|
|
Обзор подготовлен
О тенденциях развития ИТ в торговле, о наиболее интересных и инновационных ИТ-решениях и продуктах в данном секторе в интервью CNews рассказала Марина Комарова, руководитель отдела продаж по работе с торговыми предприятиями.
CNews: Оцените степень и динамику проникновения ИТ в сферу ритейла. Какие, на ваш взгляд, наиболее серьезные изменения произошли здесь за последний год?
Марина Комарова: Для всех современных и активных предприятий торговли ИТ предоставляют неотделимые от бизнеса сервисы. Сегодня розничные компании активно используют бизнес-приложения, актуальные телекоммуникационные решения, обеспечивают производительным оборудованием свои центры обработки данных. Такое положение стало уже привычным для всех участников рынка, а потому динамика проникновения ИТ в ритейл в последнее время несколько снизилась, хотя степень этого проникновения, напротив, возросла.
В целом ИТ на рынке все чаще воспринимаются как сервисы, что совпадает с актуальным течением в управлении ИТ – СОА, то есть построением сервис-ориентированной архитектуры. Российские руководители внимательно отслеживают мировые тенденции, стараются по максимуму использовать в своей практике наиболее инновационные наработки, и уже сейчас имеется успешный опыт реализации подхода СОА. Вероятно, именно СОА и станет основой для построения эффективной ИТ-инфраструктуры предприятия.
CNews: Какие ИТ-решения и продукты на этом вертикальном рынке можно признать наиболее востребованными на сегодняшний день?
Марина Комарова: Разумеется, ни один ритейлер не обойдется без кассы, POS-терминала. Также сложно выжить в рознице без автоматизированного учета, систем безопасности и т.п. Среди самых интересных и востребованных здесь решений – различные противокражные системы, системы для демонстрации рекламы в торговых залах .
CNews: Как вы оцениваете современное состояние ИТ-инфраструктур торговых предприятий? Каковы здесь тенденции последнего времени? Какие продукты и услуги предлагает в этом направлении ваша компания?
Марина Комарова: К ИТ-инфраструктурам торговые предприятия предъявляют особенные требования. Так же, как и банкам, ритейлерам свойственно огромное число транзакций, им также необходимы надежность и доступность информации. Розничные компании в первых рядах автоматизировали свой бизнес, и весьма вероятно возникновение волны модернизаций, ведь используемое оборудование постепенно морально устаревает, появляются более совершенные софтверные решения.
Среди последних тенденций отмечу рост спроса на CRM-решения, системы обучения, автоматизацию закупочной деятельности, IP-телефонию. Так, CRM-решения позволяют накапливать и анализировать информацию для последующей оптимизации маркетинговых мероприятий. Это новый уровень в автоматизации торговых предприятий, стремящихся выжить в высококонкурентной среде, и, более того, получить дополнительный доход. Ритейл повсеместно применяет ИТ для автоматизации своей деятельности, и сегодня настал черед массового использования ИТ в качестве инструмента бизнес-аналитики. Серьезный вес в рознице имеет и работа с кадрами. Что делать, если миграция персонала достигает значительных масштабов и требуется уже не просто взять человека на работу, но адаптировать его, донести до него корпоративные стандарты, аттестовать, дать недостающие знания? Разработчики ИТ-продуктов заботятся о решении и этих вопросов, предлагая рынку целый ряд эффективных систем обучения, пользующихся неизменным спросом. Чрезвычайно высоким спросом пользуются и решения, автоматизирующие закупочную деятельность. Что касается IP-телефонии, то, несмотря на жесткие требования к каналам связи и вытекающие из этого сомнения ритейлеров в успешности их применения, особенно в регионах, данное направление активно развивается. Более того, сегодня IP-телефония – это уже обязательный элемент ИТ-инфраструктуры торговой сети, призванный максимально снизить затраты предприятия на связь и облегчить взаимодействие между сотрудниками в разных городах.
Группа компаний «Армада», в состав которой входит Helios IT Solutions, реализует на территории РФ проекты, связанные с поставкой, внедрением и поддержкой систем обучения персонала, автоматизации закупочной деятельности, инфраструктурных, сетевых решений, решений по информационной безопасности .
CNews: Как вы можете охарактеризовать ситуацию в области насыщения современных торговых предприятий новейшими аппаратными средствами, относящимися к фронт-офису? Какие новые и интересные продукты вы можете здесь отметить?
Марина Комарова: В целом уровень оснащенности фронт-офиса торговых предприятий в настоящее время еще недостаточно высок. Например, в сегменте дискаунтеров, за редким исключением, до сих пор не принимаются к оплате банковские карты. Хотя, возможно, что делается это, исходя из соображений сугубо экономического характера. В то же время многие сети расширяют «парк оборудования» торгового зала, некоторые ритейлеры стали использовать весы самообслуживания, информационные киоски и т.п., что с точки зрения потребителя делает магазины, несомненно, более привлекательными. Одна из наиболее актуальных на сегодняшний день новинок – электронные ценники, использование которых позволяет управлять ценой на товары в течение дня, открывает новые маркетинговые возможности.
CNews: Каково, по вашему мнению, будущее технологии RFID в сфере торговли?
Марина Комарова: В силу своей дороговизны RFID используется пока только в противокражных системах и для осуществления логистических операций, хотя потенциал этой технологии в торговле велик, и вполне вероятно, что со временем она может полностью заменить штриховое кодирование. Если стоимость этой технологии достаточно снизится, если производители упаковки начнут интегрировать метки в изделия, то торговые предприятия смогут на порядки быстрее обслуживать покупателей, и самые активные новаторы, особенно среди гипермаркетов, будут иметь значительное конкурентное преимущество: отсутствие очереди на кассе привлечет еще больше покупателей.
CNews: Каких инноваций можно ожидать в ближайшее время в сфере автоматизации торговых предприятий, на ваш взгляд? Насколько российские ритейлеры готовы к внедрению инновационных продуктов и решений?
Марина Комарова: На российском рынке можно ожидать появления таких инноваций, которые уже опробованы на Западе и имеют определенную позитивную статистику. К подобным решениям можно отнести NTSwincash, NCR FastLane Self-Checkouts и т.п., уже использующиеся в крупнейших торговых сетях Европы. Из той же категории – биометрические платежные системы, применяемые, в частности, в Германии.
Быстрее же всего в наших условиях будут реализованы BI-решения, ведь они жизненно необходимы, и рано или поздно каждая компания все равно приходит к осознанию критичной потребности в аналитике, начиная стремиться к лучшим ИТ-инструментам и сервисам.
Сегодня российские ритейлеры вполне готовы к инновациям, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что затраты на ИТ они стали воспринимать как инвестиции. В то же время важно правильно определить эффективность использования тех или иных инновационных продуктов, причем не только финансовыми, но и качественными методами. Российские розничные компании находятся на одном рынке с мировыми, и при таком накале конкурентной борьбы они просто не могут себе позволить значительного отставания.
CNews: Расскажите о наиболее крупных, сложных и интересных проектах, реализованных вашей компаний в секторе розничной торговли.
Марина Комарова: Helios IT Solutions помогает розничным сетям в их развитии. Мы выполняем ритейловые ИТ-проекты в любом регионе страны, в ходе которых берем на себя организацию инженерных систем магазинов, поставку оборудования, монтаж, пуско-наладку и дальнейшую поддержку. С ростом числа торговых точек появляются новые потребности, в частности в модернизации и развитии центров обработки данных, сетевой инфраструктуры.
Мы сотрудничали с таким сетям, как «Патэрсон», «Каприз-М», «Ол!Гуд», «Кораблик», «Адамас» и др. Из последних интересных проектов я бы отметила модернизацию ЦОД в сети детских товаров «Кораблик», где было использовано решение от IBM. При этом Helios IT Solutions имеет компетенции не только по продуктам зарубежных производителей, но также предлагает оборудование собственного производства.
CNews: Каковы ваши планы по развитию «торгового» направления, на чем вы собираетесь сделать здесь основной акцент в будущем?
Марина Комарова: В планах развития «торгового» направления нашей компании – новые проекты, новые клиенты. Helios IT Solutions уже порядка пяти лет сотрудничает с заказчиками из «торгового» сектора и отлично понимает их потребности, специфику взаимодействия с развивающимися в регионах предприятиями. Основной акцент в будущем мы намерены сделать на предложении услуг, а также на безопасности.
CNews: Спасибо.