|
|
Государственно-частное партнерство как локомотив ИТ
Перспективы развития ИТ на транспорте напрямую зависят от общей стратегии развития отрасли. Различие между сценариями, по которым пойдет информатизация, будет сказываться в той мере, в которой к этим процессам присоединится государство. Последнее, в свою очередь, зависит от того, как будет складываться макроэкономическая ситуация и насколько государству будет удаваться аккумулировать сверхдоходыnbsp; как это происходило до сих пор в форме стабилизационного фонда. При благоприятной макроэкономической ситуации государство сможет в полном объеме проводить запланированную политику по приоритетным программам и проектам, к числу которых относится и развитие транспорта. Всё это состоится, если ближайшие перспективы принесут улучшение инвестиционного климата, благоприятное развитие торгово-экономического и политического сотрудничества с зарубежными партнерами, включая преобладание положительных моментов в процессах интеграции и вступления в ВТО, сохранится благоприятная конъюнктура цен на энергоносители и т.д. Поскольку транспорт является низкорентабельным и полудотационным сектором экономики, поведение государства здесь значит много. На сегодняшний день известно главное что развитие транспорта находится в числе приоритетов власти, главным образом, в связи с идеей о наращивании экспорта транспортных услуг и превращении России в мировую транспортную сверхдержаву. В этом случае в частном секторе будут создаваться разного рода «административные принуждения» для инвестирования в развитие транспорта, в том числе в ИТ, дабы во всем соответствовать мировым требованиям в этой области. «Сквозная» информатизация При активном подключении государства к вопросу информатизации вполне оправданно говорить о едином «сквозном» сценарии информатизации транспорта. Отраслевая специфика, конечно, будет проявляться и в специфике ИТ-решений, и в тактике информатизации, и в объемах отраслевых ИТ-бюжетов, что естественным образом связано с различием масштабности отдельных подотраслей транспорта, но в главном ИТ-политика будет едина привести состояние информационных систем в соответствии с программными идеалами. Здесь не будет «фаворитов» и «аутсайдеров»nbsp; тех, кто развивается хуже или лучше, поскольку государственный подход является по существу своему комплексным и предполагает развитие транспорта как единой неделимой взаимоувязанной системы, которая так и будет презентоваться миру. Поскольку государственное управление любыми процессами является жестким, все в итоге будут подтянуты к единым срокам и планкам одной высоты. Итак, в случае, если «самочувствие» государства будет приемлемым, развитие транспорта будет искусственно подстегиватьсяnbsp; как запланировано в ключевых программах федерального центра. Однако не стоит думать, что это будет сопровождаться избыточным государственным финансированием и «взрывами» государственных ИТ-расходов. «Скромное» финансирование То, что в «Стратегии развития транспорта» громко анонсируется как «развитие логистических и информационных технологий», «интеграция единого информационного ресурса транспорта РФ с аналогичными ресурсами зарубежных стран», «упрощение пограничных и таможенных процедур на основе внедрения передовых информационных и управленческих технологий» и т.д.nbsp; в действительности, выливается в более чем скромное финансирование. Вот пример. В подпрограмме "Развитие экспорта транспортных услуг" на создание информационной системы мониторинга и статистических баз данных по основным показателям состояния транспортного комплекса (включающей практически всё от обеспечения обмена информацией о транспортных средствах, грузах при интермодальных, мультимодальных перевозках с предприятиями автотранспорта, смежными железными дорогами, пароходствами, грузоотправителями, грузополучателямиnbsp; до создания единой базы данных по международным грузовым и пассажирским автоперевозкам) предполагается выделить в течение 2006 2010 гг. лишь 90 млн. рублей, причем из федерального бюджета 55 млн. рублей. Госстратегия партнерства Поэтому механизм административного сценария информатизации будет состоять в ином. Государство сыграет роль, с одной стороны, субъекта административно принуждающего частных инвесторов увеличивать вложение средств в решение проблем транспорта (особенно легко это делать с отечественными сырьевыми гигантами, испытывающими врожденный «комплекс вины» перед государством). С другой же стороны, реализация программных государственных проектов отчасти разгрузит сами предприятия транспорта от капитальных вложений, что позволит им больше расходовать на высокие технологии. Да и сама по себе, широко анонсированная и активно стимулируемая государством инновационная программа развития транспорта с ее глобалистскими целями, будет подогревать интерес частных инвесторов. В итоге, при позитивном развитии государственно-частного партнерства, инвестиции в ИТ могут превысить текущий уровень как минимум в 10 раз, если учесть, что почти 90% рентабельных на сегодняшний день предприятий транспорта, не являются ещё ИТ-активными. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |