|
|
ИТ-инвестиции в транспорт обогнали экономику
Для отрасли, в которой от 50 до 70 % предприятий являются нерентабельными, российский транспорт с неожиданно высоких позиций показывает себя в сфере ИТ-инвестиций. По результатам, по крайней мере, последних трех лет, транспорт можно отнести к тем немногим секторам, которые опережают по темпам роста этого показателя экономику в целом.
С 2003 по 2005 гг. доля ИКТ-затрат на транспорте (включая затраты на связь) выросла с 3,4;% до 4%. И, несмотря на относительно низкую рентабельность даже наиболее успешных предприятий, доля ИКТ-затрат возрастает (хоть и довольно медленно) и в валовой прибыли отрасли — с 1,9% в 2003 году до 2,2% в 2005 году.
Подобная ситуация может быть объяснена, во-первых, возрастающей активностью наиболее крупных транспортных предприятий и, во-вторых, запуском глобального государственного проекта по развитию транспортной инфраструктуры в ключевых сегментах отрасли.
Динамика ИКТ-затрат на транспорте, 2003 - 2005 г.
Источник: CNews Analytics, 2006
В государственной стратегии развития отрасли до 2010 года первоочередное внимание уделяется, конечно, капитальным вложениям — инвестициям в основные фонды. Но вместе с тем и проблемам ИТ отведено достаточно много места, особенно если сравнивать, скажем, стратегию развития транспорта со стратегией развития российской банковской системы, в которой про необходимость ИТ-инвестиций сказано только в скользь и то — очень обобщенно. Здесь же мероприятия прописаны вполне конкретно.
В ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" важность ИТ-инвестиций прописывается уже на первом этапе выполнения программы (2006-2007 гг.), когда акцент предполагается сделать на комплексе обеспечивающих мероприятий, подготовке и реализации инфраструктурных проектов высокой степени готовности.
Во-первых, это необходимость сближения информационных стандартов различных видов транспорта и формирования связывающего их единого интегрированного информационного пространства. Формирование единого информационного ресурса транспортной системы имеет целью улучшить информационное взаимодействие всех участников транспортного рынка и за счёт этого повысить скорость обработки и транспортировки грузов, сократить уровень складских запасов — в целом повысить эффективность работы транспортного сектора. Далее создание единого информационного ресурса на пассажирском транспорте позволит внедрить современные технологии дистанционного резервирования и оплаты билетов, что значительно повысит доступность и качество транспортных услуг для населения. Наконец, создание единого информационного ресурса будет способствовать интеграции формируемых на различных видах транспорта систем безопасности, организации системы мониторинга транспортных средств, а также созданию управляющих систем безопасности на транспорте.
Во-вторых, это обеспечение доступности услуг систем спутниковой связи и навигации для всех участников транспортного процесса. Сверхзадача в данном случае — преодолеть географическую "разрозненность" экономики ввиду системных свойств российской территории. Предполагается, что уже к 2007 году уровень охвата спутниковыми навигационными системами территории РФ составит более 18 млн кв. км.
И, в-третьих, как мы уже говорили — одно из ключевых решений с точки зрения ИТ — совершенствование системы информационных технологий и стандартов, применяемых на российском транспорте, с учетом процессов международной интеграции. Пожалуй, нет более сильного фактора информатизации той или иной отрасли, чем попытка сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке. Сверхзадача здесь — максимально реализовать транзитный потенциал России и повысить конкурентоспособность российских транспортников в глобальном масштабе на основе, в том числе, интеграции единого информационного ресурса транспорта с аналогичными ресурсами зарубежных стран.
Общие ИКТ-затраты по отрасли в целом в 2005 году составили порядка 11,5 млрд руб. Надо сказать, эта цифра была вполне сопоставима с затратами прочих отраслей, которые, однако, не решают особых сверхзадач, вроде тех, что возлагаются сегодня государством на транспортную отрасль. Начало основных государственных инвестиций в ИТ на транспорте, согласно программным документам, относится не к 2005, а к 2006 году. Поэтому цифра в 11,5 млрд руб., по всей видимости, является рыночным уровнем ИТ-затрат наиболее крупных предприятий отрасли — что-то вроде "коммерческого" заказа на ИТ.
При этом ИТ-активными в 2005 году были не более 3-4% всех предприятий отрасли. С одной стороны, это означает, что удельный ИТ-бюджет одного ИТ-активного предприятия (при всей условности этого показателя) был достаточно высок и составил порядка 2,5 млн руб. Это, например, в четыре с лишним раза больше чем в благополучной торговле — т.е. "качество" информатизации отдельно взятого предприятия в транспортной отрасли выше. Но, с другой стороны, с учетом того, что в отличие от большинства отраслей транспорт — отрасль "инфраструктурная", информатизация отдельного предприятия здесь вещь довольно условная, имеющая смысл только в том случае, если уже информатизирована вся инфраструктура, которую отдельно взятое предприятие использует. В противном случае, высокие технологии будут давать эффект только для предприятий, не имеющих особого стратегического значения — например, служба такси или в лучшем случае грузовых портов и складов, которые действительно могут быть информатизированы отдельно от всего остального пространства и не особенно от этого страдать. Иное дело — воздушный флот или дальние грузовые морские перевозки.
Другими словами, вполне возможно, что, начав политику модернизации, государство столкнется с тем, что интегрировать в единый информационный ресурс, состыковывать и приводить к западными стандартами особенно и нечего. Да, 3% есть, но как быть с остальными 97% предприятий, не имеющими даже элементарных ЛВС?
Наконец, внутриотраслевое распределение инвестиций в ИКТ (включая расходы на связь). По объему ИКТ-затрат лидировал сухопутный транспорт (65%) — сектор, имеющий в лице железных дорог, автодорожного хозяйства и коммерческого автомобильного транспорта самые высокие обороты при положительной (хотя и умеренной) рентабельности, а также самые большие статьи в бюджете.
Внутриотраслевая структура ИКТ-затрат на транспорте
Источник: CNews Analytics, 2006
Напротив, достаточно малую долю — всего около 3,3% (или около 400 млн руб. в абсолютном выражении) — составили ИКТ-инвестиции в водном транспорте, имеющем один из самых высоких уровней рентабельности. С другой стороны, это означает, что предприятия водного транспорта инвестировали в ИТ около 10% своей чистой прибыли. Цифра не такая уж малая.
Серединное положение по ИКТ-инвестициям заняли воздушный транспорт (21,5% всех ИКТ-инвестиций на транспорте — 2,5 млрд руб.) и вспомогательная транспортная деятельность (немногим более 10% или порядка 1 млрд руб.), к которой относятся погрузочно-разгрузочные работы, услуги по хранению грузов, транспортно-экспедиционные работы. Что касается последней, то для сектора с рентабельностью 13-15% и относительно скромными задачами, которые перед ним ставятся, такой объем инвестиций выглядит вполне достойно.
В воздушном транспорте, с одной стороны, инвестиций было явно недостаточно, учитывая что данный сектор особо чувствителен к высоким технологиям и остро в них нуждается. С другой стороны, если судить по довольно невысокой рентабельности этого сектора (около 3%), он явно инвестировал в ИТ больше, чем может позволить без привлечения внешних средств. Ясно, что не последнюю роль здесь сыграли лавинообразно возрастающие госрасходы по этому направлению. Не исключено, что эти инвестиции лишь увертюра к действительно большим "починам".
Владимир Карачаровский / CNews
|
|