|
|
Среди ИТ-проектов в транспорте растет популярность аутсорсинга и BI
Рост спроса на те или иные ИТ-решения обусловлен некоторым набором факторов «за» — и, соответственно, «против» остальных. Специфика отрасли определяет специфику подходов к реализации ИТ-проектов. Транспорт склоняется сегодня к аутсорсингу и BI.
В общеевропейских масштабах суммарный оборот отрасли грузоперевозок и логистики составляет около 1 трлн евро, а оборот мирового рынка оценивается в 3,5 — 4 трлн евро. При этом актуальной тенденцией отрасли является наращивание соотношения затрат на ИТ и прибыли транспортных предприятий. Постепенно отрасль все больше смещается в сторону полной зависимости от информационных технологий.
Как показывают опросы европейских транспортных предприятий, наиболее популярными категориями ИТ-затрат на текущий момент следует назвать комплексное управление бизнес-процессами, интеграцию и совершенствование управленческих систем, в том числе, систем поддержки управленческих решений, автоматизацию документооборота транспортных компаний. Отрасль наращивает и затраты на прикладные технологии, которые позволяют повысить управляемость грузопотоками транспортных компаний, отслеживать местонахождение и график движения транспортных средств, а также комплексные решения, позволяющие управлять грузооборотом в рамках цепочек поставок.
Рост потребностей в автоматизации взаимоотношений с поставщиками и потребителями, организация сложных логистических систем определяют растущую популярность SCM-решений, необходимость оптимизации клиентского обслуживания — наращивание потребления CRM-систем. Повышение комплексности управленческих процессов приводит к росту спроса на КИС-системы на основе СОА. При этом в мировой транспортной отрасли усиливаются такие негативные процессы, как постоянное повышение конкуренции, усложнение условий контрактов, рост потребности в скоростных перевозках, необходимость предоставления клиентам комплексных динамических отчетов о графике движения грузов и т.д. Являясь высоко конкурентной, транспортная отрасль испытывает сильное ценовое давление со стороны потребителей. Одновременно с этим практически каждый перевозчик стремится наращивать прибыльность, причем, как на уровне компании в целом, так и на уровне отдельных бизнес-процессов. Аналитики Gartner отмечают, что международные транспортные перевозки больше других отраслей страдают от колебаний национальных валют и цен на продукты нефтепереработки, что вызывает значительное повышение затрат в отрасли и вынуждает компании аккумулировать часть средств в виде стратегических запасов, что, в свою очередь, вызывает отток инвестиций из других составляющих инфраструктуры отрасли.
Направление на СОА и аутсорсинг
Множество внутренних и внешних ограничений заставляет перевозчиков искать наиболее эффективные решения, позволяющие балансировать между растущими затратами и ценовым давлением. При этом первыми в зону пристального внимания попадают непрофильные для отрасли затраты, в том числе, и затраты на информационные технологии. Именно этим, например, объясняется растущая популярность СОА-решений, которые позволяют создавать из унаследованных разнородных «зоопарков» ПО единую информационную среду. Основными факторами спроса при этом становятся возможность существенной экономии за счет использования уже имеющихся систем, наращивание функциональности информационной системы, повышение управляемости бизнес-процессов.
Важным трендом отрасли является рост популярности аутсорсинга ИТ-решений. Говоря об аутсорсинге управления ИТ в транспортной отрасли, следует иметь в виду, что речь идет об аутсорсинге «второго порядка» — основная масса грузоперевозок и управление логистическими функциями, как правило, представляют собой аутсорсинговые контракты производственных и торговых компаний. Основные причины, заставляющие компании передавать данные функции на аутсорсинг те же — необходимость жесткой экономии непрофильных издержек и одновременно с этим — оптимизации бизнес-процессов и контроль возникновения добавленной стоимости.
Кроме того, нарастает тенденция к передаче на аутсорсинг и парков транспортных средств — из-за постоянного роста издержек на содержание, обслуживание и ремонт их все чаще арендуют у специализированных компаний для перевозки грузов на определенных направлениях или на определенный промежуток времени. Все большее усложнение аутсорсинговых контрактов приводит к увеличению спроса на ИТ-решения, позволяющие сделать аутсорсинговые взаимоотношения более прозрачными, повысить управляемость бизнес-процессов в многоуровневых системах.
Характерным для транспортной отрасли является и возникновение между компаниями-перевозчиками иного вида взаимоотношений — организации сложных логистических цепочек, которые частично представляют собой передачу части полномочий и функций в рамках масштабных контрактов на аутсорсинг, частично — кооперацию усилий компаний, позволяющую реализовывать комплексные задачи с максимальной эффективностью. Например, в европейской логистической отрасли все чаще говорится о возникновении транспортных сетей — сложных иерархических объединений формально независимых транспортных организаций, связанных условиями контрактов и соглашений. Увеличение масштабов транспортных систем, подключение к ним целых «уровней» транспортных организаций заметно повышает остроту вопроса управления такими сложными образованиями. Создание транспортных сетей является ключевым фактором спроса на SCM-решения, а в рамках отдельных предприятий увеличивается число внедрений управленческого ПО — например, BI-систем.
RFID для повышения управляемости
Из прикладных технологий наибольшие перспективы для транспортной отрасли представляют решения для оптимизации грузо- и пассажиропотоков, ключевыми задачами которых являются планирование, учет и контроль оборота грузов и числа пассажиров в транспортных системах. В настоящее время основную альтернативу традиционным решениям представляют системы на базе RFID. Несмотря на ряд таких опасностей, связанных с использованием RFID, как вирусы, возможность повреждения или фальсификации маркировки, внедрение данной технологии сулит транспортным предприятиям не только значительную экономию издержек контроля грузооборота, но и рост норм прибыли за счет повышения управляемости бизнес-процессов. Интеграция RFID-решений в информационную систему транспортных организаций позволяет мгновенно передавать информацию о движении грузов или отдельных транспортных единиц. В настоящее время RFID широко используется на любых видах транспорта, в сфере контроля грузооборота. Контроль за передвижением транспортных единиц на базе RFID наиболее широко применяется в области автомобильных и железнодорожных перевозок — в качестве составляющей комплексных систем контроля.
Другими компонентами систем контроля является создание систем оперативной связи с водителями (а также машинистами и пилотами) и другим персоналом транспортных средств (например, кондукторами в пассажирских поездах или экспедиторами в товарных). Число таких систем в авиатранспорте может доходить до 10, базисом для их создания являются технологии GSM-связи, такие как GSM-Rail для ж/д транспорта.
Комплексность и безопасность
Говоря о специфике ИТ-проектов в транспортной отрасли, нельзя не упомянуть о создании комплексных систем управления движением транспортных средств. Данное направление сегодня интенсивно развивается во всех областях транспортной отрасли —автомобильной ж/д и авиаперевозках. Сюда же следует отнести прикладные программы планирования загрузки транспортных средств, которые позволяют, во-первых, значительно экономить время простоя машины или самолета, во-вторых, даже если простои и возникают, система задействует это время для актуальных задач — технического обслуживания, санитарной обработки, мелкого ремонта.
Важной категорией ИТ-затрат перевозчиков является обеспечение безопасности информации в системе. Стратегический характер, который приобрела данная задача в последнее время, обусловлен страхом потери клиентов в случае нарушения работы информационной системы, которая приведет к остановке и задержке грузоперевозок. Стабильная работа ИС важна и с точки зрения сохранности данных — в условиях комплексных многоуровневых контрактов потеря даже части данных может вызвать остановку информационных процессов не только на уровне одного предприятия, но и на уровне системы в целом. Компенсационные выплаты партнерам способны привести компанию-перевозчика к банкротству и оттоку клиентов. Именно поэтому затраты транспортной отрасли на системы хранения и резервного копирования, по некоторым оценкам, составляют до 1/3 всех ИТ-затрат, причем, этот показатель продолжает постоянно увеличиваться.
Юлия Граванова / CNews Analytics
|
|