|
|
Транспорт: когда ИТ-проекты станут по карману?
Транспорт в России пока остается отраслью с одним из самых низких уровней информатизации. Причиной серьезного отставания является, как и в большинстве случаев, недостаточное финансирование. Получаемые скромные средства отрасль вынуждена тратить на решение более насущных проблем, чем реализация ИТ-проектов. Однако в последнее время внимание к транспортной отрасли со стороны государства растет, растут и объемы инвестиций. Есть вероятность, что в ближайшие несколько лет отечественный транспорт сможет позволить себе модернизацию в соответствии с мировыми стандартами. Низкие собственные инвестиционные возможности во многом ставят судьбу высокобюджетных проектов по модернизации транспорта в зависимость от внешних инвесторов. В качестве одного из них по понятным причинам может выступать государство, давая деньги на безвозвратной основе и не рассчитывая на быстрый и легкий доход. До последнего времени бюджетная политика в этой области не отличалась Однако в Как сказано в "Стратегии развития транспорта РФ до 2010 года", системной проблемой отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования при возрастающем спросе экономики и общества на транспортные услуги. Проявляется это сразу по многим направлениям: состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам; транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения страны; сохраняется зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, транзитный потенциал России используется не полностью; показатели безопасности транспортного процесса не соответствуют мировому уровню и т.д. Практически во всех принятых на настоящий момент программных документах по модернизации транспортной системы России отмечается, что существовавших до сих пор объемов финансирования отрасли из федерального бюджета крайне недостаточно, а развитие транспортной системы в рамках такого финансирования можно охарактеризовать как экстенсивное, делающее невозможной саму идею модернизации транспорта в соответствии с мировым уровнем. И возможно, сегодня мы наблюдаем именно попытку ухода от экстенсивного пути развития. Ведомственная структура расходов федерального бюджета Источник: CNews Analytics, 2006 Уже в 2005 году российские транспортные ведомства получили на 42% больше средств по сравнению с предыдущим годом — около 119 млрд руб. В 2006 году ведомственные расходы федерального бюджета по транспортной отрасли выросли ещё на 48% — до 176 млрд руб. При этом наибольшие средства (около 72% всех ассигнований) отведены федеральному дорожному агентству. В 2006 году ассигнования Росавтодору выросли почти в 1,4 раза. Цифра уже сама по себе значительная, однако доминирование этого агентства в структуре ведомственных расходов скрывает еще более впечатляющую динамику. Так, ассигнования Министерству транспорта в 2006 году были увеличены почти в 8,5 раз. Федеральное железнодорожное агентство получило в 2 раза больше средств по сравнению с 2005 годом, федеральным агентствам воздушного транспорта, морского и речного транспорта правительство выделило на 70% больше средств, чем в 2005 году. Принципиальным также является и момент, связанный с целевым назначением выделяемых средств. Впервые основной прирост расходов запланирован по статьям, направленным на непосредственное развитие транспортных систем, а не на деятельность министерств и ведомств как бюрократических структур. По объемам вложений доминирует автомобильный транспорт и дорожное хозяйство — около 88 млрд руб. в 2006 году. Затем следует водный транспорт — порядка 16 млрд руб., и воздушный транспорт 11,5 млрд руб. Замыкают список железные дороги, на развитие которых федеральный центр выделил только 2 млрд руб. Однако интерес вызывают не столько самые высокобюджетные отрасли, сколько отрасли с рекордным приростом ассигнований на развитие — своего рода "новые фавориты" власти. Так, на дорожное хозяйство всегда выделялось значительное количество средств, поэтому Действительно, если в 2005 году на авиатранспорт был выделен только 1 млрд руб., то в 2006 году — уже 11 млрд руб. То же касается железных дорог — в 2005 году федеральный центр потратил на них лишь полмиллиарда рублей, а в 2006 году выделил более 2 млрд руб. Многообещающе смотрится и четырехкратный рост ассигнований на морской и речной транспорт, бюджет которого на 2006 год составил порядка 16 млрд руб. Рост расходов федерального бюджета по статье "Транспорт", 2005 - 2006 Источник: CNews Analytics, 2006 Насколько удачным и эффективным будет модернизация каждого из этих видов транспорта, покажет только время. Согласно же стратегии развития транспорта РФ до 2010 года проект модернизации выглядит достаточно комплексно и даже предполагает обеспечение опережающего развития транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики. Примечательно, что в состав мероприятий, подлежащих прямому финансированию из федерального бюджета входят затраты на проведение инновационных Для государства сегодня особое значение приобретает идея развития экспорта транспортных услуг, "красной нитью" проходящая через все без исключения документы и заявления, касающиеся будущего российского транспорта. Предполагается, что экспорт транспортных услуг будет развиваться по трем направлениям — развитие международного транзита через территорию РФ с использованием международных транспортных коридоров, транспортное обеспечение экспорта сырьевых товаров, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличение их доли на мировом рынке транспортных услуг. Ясно, что решение этого комплекса задач возможно только на основе формирования в России транспортной инфраструктуры мирового уровня. Без сомнения, это главный фактор, который будет влиять на насыщение транспортной системы высокими технологиями и ее соответствие мировым стандартам. Владимир Карачаровский / CNews |