда как интернет - лишь 9,8%. Таким образом, мы видим, что предприятия оптовой торговли в своем бизнесе намного интенсивнее используют интернет, чем компании, торгующие автотранспортными средствами. При этом доля затрат на телекоммуникационные услуги выше у продавцов автотранспортных средств, но расхождение между долями не так значительно, как между долями расходов на интернет. Сравнительно высокая доля затрат на интернет, вероятно, связана с развитием таких инструментов как корпоративный портал и электронная торговля.
Доля затрат оптовиков на ИТ сопоставима с долей затрат автодилеров – 60% у оптовиков, против 63,6% у автодилеров. Близость значений долей затрат на ИТ говорит о примерно равной приоритетности информатизации у предприятий обоих секторов и свидетельствует о наличии в разных секторах торговли единого тренда в сфере информатизации.
Рассмотрим, какие факторы стимулируют, а какие сдерживают процесс информатизации оптовой торговли. Очевидно, что пока будет повышаться объем заказов от розничных продавцов, пока товарная номенклатура будет расширяться, без закупки новых модулей информационных систем, способных эффективно управлять базами данных заказчиков, не обойтись. Грамотное управление дебиторской и кредиторской задолженностями невозможно без автоматической привязки цен на продукцию к объемам отгрузки каждому заказчику, без взаимосвязи произведенных оплат со стороны заказчика и выставленных в его адрес отгрузочных документов.
Рост конкуренции ведет к желанию сильных игроков убрать с рынка конкурентов. Неграмотное управление отгрузками и финансовыми потоками, необоснованное увеличение доли одного или группы дебиторов в общей сумме дебиторской задолженности в какой-то момент может привести к образованию кассовых разрывов и, как следствие, исков о банкротстве. Причем такие иски могут быть спланированы конкурентами с целью произвести недружественное поглощение.
Эффективный способ защититься от конкурентов – потратить деньги на закупку новых модулей ERP-систем. Это позволит не только поднять финансовую дисциплину, но и снизить воровство на складах. Закупка новых телекоммуникаций, развитие интернета дает небольшим оптовым компаниям рыночные преимущества перед более крупными игроками. Небольшие оптовые компании не могут позволить себе сильно играть ценами, поскольку их обороты не создают существенного эффекта масштаба, но могут выиграть на скорости совершения сделки и качестве предоставляемых услуг.
Евгения Левина, Владимир Карачаровский /CNews Analytics