|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете тенденции и динамику проникновения информационных технологий в торговлю? Какие наиболее важные изменения, произошедшие здесь за последнее время, вы можете отметить?
Юрий Отрашевский: Сегодня здесь наиболее выражены следующие тенденции: во-первых, это стремление большинства торговых компаний с территориально распределенной структурой к созданию на базе корпоративной системы управления единого информационного пространства, некоей области сосредоточения поступающих данных и одновременно центра компетенции для принятия управленческих решений. Во-вторых, значительно усиливается роль корпоративной информационной системы (КИС) как инструмента формирования и внедрения общекорпоративной политики. Если ранее контроль ограничивался в основном «бухгалтерскими» функциями (отслеживанием движения товаров и денежных средств), то сейчас все большее внимание уделяется фиксированию всех этапов взаимодействия с клиентом (поставщиком): начиная с контроля за ценовой политикой, договорами и бонусными программами и заканчивая ключевыми элементами CRM (звонки, встречи, маркетинговые мероприятия). И, наконец, в-третьих, наиболее востребованными и интенсивно внедряемыми элементами информационных систем в настоящее время являются бизнес-планирование и бюджетирование. Последнее обусловлено тем, что рентабельность в торговле неуклонно падает, а риски, особенно конкурентные, напротив, растут.
CNews: Какие функциональные блоки в составе информационных систем в настоящий момент наиболее востребованы торговыми организациями? У каких программных продуктов наибольшие перспективы и с чем это связано?
Юрий Отрашевский: В первую очередь, это так называемый складской функционал: управление операциями и персоналом на складе (в распределительном центре), «адресное» хранение, работа с терминалами сбора данных, автоматический подбор и размещение товаров и многое другое. Огромный интерес у торговых предприятий вызывает возможность автоматизации процессов планирования закупки товара, распределения его по складам и торговым точкам, логистики, управления транспортом и доставкой. И, безусловно, весьма популярны сейчас такие направления как CRM и бюджетирование. На первый взгляд, это может показаться странным, но розничные компании сегодня интенсивно взялись и за автоматизацию непосредственно магазина, то есть кассового модуля и всего того, что с ним связано. Казалось бы, в этом направлении все давно сделано. Однако крупных «сетевиков» уже не устраивает узкоспециализированное кассовое ПО, топ-менеджеры хотят видеть розничный функционал в составе единого решения на базе КИС предприятия. Поэтому в настоящий момент наиболее востребованы на рынке комплексные, высокотехнологичные продукты, включающие в себя все перечисленные возможности и обладающие удобными инструментами для настройки и расширения.
Что касается наиболее перспективных на сегодняшний день программных продуктов, то, прежде всего, это мощные комплексные информационные системы, характеризующиеся высокой производительностью и отказоустойчивостью. Также существенным фактором успеха является адаптивность ПО к российскому торговому рынку, знание и глубокое понимание разработчиками специфических особенностей ведения бизнеса в нашей стране. Работа системы управления предприятием в условиях современного интенсивно развивающегося крупного холдинга предъявляет максимально жесткие требования к ее функциональным возможностям и способности адаптироваться к изменяющимся реалиям. Информационная система должна не разделять, а объединять бизнес. В этом заинтересованы и рядовые сотрудники, и акционеры.
CNews: Ваша система RS-Balance, как нам известно, создавалась непосредственно для торговли и существует уже более 12 лет. Насколько активно вы следуете за современными веяньями и насколько ваш продукт актуален и востребован на рынке торговых компаний сегодня?
Юрий Отрашевский: Компания R-Style Softlab представляет сейчас абсолютно новый продукт – RS-Balance 3. От системы 12-летней давности осталось только название – узнаваемый на рынке бренд. Концепция решения базируется на сплаве многолетнего опыта внедрений в торговой сфере с современной технологической основой. Мы постарались «убить двух зайцев» одновременно: с одной стороны, сохранить «продвинутый», клиентоориентированный, соответствующий российской действительности торговый функционал; а, с другой стороны, предоставить нашим заказчикам мощную среду для реализации собственных идей. Само собой, потребовались серьезные инвестиции, без которых невозможно возникновение, становление и развитие современной ERP-системы как полноценного продукта. И в этом преимущество компании R-Style Softlab, которая, являясь одним из крупнейших игроков рынка, обладает не только достаточными финансовыми возможностями, но и высококвалифицированными специалистами и, конечно, многолетними традициями.
Что касается востребованности системы, то результат говорит сам за себя – только за первую половину 2008 года нами начато более десятка проектов по внедрению RS-Balance 3 в крупнейших компаниях розничного и оптового направления. И это происходит в условиях серьезнейшего конкурентного прессинга со стороны поставщиков зарубежных продуктов.
CNews: В чем вы видите главное конкурентное преимущество вашего программного продукта RS-Balance 3? В чем причина вашего успеха?
Юрий Отрашевский: Безусловно, это уникальность нашей системы, ее «непохожесть» на российские и зарубежные аналоги. Нестандартный, креативный подход наших разработчиков и системных аналитиков к решению, казалось бы, ординарных задач позволил реализовать идеи, которыми «болело» не одно поколение системных администраторов, финансовых и коммерческих директоров, владельцев торгового бизнеса.
CNews: Каких инноваций можно ожидать в ближайшее время в сфере автоматизации торговых предприятий, на ваш взгляд? Насколько российские ритейлеры готовы к внедрению инновационных продуктов и решений?
Юрий Отрашевский: О принципиальных инновациях на данный момент говорить не приходится. Большинство серьезных корпоративных систем в настоящее время находится на стадии становления, оттачивания решений и расширения существующих возможностей. На примере нашей системы могу сказать, что сейчас ее функционал является во многом даже избыточным, особенно в части управления продажами, складом и финансовым блоком. Сегодня во главу угла ставится задача построения правильных бизнес-процессов на предприятии, для чего необходим высококвалифицированный управленческий персонал. Недаром во время работы над проектами нам чаще приходится решать консалтинговые задачи, нежели технические. Тем не менее, если говорить о ритейлерах, то их готовность к внедрению современных технологий сейчас очень высока. Ведь многие руководители розничных сетей часто и не без основания рассматривают переход на новую КИС как одно из главных конкурентных преимуществ своего бизнеса. При этом компаниям, занимающимся внедрением ПО на предприятиях, необходимо постоянно повышать культуру автоматизации, больше внимания уделять анализу бизнес-процессов торговли, совершенствовать технологию взаимодействия с персоналом заказчика. Тогда результат, несомненно, будет достигнут.
CNews: Спасибо.