|
|
Связь на железной дороге: образец для подражания?
Среди всех видов транспорта наиболее развитыми можно считать телекоммуникации на железной дороге. Тому есть существенная предпосылка — наличие уже готовой инфраструктуры: земельной полосы отвода, опор контактной сети, устройств электроснабжения, технических зданий и сооружений. А в России — еще и крупнейшей магистральной Строительство телекоммуникационных сетей железнодорожными компаниями весьма широко распространено во всем мире. Такие проекты реализовали компании Sprint, Japan Telecom, Arcor, China RailCom и др. Фактически телекоммуникационные фирмы, работающие с железнодорожной инфраструктурой, есть почти во всех странах с развитой сетью железных дорог. Россия — не исключение. Для строительства и эксплуатации высокоскоростной телекоммуникационной сети, которая должна была обеспечить качественно новый уровень технологической связи российских железных дорог, в 1997 году создается компания «Транстелеком», которая построила крупнейшую в стране От простого к сложному Первой телекоммуникационной сетью на железных дорогах стала телеграфная сеть — она начала применяться еще в Россия не оказалась в стороне от прогресса — отечественный изобретатель Павел Голубицкий еще в апреле 1888 года успешно провел испытания проводного телефона, который позволял связываться из поезда со станциями и постами (будками) в любом пункте следования (аппарат одним проводом соединили с землей, а другой — с телеграфным проводом, проложенным вдоль путей). Радиосвязь начали использовать на железных дорогах СССР с 1936 года. В частности, она применялась для связи машинистов маневровых локомотивов с маневровыми диспетчерами, а также списчиков вагонов — с работниками технических контор. Для внутристанционной радиосвязи с 1948 года использовались радиостанции С 2000 года ведется оснащение железнодорожников радиостанциями семейства «Транспорт», поставляемых воронежским ОАО «Электросигнал». Наиболее распространенная модель — «Транспорт Вечный дефицит При развертывании полномасштабных радиосетей в широко используемом во всем мире стандарте TETRA железнодорожники, как и другие пользователи, столкнулись с проблемой отсутствия единого частотного диапазона. Именно частотный ресурс стал главным камнем преткновения на пути к построению единой беспроводной сети на железных дорогах страны. Те частоты, на которых работает оборудование зарубежных производителей, оказались занятыми военными или другими службами. Предлагались различные варианты решения этой проблемы, например, использование нестандартных для TETRA диапазонов — 300 МГц и 470 МГц — или производство аппаратуры TETRA отечественными разработчиками. Однако на практике они не оказались жизнеспособными. Недавно — в конце июня этого года — ГКРЧ приняла судьбоносное для TETRA решение. Госкомиссия по радиочастотам сочла возможным для разворачивания сетей этого стандарта использование полос радиочастот От телеграфа к оптоволокну Как отмечено выше, для обеспечения передачи информации на железной дороге основным каналом связи долгое время служил телеграф. Позже на смену ему пришли каналы тональной частоты, на которых работали крайне «медленные» по современным меркам модемы, обеспечивающие скорости 600 и 1200 бит/с. Далее рассматривалась возможность создания единой структурированной сети пакетной передачи данных на базе протокола X.25. Фактически он являлся самым надежным вариантом на существующих в то время устаревших низкоскоростных сетях. Наконец, решено было строить на основе протоколов TCP/IP. Базовой технологией для построения магистральной первичной сети была выбрана технология синхронной цифровой иерархии (Synchronous Digital Hierarchy, SDH), обеспечивающая требуемую масштабируемость как по пропускной способности, так и по зоне покрытия. Принятию данного решения способствовала все возрастающая потребность в «тяжелом» трафике, который генерировали различные структуры РЖД, взявшие курс на автоматизацию. Оптоволоконная сеть позволяет решать ряд технологических задач, например, разработку электронной почтовой системы, обеспечивающей обмен информацией между всеми подразделениями министерства и дорог, или реализацию программы по учету электроэнергии, которая начата РЖД в 2004 году. Первые Российские железнодорожники, в основном решив свои проблемы с ведомственной связью, постепенно поворачиваются лицом к В настоящее время Октябрьская железная дорога (ОЖД) постепенно подключает к интернету фирменные поезда. Так, получить доступ в глобальную сеть могут пассажиры поезда №35/36 «Северная Пальмира» (сообщение Петербург — Адлер), фирменного поезда №71/72 «Демидовский экспресс» (сообщение Свердловск — Петербург) и др. Кроме того, недавно запущен новый частный состав «Гранд — Экспресс» Сейчас проект, подобный самарскому и петербургскому, реализуется на Калининградской, Свердловской и В июле прошлого года на «ОЖД» была внедрена новая услуга — прием и оформление заказов на железнодорожные билеты для пассажиров через В целом можно констатировать, что железнодорожный транспорт по уровню развития телекоммуникаций явно лидирует среди конкурентов — автомобильного, воздушного и водного транспорта. Однако очень хотелось бы, чтобы и другие транспортники тоже повернулись лицом к пассажиру, а не только решали бесконечные технологические проблемы. Виталий Солонин / CNews Analytics |