|
|
Российский транспорт рвется в ИТ-бой
Необходимость интеграции в евроазиатскую транспортную сеть и другие аспекты развития в рамках рыночной экономики существенно меняют принципы функционирования отечественной транспортной отрасли. Для дальнейшего прогресса необходима современная инфраструктура и единое инфокоммуникационное пространство. Стратегия развития транспорта РФ в трех фразах — это формирование единого информационного пространства ЕИП); использование транзитного потенциала России; повышение качества транспортных услуг, безопасности транспортного процесса. Основу ЕИП, которое объединит информационные ресурсы всех участников транспортного рынка независимо от вида транспорта и формы собственности компании, должен составить единый информационный ресурс, создаваемый по принципу распределенных баз данных, интегрированных между собой безопасной телекоммуникационной средой. При этом доступ массовых участников транспортного рынка в ЕИР должен осуществляться в том числе и через интернет с использованием электронной цифровой подписи. Железнодорожный "локомотив" ОАО "РЖД" — одна из наиболее информатизированных государственных структур РФ. Это 100 % государственная компания, в собственности которой находится компания "ТрансТелеКом", которая эксплуатирует и обслуживает крупнейшую в России
"РЖД" тратит огромные средства на создание, развитие и эксплуатацию своей информационной инфраструктуры. В 2006 г. компания инвестирует около 15 млрд руб. в информационные и телекоммуникационные технологии на железнодорожном транспорте. Одна из стратегических задач отрасли — включение российской железнодорожной транспортной системы в общемировую, что, в свою очередь, требует решения задачи информационного обеспечения интермодальных перевозок между Россией и Европой с подключением транзитного грузового потока стран Существует очевидная потребность в общем телекоммуникационном пространстве всех участников транспортного рынка. Эта задача уже решается с помощью компании "Транстелеком", сеть которой проходит практически через все районы страны, где расположены объекты транспортного комплекса и таможенные структуры государства. Что же касается задачи создания единого информационного пространства и единого информационного центра, то решать ее будет гораздо сложнее, поскольку для внедрения единых информационных технологий придется учитывать интересы огромного количества участников контейнерного рынка. В настоящее время специалисты "ТрансТелеКома" разрабатывают концепцию создания такого информационного центра. Этот проект должен стать универсальным инструментарием, позволяющим интегрировать информационные системы всех видов транспорта и построить основу единого информационного пространства на транспорте. В последнее время руководство компании уделяет большое внимание развитию процессного подхода к самим ИТ, поскольку внедрение и эксплуатация АСУ также требуют эффективного управления. Например, в ИВЦ Октябрьской железной дороги проводилась пробная эксплуатация модуля Service Desk HP OpenView. Компания идет еще дальше в плане использования информационных технологий в управлении экономикой железнодорожного транспорта — в Научном В число стратегических задач "РЖД" входит развитие информационной логистики (E Logistics) с построением развитых прозрачных сетей компьютерных данных, удобных для грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков, с учетом современных возможностей телематики — например, глобальная система определения местоположения транспортных средств на основе спутниковой связи (GPS). В автодорожном хозяйстве предусматриваются формирование и поддержание системы оперативного информационного обеспечения на предприятиях, в том числе, для обеспечения попутной и обратной загрузки автотранспорта; создание единой информационной платформы пассажирского транспорта. Предполагается также совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов, развитие Автоматизированные навигационные системы — важный элемент оптимизации движения автомобильного транспорта. В большинстве случаев основа этих устройств — глобальная автоматизированная географическая система GIS. Эта система, предлагающая "цифровые" топографические карты, используется также и на водном транспорте для автоматизации управления. В США организацию движения автомобильного транспорта уже начинают брать на себя провайдеры сервисов, связанные с "бортовым" компьютером. Для этого используется мобильный интернет: транспортные средства связываются друг с другом и своими провайдерами организации движения. Некоторые провайдеры организации движения оперируют ещё и потоками видеоинформации, которые нужно На предприятиях морского и водного транспорта стратегия информатизации ограничивается реконструкцией технологической связи, разработкой Существует специфика деятельности таможенной службы, которая определяет требования к разработке и внедрению Елена Турдакина / CNews Analytics Огнян Андреев: Рано или поздно централизованные системы автоматизации транспорта будут созданыО специфике автоматизации железнодорожной отрасли, о возможностях создания и использования в России централизованных решений по управлению транспортом в интервью CNews рассказывает Огнян Андреев, генеральный директор компании СТМ. CNews: В чем вы видите специфику автоматизации железнодорожной транспортной отрасли в отличие от других транспортных компаний? Огнян Андреев: Автоматизации железнодорожной отрасли в той или иной степени присущи все аспекты, характерные для транспортной отрасли в целом. Специфика заключается в решении «чисто железнодорожных» задач. Большое внимание железнодорожники уделяют решению логистических задач, проблеме автоматизации документооборота, оптимизации процессов принятия решения. CNews: Как вы оцениваете современный уровень использования ИТ на железнодорожном транспорте? Огнян Андреев: На мой взгляд, ИТ на железнодорожном транспорте сегодня используются в недостаточной степени. В связи с реорганизацией железнодорожной отрасли сегодня нарастает необходимость в применении ИТ-решений, предназначенных для оптимизации перевозок. |