|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете динамику проникновения информационных технологий в сферу розничной торговли? Какие существенные изменения, произошедшие здесь за последний год, вы можете отметить?
Юлия Косарева: Динамика проникновения информационных технологий в сферу розничной торговли на протяжении нескольких лет находится на относительно высоком уровне — темпы роста превышают 20%. С незначительными отклонениями такое положение характерно для всех сфер автоматизации ритейла. Одновременно происходят и качественные изменения, которые связаны, в первую очередь, с реструктуризацией бизнеса как такового — с ростом компаний, их переходом на новый уровень.
По-прежнему, заметной остается сфера автоматизации систем нижнего уровня, касающейся работы кассовых систем и других аппаратных средств торгового зала, соответствующих прикладных приложений. При этом автоматизация проникает все глубже в структуру торговых компаний. Все большую заинтересованность заказчики проявляют к таким направлениям, как интеграция ERP, BI и CRM-систем, хранилищам данных, системам управления складом м логистикой. В связи с этим происходят существенные изменения, повышающие требования к компаниям-интеграторам, работе ИТ-подразделений самих предприятий.
Как минимум пять последних лет прошли под знаком внедрения ERP-приложений (главным образом, от SAP, Oracle, Microsoft, 1С). Интерес российских компаний к подобного рода системам существенно активизировался. Торговые сети стали уже по-другому подходить к выбору ERP-систем, их внедрению. Этому способствовало число не совсем удачных проектов. Сейчас подавляющее большинство компаний, особенно крупных, научились подходить к выбору ERP-системы на качественно новом уровне. К примеру, оценивать не только стоимость самого внедрения, но и ресурсы, требуемые для дальнейшего обслуживания системы, ее поддержания и развития. Несомненно, рынок стал более зрелым, о чем свидетельствует большое число внедрений тяжелых ERP-решений, реализованных в последние годы и выполняющихся в настоящее время.
CNews: Насколько быстрыми темпами и в каком направлении меняются требования заказчиков из числа ритейлеров в отношении ИТ?
Юлия Косарева: Основными требованиями компаний являются требования системам обеспечения жизнедеятельности. В первую очередь любое предприятие интересует насколько эффективно построена работа информационных приложений внутри отдельного магазина, как обслуживают покупателей на кассовой линии. Кроме этого, нужно оценить масштабируемость решения, его стабильность и как дорого обходится его обслуживание и дальнейшее развитие.
CNews: Как процесс консолидации рынка, рост числа M&A-сделок отражается на информатизации российских торговых компаний?
Юлия Косарева: Одна из самых заметных M&A-сделок за последний год — поглощение торговой сетью Auchan части сети «Рамстор». Когда один ритейлер покупает другого, локального или международного, он старается внедрить свои бизнес-процессы, построить в приобретенных магазинах ИТ-систему на базе собственных стандартов. Практика показывает, что бизнес-процессы российских и западных представителей розничной торговли различаются. Для того чтобы компании-покупателю внедрить свою информационную систему ей необходимо распространить традиционные для нее бизнес-процессы, потому внедрение корпоративных стандартов иногда растягивается на несколько лет. Но рано или поздно вырабатываются стандартизованные решения, которые служат стимулом для дальнейшего развития компании и решения задач масштабирования и поддержки «большого» бизнеса.
Данный процесс происходит поэтапно. На первых стадиях большинство старых систем и оборудования в поглощаемой компании сохраняются. До тех пор, пока менеджмент будет готов воспринять существующие бизнес-процессы корпорации и внедрить общекорпоративные системы. Конечно, если приобретенная компания уже работает в системах международного уровня, допустим, на ERP-решениях от ведущих вендоров или POS-решениях на базе оборудования известных мировых производителей, то шансы на максимально быструю стандартизацию ИТ существенно увеличиваются. Тем более что «покупателю» это обойдется дешевле, так как затраты на приобретение приложений и оборудования и их инсталляцию будут ощутимо ниже или сведены к минимуму.
CNews: Насколько существенным оказался рост спроса на ИТ-аутсорсинг на этом вертикальном рынке за последний год, по вашим оценкам? Что чаще всего передается на аутсорсинг? Прогрессирует ли данное направление в бизнесе вашей компании?
Юлия Косарева: За последний год доля ИТ-аутсорсинга в объеме нашей компании существенно выросла. Это связано, во-первых, синергией, которую мы получили, расширив свою филиальную сеть сервисных центров и развив их компетенции до уровня головной компании. Во-вторых, с ростом самого рынка. Квалифицированных ИТ-специалистов не хватает, и, по прогнозам аналитиков из Forrester и Gartner, «кадровый голод» в этой области со временем будет только нарастать.
Принимая решение о развитии собственной ИТ-службы или передачи части процессов на аутсорсинг, ИТ-директор любой крупной сети, особенно территориально распределенной, с большим количеством объектов, должен учитывать не только фактор внедрения, обслуживания и наращивания систем, но и думать о привлечении квалифицированного персонала, а также поддержании его компетенции. Причем необходимо иметь в виду большой разброс в специализациях. В настоящее время крупная сеть может поддерживать до 50 ИС различного уровня, будь то ERP, системы передачи и хранилищ данных, «тяжелые» серверные решения, беспроводная инфраструктура, мобильные решения и т.д. Все это - значительная финансовая нагрузка на бюджет предприятия.
Понимая ситуацию, многие крупные торговые компании стараются передать хотя бы часть своих ИТ-процессов на аутсорсинг. Обычно речь идет о передаче «на сторону» ряда не ключевых процессов, которые не связанны с обеспечением жизнедеятельности компании. Таких, как обслуживание прикладных приложений, внедрение систем обучения и т.п. Хотя постепенно, с ростом доверия между клиентом и интегратором, аутсорсинговая составляющая деятельности заказчика неизменно увеличивается.
Российский рынок отличается от западного. Например, в США или Европе большую часть ИТ-услуг компаниям уровня корпорации (с оборотом в несколько миллиардов долларов) оказывают крупные сервисные провайдеры такие как IBM Global Technology Services или Fujitsu Services. В России подобные компании не имеют столь сильных позиций. И хотя в нашей стране усиливается их присутствие и укрупняется сервисная сеть, в случае взаимодействия с российскими заказчиками им приходится пользоваться услугами местных субконтракторов. Часть сервисного оборота компании «Пилот» приходится на услуги по выполнению сервисных соглашений по субконтрактам для крупных иностранных вендоров.
Помимо этого, большой объем услуг оказывается местными интеграторами без какого-либо посредничества международных сервис-провайдеров. Разумеется, в значительной степени это касается российских заказчиков, которых на рынке ритейла большинство. Не стоит забывать о том, что в отечественных розничных сетях до сих пор применяются российские разработки, некоторые из которых, впрочем, не уступают решениям многих иностранных вендоров. Соответственно, западные компании, даже если они в полной мере представлены на рынке России, вряд ли готовы обслуживать системы, разработанные местными интеграторами, тем более в условиях не всегда формализованных и понятных для них локальных бизнес-процессов.
Российские заказчики пока не готовы отдать свои ИТ-системы на полный аутсорсинг. На данном этапе развития рынка это вполне объяснимо — много рисков. Большинство отечественных компаний рассматривает вопрос обслуживания ИТ-систем и поддержания их жизнедеятельности, в первую очередь, собственными силами. Как правило менеджмент предприятия соглашается привлечь стороннего провайдера только когда расчет финансовых затрат приводит к выводу, что самостоятельное обслуживание ИТ-ресурсов будет нерентабельно. Специфика российских клиентов такова, что ключевые процессы, в ближайшее время не будут переданы на аутсорсинг. Во всяком случае, время для этого еще не пришло. Так что говорить о полном ИТ-аутсорсинге в России, в том числе и в торговом сегменте, пока преждевременно.
Что-либо прогнозировать или утверждать категорично не просто. Все зависит от скорости и вектора развития рынка. В последнее время процесс проникновения в Россию западных торговых сетей набирает обороты. Все увереннее звучат заявления менеджмента Wal-Mart о выходе на российский рынок, приходит Carrefour. Не так давно в Санкт-Петербурге открылся первый магазин финской сети Prisma, входящей в состав S-Group, автоматизированный компанией «Пилот», несколько лет назад пришел MediaMarkt. Уже закрепили свои позиции на российском рынке торговые сети OBI, Metro C&C, Auchan, Leroy Merlin, Spar, Billa и т.д. Одним словом, отечественный рынок все больше приближается к европейским стандартам, вызывает интерес международных ритейлеров. Именно с этим связан ощутимый рост внимания к России со стороны крупных иностранных ИТ-вендоров. Об этом говорит и тот факт, что за последнее время существенно выросло количество визитов в нашу страну высокопоставленных представителей крупнейших производителей ИТ-продуктов и решений. Соответственно, наш рынок становится все более зрелым, его начинают рассматривать очень серьезно. Возможно, через какое-то время он дорастет до стадии, когда станет реальностью полный ИТ-аутсорсинг.
CNews: Насколько увеличилась сервисная составляющая в ИТ-проектах, реализуемых в розничной торговле, в том числе исходя из практики вашей компании?
Юлия Косарева: В структуре нашей компании составляющая сервисных услуг стандартно была примерно 15-20%. Сейчас мы активно работаем в этом направлении. С каждым годом доля сервиса растет. За достаточно небольшой период, как я уже отмечал, нам удалось развить крупную сервисную сеть, которая охватила всю европейскую часть страны, Центральную и Западную Сибирь, Южный и Западный регионы России. Кроме того, мы вышли на рынок Украины, планируем свое присутствие и в других странах ближнего зарубежья. Создав достаточно широкую сеть сервисных центров на территории России и Украины, специалисты которой способны оказывать услуги на самом высоком уровне, мы ощутили качественный и количественный скачок этого направления. В первую очередь возросли объемы услуг, оказываемых региональными офисами и представительствами. Среди наших последних проектов — работа с крупными заказчиками в секторе продовольственной и непродовольственной розницы, когда запуск магазинов в части настройки информационных сетей отдавался нам на аутсорсинг, и в итоге это оказывалось рентабельно и эффективно.
CNews: Как быстро российская розница догоняет иностранные сети, работающие в России, с точки зрения требований к сервис-провайдерам? Произошли ли здесь за последнее время какие-либо качественные изменения?
Юлия Косарева: На сегодняшний день западная розница более подготовлена к услугам сервисных компаний. Для них это стандарт. Однако и российский ритейл в последнее время заинтересован этим сектором. Например, наша компания сейчас ведет переговоры с рядом крупнейших российских сетей о том, чтобы оказывать им услуги сервисного аутсорсинга в классическом понимании, соответствуя уровням сервисных соглашений на основании стандартов ITIL. Хотя сравнивать уровень аутсорсинга российских и западныx компаний пока еще некорректно.
CNews: Расскажите, с какими клиентами вы сегодня работаете?
Юлия Косарева: На протяжении многих лет в составе нашей клиентской базы доминирующее положение занимала продовольственная розница - это крупнейшие российские и западные сети. За более чем 15 летнюю историю существования многие представители отечественной продовольственной розницы работали с компанией «Пилот». Среди западных ритейлеров нашими постоянными партнерами являются Auchan, Stockman, Atak, Billa и др. Если взять российский Top-50 продовольственной розницы, то, наверное, около 40 компаний из этого списка имели или имеют в настоящее время опыт успешной работы с «Пилотом».
За последние два года доля розничных непродовольственных предприятий в структуре продаж компании «Пилот» выросла примерно до 50%. И с точки зрения развития рынка это весьма показательно. По прогнозам многих консалтинговых агентств темпы роста продовольственной розницы в ближайшие несколько лет должны снизиться, так как рынок достиг стадии насыщения. Непродовольственный сектор, напротив, продолжит бурно развиваться. С точки зрения автоматизации на первый план постепенно начинают выходить непродовольственные сети. Сегодня среди наших клиентов такие компании, как Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и т.д.), MotherCare, The Body Shop, Banana-Mama, «Детский Мир» и многие другие. Их требования к уровню ИТ-услуг возрастают. Например, Inditex задает для нас, как для системного интегратора, высокую планку, которую мы удерживаем уже больше пяти лет.
CNews: Какие изменения произошли в структуре предложения вашей компании за последнее время?
Юлия Косарева: Как я уже отметил, серьезно вырос процент оказания услуг по интеграции, консалтингу и сервисному обслуживанию. Стремительно растет доля проектов по внедрению ERP-систем. Не так давно мы закончили крупный проект по внедрению решения SAP for Retail в ижевскую розничную сеть «Оптима» формата drogerie. Данная инсталляция весьма интересна не только с точки зрения функционала, но и потому что она была осуществлена на базе серверных систем Fujitsu Siemens Computers с архитектурой Blade Frame с проектом последующего наращивания до Flex Frame.
В будущем это позволит компании экономно расходовать средства, постепенно наращивая аппаратные ресурсы до требований полномасштабного внедрения, не закупать излишние мощности, оперативно переключать ресурсы между приложениями. Данное решение можно назвать достаточно интересным. В тендере на реализацию этого проекта участвовали крупные вендоры и интеграторы. Однако заказчик выбрал именно SAP, Fujitsu Siemens Computers и нашу компанию в качестве партнера.
CNews: Какие еще интересные проекты, реализованные вашей компаний за последнее время в секторе розничной торговли, вы могли бы выделить?
Юлия Косарева: Еще один очень интересный проект, реализованный в прошлом году, - внедрение системы мобильной печати этикеток в сети магазинов ZARA компании Inditex. Ранее печать этикеток со штрих-кодом осуществлялась стандартным для большинства компаний способом — на складе с помощью стационарного принтера. Inditex это не устраивало, так как не позволяло эффективно обеспечивать товарное пополнение торговых точек. Учитывая высокую посещаемость, а значит, и огромный оборот магазинов, ключевым фактором для компании стала необходимость оперативно реагировать на изменяющиеся требования торгового зала. Внедренное нами решение позволило менеджерам и продавцам магазинов печатать этикетки и оперативно сверять цены там, где это требуется: на складе, в торговом зале, офисе и т.д. Этот масштабный проект продолжает развиваться и сегодня, так как Inditex выходит на рынок Украины. Мы тоже открыли свое представительство в Украине, которое в настоящий момент обслуживает в Киеве и Днепропетровске сети Inditex и «Детский мир». Темпы роста украинского филиала «Пилота» позволяют говорить о том, что в будущем возможно серьезное увеличение числа клиентов и энергичное наращивание оборотов на рынке этой страны.
Кроме того, в последнее время компания «Пилот» активно развивает направление внедрения беспроводных решений. Мы обладаем высокими компетенциями в сфере внедрения беспроводной цифровой сети передачи данных (БЦСПД). Тут можно отметить проекты по инсталляции соответствующих систем в торговых, логистических объектах и крупных розничных сетях наших традиционных клиентов: Auchan, «Магнит», «Мосмарт» и др., так и на новом для нас рынке, не связанным с розницей. Например, покрытие беспроводной сетью конвейерной зоны и перрона аэровокзального комплекса/взлетного поля аэропорта «Домодедово».
CNews: Каковы ваши планы по развитию «торгового» направления, на чем вы собираетесь делать здесь основной акцент в будущем?
Юлия Косарева: Сохраняя лидирующие позиции на рынке автоматизации ритейла, компания «Пилот» намеревается и дальше развивать основные направления деятельности. В частности мы продолжим наращивать компетенции в области внедрения аппаратных средств торгового зала, в том числе кассовых систем и торговых весов, будем продвигаться в направлении развития мобильных решений, внедрения ERP-систем, а также разработки приложений. В этом году мы планируем значительно расширить нашу сервисную сеть в Сибирском регионе, выйти на рынок других, помимо Украины, стран СНГ.
Сегодня «Пилот» работает с крупнейшими и наиболее востребованными на рынке вендорами: IBM, Fujitsu, Motorola, Microsoft, Fujitsu Siemens Computers, Mettler Toledo, SAP и т.д. Уровень квалификации наших специалистов в сегменте автоматизации розницы один из самых высоких, опыт работы в данном секторе более 15 лет. Все это позволяет обеспечивать высокие темпы роста компании и рассчитывать на большие перспективы.
CNews: Спасибо.