|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как влияет финансовый кризис на развитие ИТ вашей компании? Возможно ли усиление внимания к ИТ как к важнейшему инструменту, способному обеспечить конкурентные преимущества, что особенно важно в условиях кризиса? Или, напротив, ИТ станут объектом для оптимизации бизнеса?
Сергей Черный: Одной из особенностей нашей компании является адекватное отношение к ИТ, понимание того, что ИТ – это инструмент развития бизнеса, а не cost-центр. Конечно, в связи с кризисом мы были вынуждены пересмотреть некоторые принятые ранее решения в области развития ИТ. В частности, наименее приоритетные проекты, а также проекты уровня nice to have мы перенесли на 2009 год. Однако это не означает уменьшения внимания к ИТ. Руководство компании понимает – с помощью ИТ решается ключевая задача обеспечения конкурентных преимуществ, что особенно важно в условиях столь сложного времени. Соответственно, проекты развития ИТ-инфраструктуры и ключевых сервисов мы не намерены останавливать.
На самом деле, четкое и пристрастное отношение ко всем затратам всегда было одной из характерных черт нашей компании. Традиционный девиз «Ленты» – «Экономия в каждой покупке. Всегда». И сегодня актуальность такого подхода возрастает многократно.
CNews: Каковы ключевые потребности вашего бизнеса в ИТ на данный момент? Какие из существующих бизнес-процессов пока недостаточно закрыты ИТ, на ваш взгляд?
Сергей Черный: Сегодня мы активно работаем над решением множества актуальных задач, а также готовим целый ряд принципиальных для бизнеса внедрений. Во-первых, с целью обеспечения автоматизации учета, планирования и контроля процессов строительства и реконструкции торговых комплексов мы планируем внедрение решения SAP PS. Во-вторых, рассматриваем варианты решений для обеспечения возможности работы с информационными системами напрямую в торговом зале (заказ товара, анализ цен, товарных запасов, продаж, уменьшение очередей и т.п.). В-третьих, для автоматизации процессов планирования затрат на персонал, управления по целям и начисления переменной части планируем внедрить функциональность SAP «Управление мотивацией и вознаграждениями». В-четвертых, для увеличения надежности обмена данными, скорости обмена данными и снижения трудоемкости по интеграции информационных систем собираемся внедрить интеграционную платформу SAP PI. В-пятых, с целью автоматизации логистических процессов по технологии push планируем внедрить функциональность SAP «Распределительная ведомость». В-шестых, для обеспечения структурирования информации, автоматизации информирования целевых групп пользователей, контроля выполнения задач и управления знаниями уже сегодня внедряем внутренний портал компании на базе технологии Share Point. И, наконец, мы планируем автоматизировать работу с инцидентами, проблемами и конфигурациями, а также уже сейчас ведем расширение системы service desk.
CNews: Сегодня для ритейла все большую актуальность приобретает вопрос снижения издержек на поддержку работоспособности всего комплекса оборудования, систем и сервисов, в том числе на удаленных объектах. Какие шаги предпринимает в этом направлении ваша компания?
Сергей Черный: Централизация и стандартизация стали для нас не просто словами, а направлением движения. Во-первых, стратегией развития ИТ-службы «Ленты» является стандартизация платформ. Выбор единого вендора по каждому из крупных направлений дает потрясающий эффект снижения как инвестиций в ИТ, так и затрат на обслуживание оборудования и информационных систем. Кроме того, само оборудование и информационные системы выбираются, закупаются и внедряются с обязательным учетом двух факторов – масштабируемости (согласно стратегии развития компании) и снижения TCO.
Во-вторых, необходимо помнить о том, что основная деятельность «Ленты» – это розничная торговля. Здесь самыми значимыми для бизнеса и видимыми для покупателя показателями работы ИТ-службы являются доступность и безотказная работа торгового оборудования, а также скорость обслуживания на кассах. С этой целью несколько лет назад был заключен единый контракт на поддержку нашего торгового оборудования всех торговых комплексов Санкт-Петербурга и регионов. Благодаря эффективной работе менеджеров и инженеров «Ленты» и слаженной работе команды компании «Кристалл Сервис» нам удалось добиться значительного повышения уровня данного сервиса. Централизация поддержки позволила не только улучшить управляемость процесса, но и снизить наши операционные затраты.
В-третьих, при поставках оборудования, внедрении информационных систем, построении СКС и т.п. основным нашим критерием в работе с поставщиками и партнерами является законченность предоставляемого решения, в том числе и в части послепродажного сопровождения и поддержки. Это избавляет нас от дополнительных проблем и расходов, связанных с несвоевременным вводом в эксплуатацию, доставкой, настройкой и обслуживанием. «Лента» многие годы сотрудничает с такими компаниями как IBM, Cisco, Beeline Business (Golden Telecom), Санлайн по направлению поддержки инфраструктуры и намерена и дальше продолжать это сотрудничество.
В-четвертых, мы проводим мониторинг качества работы наших поставщиков и стоимости предоставляемых ИТ-сервисов. В случае несоответствия качества работы условиям договоров у нас предусмотрена цепочка действий, начиная от пересчета сумм оплат, заканчивая выбором другого поставщика или решения. То же происходит и с тарифами на услуги. Они регулярно пересматриваются в соответствии с объемами «Ленты» и предложениями конкурентов. Такой подход позволяет максимально бережно относиться к ИТ-затратам нашей компании.
CNews: Расскажите о системе автоматизации торгового зала, используемой в магазинах вашей сети. На основе каких приложений и аппаратных средств она строится? Какие аппаратные новинки вы внедряли в последнее время?
Сергей Черный: В торговом зале у нас используется в основном три системы: кассовая система Set:Retail, система SAP ERP и SAP BW. С помощью системы Set:Retail сотрудники торгового комплекса оперативно анализируют продажи, продажные цены, товарные справочники, рекламные акции, работу оборудования, кассовые операции. В системе SAP ERP и SAP BW осуществляется анализ запасов, продаж (за длительные периоды), остатков и прочей управленческой отчетности. Также в системе SAP сотрудниками торгового комплекса осуществляется заказ и возврат товара, мониторинг товародвижения, инвентаризация, учет рабочего времени, контроль счетов фактур и т.д.
Кроме того, для оптимизации процесса приемки товара, проведения инвентаризаций и проверки актуальности ценников сотрудники торгового зала используют терминалы сбора данных, что позволяет своевременно реагировать на вопросы покупателей и получать дополнительную информацию о товарах. Вместе с тем наши торговые комплексы оборудованы интуитивно-понятными устройствами для проверки цен, которые установлены в секциях торгового зала. С их помощью покупатели сами за считанные секунды могут узнать цену заинтересовавшего их товара.
CNews: Каковы планы по дальнейшему развитию ИТ в вашей компании?
Сергей Черный: На сегодняшний день в «Ленте» происходит формализация бизнес-процессов, в том числе и ИТ. В октябре «Лента» успешно прошла сертификационный аудит корпоративной системы менеджмента на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Причем аудиторы в своем отчете не зафиксировали ни одного несоответствия, что свидетельствует о колоссальной работе по оптимизации системы менеджмента и бизнес-процессов, которая была нами проделана. Данный сертификат еще раз подтвердил эффективность и качество применяемой в «Ленте» системы управления.
Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Напротив, мы продолжим развитие, в частности продолжим описания наших процессов, ибо, как показала практика, это позволяет создать максимально прозрачные отношения с другими бизнес-подразделениями и избежать издержек, вызванных недопониманием сути процессов. Также в планы развития ИТ в «Ленте» входит расширение сетевой и серверной инфраструктуры центрального офиса и торговых комплексов.
CNews: Спасибо.