версия для печати
Дмитрий Токар
Croc

Дмитрий Токар:

Ритейлеры все больше заинтересованы в четкой консолидации информации

О нынешнем состоянии ИТ-инфраструктур российских розничных компаний, об ИТ-продуктах и решениях, наиболее востребованных на этом рынке, о перспективах развития ИТ-аутсорсинга в данном сегменте в интервью CNews рассказал Дмитрий Токар, директор по работе с сектором ритейла компании «Крок».

CNews: Как вы оцениваете современное состояние ИТ-инфраструктур предприятий розничной торговли? Какие места остаются здесь наиболее проблемными?

Дмитрий Токар: На текущий момент все ведущие российские розничные компании активно укрупняются, в связи с чем они предъявляют следующие требования к информационным технологиям: ИТ-инфраструктура должна поддерживать возможность интеграции покупаемых сетей или открытия новых собственных магазинов, система должна быть легко масштабируемой, достаточно надежной, легко управляемой из центра и неприхотливой к внешним условиям.

С появлением на российском рынке западных сетей, подходящих к ИТ как к осознанной и четко выстроенной бизнес-единице, считающих вложения в ИТ перспективными инвестициями с точки зрения капитализации компании, повышения ее эффективности и доходности, российские ритейлеры задумались о способах повышения собственной конкурентоспособности. Примеры быстрого, мощного и безошибочного роста западных сетей показали, что создание инфраструктурной составляющей ИТ, разработка и внедрение корпоративных стандартов минимизирует затраты на стадии старта в десятки раз. Четко выстроенный управленческий менеджмент в области ИТ и налаженные за многие годы и даже десятилетия отношения с ключевыми вендорами приносят колоссальные конкурентные преимущества. Основываясь именно на этом опыте западных коллег-конкурентов, российские ритейлеры стали выстраивать собственные стратегии развития ИТ (кстати, первичный анализ текущего состояния ИТ большинства из них показал, что имеющаяся ИТ-инфраструктура и ПО не соответствуют задачам масштабирования и усложнения поддержки бизнеса средствами ИТ).

Что же касается вопроса, какие места остаются наиболее проблемными, то, в первую очередь, это дефицит ИТ-специалистов, обслуживающих ИТ-системы. Кроме того, для многих ритейлеров, несмотря на высокую потребность в ИТ, сдерживающим фактором являются бюджетные ограничения. Если стратегия компании не предполагает масштабных вложений в ИТ, делать дополнительные заимствования сверх принятого и утвержденного бюджета не всегда возможно. Тем более что заимствованные деньги всегда дороже. Поэтому будет расти спрос на консалтинговые услуги в области формирования планов развития ИТ.

CNews: Насколько динамично происходит сегодня процесс модернизации парка оборудования ИТ-инфраструктур торговых сетей? На основании каких принципов компании его обычно строят?

Дмитрий Токар: Процесс изменения/модернизации ИТ-оборудования – процесс непрерывный. Если его остановить, то можно лишиться конкурентных преимуществ на рынке или не успеть за потребностями бизнеса. Изменения должны вестись в плановом режиме в соответствии со стратегией и тактикой развития ИТ, которые у каждой компании могут быть свои.

Базовым документом здесь всегда выступает так называемая стратегия развития компании. На ее основе разрабатывается стратегия развития ИТ, в которую и закладываются соответствующие принципы и сценарии. Кардинальные (не плановые) замены ИТ-оборудования происходят, как правило, в связи с кардинальными же изменениями в стратегии развития компании на рынке (например, в связи возникновением планов по слиянию/поглощению, изменением формата, началом интенсивной территориальной экспансии и т.д.) или при выявлении серьезных ошибок в планировании или финансировании ИТ-инфраструктуры.

CNews: Насколько актуальной остается для торговых сетей проблема «ИТ-зоопарка»? Какие точки здесь наиболее болезненные?

Дмитрий Токар: Одна из наиболее ярких особенностей российского ритейла – исторически сложившееся огромное разнообразие кассового оборудования. Поскольку советский рынок был достаточно закрытым, потребности торговых организаций удовлетворялись силами отечественных производителей, создававших и продолжающих создавать достаточно широкий спектр решений, которые не только не соответствуют мировым стандартам, но и сильно различаются между собой. А так как в ритейле значительная часть информации поступает именно с кассовых аппаратов, их своеобразие становится камнем преткновения при внедрении западных комплексных решений. Те ноу-хау розничных сетей, которые способны давать им преимущества перед конкурентами и позволяют завоевывать новые доли рынка, часто не работают «в полную силу» как раз в виду несовершенства используемых технологий. Поэтому перед многими компаниями сегодня стоит задача перехода с одного кассового пула на другой.

CNews: Какие ИТ-решения и продукты на этом вертикальном рынке можно признать наиболее востребованными на сегодняшний день? У каких из них наибольшие перспективы, на ваш взгляд?

Дмитрий Токар: Степень насыщенности информационными системами и инфраструктурными решениями во многих российских розничных сетях пока далека от западного представления о полноценной ИТ-инфраструктуре. Поэтому в ближайшее время будут востребованы практически все продукты и решения: и ERP-системы, и их отдельные модули, и инструменты для повышения эффективности бизнеса, и CRM, и системы бюджетирования, и многое другое. Соответственно, сохранится высокий спрос на услуги интеграторов, способных объединить разрозненные решения в комплексную корпоративную информационную среду. Широкое развитие получат проекты по созданию call-центров и систем видеоконференцсвязи.

Ритейлеры все больше заинтересованы в четкой консолидации информации, в формировании стройной и детальной системы отчетности как для топ-менеджмента в целом, так и для каждого конкретного управленца, отвечающего за определенный участок бизнеса. Этот интерес естественным образом приводит к необходимости использования таких инструментов как BI, предоставляющих целый комплекс корпоративной отчетности, позволяющих внедрить систему KPI и уменьшающих зависимость работы розничной сети от человеческого фактора. Пока у многих российских ритейлеров эта зависимость велика.

Огромное количество различных транзакций в ритейле сопровождается значительным количеством документов, внушительная доля которых сегодня по-прежнему реализуется в бумажной форме. Поэтому розничные компании заинтересованы во внедрении систем электронного документооборота – чем быстрее документ будет проходить и на всех этапах акцептоваться нужными специалистами, тем эффективнее будет функционировать торговая сеть. В отличие от Запада, где практически у всех ритейлеров уже налажен электронный документооборот взаимодействия с поставщиками, в России этот процесс только начинает разворачиваться. Сдерживающим фактором в нашей стране пока выступают проблемы, связанные с ЭЦП и юридической значимостью электронных документов.

Все более острой становится задача консолидации данных и централизации технических и людских ресурсов, отсюда – растущий с каждым годом интерес к ЦОДам. Еще один развивающийся тренд – создание отказоустойчивых решений, гарантирующих сохранность данных и возможность оперативной работы с ними. Постепенно ритейл начинает проявлять внимание и к таким экзотическим на сегодняшний день решениям как self check-out (кассы самообслуживания).

CNews: Насколько значимую роль в управлении ИТ-инфраструктурой играют сегодня собственные ИТ-службы торговых компаний?

Дмитрий Токар: В последние годы наметился явный тренд к оптимизации внутренних бизнес-процессов компаний, в том числе – к снижению затрат на людские ресурсы. Поскольку для ритейловых компаний основным видом бизнеса является торговля, на ней и надо фокусировать внимание. Развивать собственные компетенции в области ИТ, вкладывать немалые средства в обучение и зарплаты собственных сотрудников – путь совершенно нерациональный. В свете того, что в компаниях появляется все больше высокотехнологичных ИТ-решений, все более тесной становится привязка основного бизнеса к этим решениям, уже сейчас значительно проще заключить контракт с внешней компанией, которая займется обслуживанием оборудования или всего аппаратно-программного комплекса.

CNews: Насколько существенным оказался рост спроса на ИТ-аутсорсинг на этом вертикальном рынке за последнее время, по вашим оценкам? Что чаще всего передается на аутсорсинг?

Дмитрий Токар: До недавнего времени по разным причинам ритейловые компании относились к аутсорсингу настороженно, да и определенное лобби со стороны ИТ-департаментов сдерживало развитие этой формы работы. Однако с выходом на российский рынок западных сетей, активно практикующих аутсорсинг (в штат этих компаний даже не заложены единицы для поддержки ИТ-решений), подобным подходом заинтересовались и отечественные ритейлеры. При этом стало выясняться, что бюджеты, выделяемые на собственных сотрудников и на привлечение сторонней компании, практически равнозначны. Более того, если сначала контракт с аутсорсером и может быть несколько дороже, то в 3-5-летней перспективе получается экономия, причем значительная. Поэтому все больше компаний начинают прибегать к ИТ-аутсорсингу.

Пожалуй, наиболее часто ритейлеры передают сейчас на аутсорсинг построение и обслуживание своих ИТ-инфраструктур. Особенно это актуально при открытии новых магазинов, ибо внедрять информационные и инженерные системы собственными силами довольно сложно. Гораздо удобнее воспользоваться услугами внешних подрядчиков, которые гарантируют качество и сроки выполнения работ. Та же ситуация и с поддержкой ИТ-инфраструктур – ритейлеру не выгодно держать большой штат ИТ-сотрудников. Обслуживание ИТ удобнее передать внешней компании, которая опять же гарантирует качество предоставляемых ИТ-услуг, высокий уровень привлекаемых специалистов.

CNews: Расскажите о наиболее крупных, сложных и интересных проектах, реализованных вашей компаний в секторе розничной торговли.

Дмитрий Токар: Подобных проектов наша компания реализовала немало. Приведу лишь некоторые из них. Так, в новом офисе компании «М.Видео» нами была введена в эксплуатацию IP-телефония и сеть микросотовой связи стандарта DECT, что позволило служащим постоянно оставаться на связи. Развернутая в публичных зонах сеть WiFi обеспечивает доступ к корпоративным ресурсам вне рабочих мест. Для обеспечения безопасной и непрерывной работы ИТ-инфраструктуры в серверном помещении, где расположены основные вычислительные и программные ресурсы компании, нами были внедрены системы физической безопасности, промышленного кондиционирования, пожаротушения, локализации утечек воды и бесперебойного энергообеспечения. Централизованная система мониторинга состояния всех этих систем обеспечивает дополнительную степень надежности серверной комнаты. Наиболее масштабные и ресурсоемкие работы были проведены нашими специалистами в ходе переезда сотрудников «М.Видео» в новое помещение, прошедшем без остановки бизнеса. Было организовано последовательно три «волны»: в течение трех недель по выходным наша компания готовила и переносила рабочие места служащих, обеспечивая их полноценную работу с корпоративными системами и периферийными устройствами на новом месте. Все ИТ-системы заказчика работали в штатном режиме, между старым и новым зданием была обеспечена работоспособная связь. На заключительном этапе вычислительный центр был перевезен в новую серверную и интегрирован в созданную ИТ-инфраструктуру.

В результате реализации проекта новое помещение центрального офиса полностью оборудовали три этажа, арендуемых «М.Видео» в офисном центре, комплексом инженерных и информационных систем – от прокладки локальной вычислительной сети, модернизации телекоммуникационной инфраструктуры и телефонии, до оборудования серверного помещения. Более 700 сотрудников центрального офиса «М.Видео» получили новые возможности для организации своего рабочего пространства и времени.

Еще один наш крупный и интересный проект – внедрение Microsoft SQL Server 2008, осуществленное специалистами нашей компании совместно с Microsoft Consulting Services в торговой сети «Седьмой Континент». «Крок», кстати, стал первым российским интегратором, совершившим инсталляцию новой Microsoft SQL Server 2008. Мы произвели установку демонстрационного стенда решения, сделали копию баз данных и провели нагрузочное и функциональное тестирование Microsoft SQL Server 2008. Дальнейшие работы по проекту велись совместно со специалистами Microsoft Consulting Services. Переход на Microsoft SQL Server 2008 был осуществлен незаметно для поставщиков и позволил компании «Седьмой Континент» повысить эффективность в таких направлениях операционной деятельности как, например, заказ поставщиками продукции в магазинах, работа с ценовыми листами поставщиков.

Несмотря на то, что подобное внедрение было первым в России, весь функционал новой СУБД сразу начал работать без перебоев и ошибок продукта. Более того, новое решение по ряду показателей оказалось надежнее, чем предыдущая версия. Сегодня, в процессе активной эксплуатации, оно не требует особого сопровождения, ни одного перезапуска системы не производилось.

Успешная реализация первого в России проекта внедрения SQL Server 2008 помогла повысить операционную эффективность сети магазинов «Седьмой Континент», увеличить ее рентабельность и конкурентоспособность на розничном рынке.

И третий проект, о котором я хотел бы рассказать – проектирование и внедрение системы хранения данных в компании Metro Cash & Carry GmbH, с которой мы стали активно сотрудничать еще с начала 2005 года. Данное решение построено на базе высокопроизводительной системы Clariion CX700 корпорации EMC, подключенной в сеть хранения данных (SAN). В рамках проекта нашими специалистами была построена централизованная система резервного копирования на базе библиотеки HP StorageWorks ESL 322e и программного обеспечения IBM Tivoli Storage Manager, а также произведен монтаж и пусконаладочные работы по настройке систем бесперебойного питания APC Silcon-340. На сегодняшний день реализованная система хранения данных сдана в промышленную эксплуатацию и передана на сервисное обслуживание специалистам нашей компании.

В качестве главных целей сервисного проекта было определено три направления: обслуживание ИТ-оборудования, обслуживание программного обеспечения и инвентаризация ИТ-ресурсов. В рамках соглашения наша компания осуществляет техническую поддержку систем бесперебойного питания APC Silcon-340 и всего спектра оборудования HP (серверы, принтеры, ПК). Сервисный контракт предусматривает фиксированное время реагирования на неполадки в оборудовании, как в Москве, так и в региональных магазинах «МЕТРО Кэш энд Керри» и «РЕАЛ – Гипермаркет».

В рамках контракта осуществляется поддержка 15 существующих торговых центров Metro по всей России. По итогам года контракт на техническую поддержку был продлен еще на год. В обновленный контракт вошло большее количество поддерживаемого оборудования. Специалисты «Крок» поддерживают телекоммуникационное оборудование Cisco Systems, серверы, рабочие станции, офисную технику и программное обеспечение, поставленное в течение 2005 года для торговых центров «МЕТРО Кэш энд Керри» и «РЕАЛ – Гипермаркет». В дальнейшем планируется передать нашей компании поддержку программных и аппаратных средств ИТ-инфраструктуры вновь открывающихся торговых центров Metro.

CNews: Какое место занимает «торговое» направление в бизнесе вашей компании сегодня? Каковы ваши планы по его развитию, на чем вы собираетесь сосредоточиться здесь в будущем?

Дмитрий Токар: Для нас нет приоритетов в направлениях бизнеса. Перед нами всегда стоит одна задача – мощного, уверенного, заранее хорошо просчитанного старта. Что касается планов, то их достаточно много. Это и повышение эффективности и производительности компании клиента с точки зрения направления, и, как следствие, увеличение прибыльности. И, разумеется, постоянное совершенствование качества предоставляемых услуг в области ритейла. И, наконец, четкое следование тому уровню, который необходим для развития компании.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS