|
|
Морской транспорт в «опале» ФЦП «Модернизация транспортной системы»
Стратегия развития транспорта РФ опирается на принцип единства государственного управления транспортом. Сюда входит формирование единого информационного пространства, развитие интермодальных перевозок на базе единых стандартов и технологий, а также согласование интересов и «стыковка» транспортных систем отдельных регионов. ФЦП «Модернизация транспортной системы России» закладывает на эти цели «серьезные» бюджеты. Исключение — информационное развитие морского транспорта, на которое выделена минимальная сумма. Одна из основных тенденций в транспортной отрасли — постоянно растущий объём транспортных потоков. Добывающие и производственные компании всё больше внимания уделяют управлению своими складскими запасами, фактором конкуренции для них становится своевременная доставка груза. Другая тенденция — рост международных перевозок, транспортная интеграция стран. Для завоевания устойчивых позиций на рынке перевозок, как внутренних, так и международных, необходимо сформировать конкурентоспособную услугу, обеспечив клиентам сквозной тариф, безопасность и точность сроков доставки. ФЦП «Модернизация транспортной системы» В федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы отдельных видов транспорта в едином транспортном комплексе страны. Существенный приоритет также отдан использованию транзитного потенциала России, для чего необходимо дальнейшее развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры перевозок, а также сближение информационных стандартов различных видов транспорта, обеспечение взаимодействия и интеграции их информационных систем в направлении формирования единого информационного пространства, развитие системы электронного документооборота. Удельный вес группы отраслей «Транспорт и связь» в общем объеме капиталовложений * Прогноз Источник: Мэрт РФ, 2005 Подпрограмма «Информатизация» ФЦП «Модернизация транспортной системы России» имеет, в том числе, следующие задачи: создание и поддержание федерального информационного ресурса транспортного комплекса; создание единого информационного пространства; создание единой информационной системы координации и контроля. На всю подпрограмму заложен объем финансирования в 8,6 млрд. рублей, причем основные затраты должны были иметь место, начиная с 2006 года. Программная задача «Модернизация системы информатизации железнодорожного транспорта» предусматривает внедрение Основной целью программной задачи «Информационное обеспечение дорожного хозяйства» является формирование и поддержание системы оперативного информационного обеспечения предприятий дорожного хозяйства. Расходы на реализацию программной задачи составят 7,1 млрд. руб. В рамках подпрограммы «Внутренние водные пути» и «Внутренний водный транспорт» задачи комплексной информатизации ограничиваются реконструкцией технологической связи, что позволит создать интегрированную систему управления внутренним водным транспортом, внедрить В подпрограммах «Гражданская авиация» и «Единая система организации воздушного движения» предусматривается реализация проекта единой информационной российской системы, осуществляющей резервирование пассажирских перевозок, управление отправками пассажиров и грузов на базе развития систем «Сирена». Создание такого информационного комплекса, конкурентоспособного по отношению к зарубежным аналогам, позволит осуществлять масштабное внедрение Подпрограммы «Международные транспортные коридоры» и «Исследования, направленные на развитие Подпрограмма «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования». Цель — создание единой информационной платформы реформирования ПТОП. При этом реализуется принцип максимальной открытости и доступности информации для участников подпрограммы реформирования, средств массовой информации и общественности. Декларируется формирование и поддержка единой базы данных, а также специального Что делается сейчас Ежегодные инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии транспортной отрасли достигают 20 млрд. рублей. Еще в 2002 году «Минтрансом» и МПС было принято решение о создании единого информационного пространства транспортного комплекса на основе цифровой сети связи российских железных дорог. Реализовывается данное решение очень медленно. «Одна из причин отставания в создании единого инфокоммуникационного пространства — отсутствие инициатив со стороны коммерческих компаний, специализирующихся в области телекоммуникаций и ИТ, а также системных интеграторов. Использование преимуществ В последнее время на железнодорожном транспорте наблюдался заметный рост объёмов перевозок грузов, хотя парк грузовых вагонов постоянно уменьшался. Это является ярким примером эффекта внедрения ИТ, позволивших оптимизировать грузопотоки. Благодаря системе «Диспарк» в «РЖД» могут отследить передвижение каждого контейнера, однако, как только груз «уходит за горизонт» (на автомобиль или в порт), вероятность оперативного поиска собственного контейнера резко снижается. В портах или на автопредприятиях установлены собственные информационные системы, которые слабо взаимодействуют с информационным комплексом российских железных дорог. Если эти системы вообще установлены. Заявления официальных лиц позволяют надеяться на активизацию создания единого информационного пространства. Ядром этого ресурса в отрасли должен стать, по мнению президента компании «ТТК» Сергея Липатова, центр управления высокоскоростной сетью связи, объединяющий информационные системы ведомств и организаций. Во главу угла сначала был вынесен принцип единой объединенной сети связи, затем — электронной цифровой подписи как одного из стандартов взаимодействия. В 2006 году главной темой форума стал единый информационный ресурс — портал www.telecomtrans.com, который может создать базу основой интеграции АСУ различных транспортных компаний. В ожидании 2010 г Предполагалось, что на третьем этапе реализации ФЦП «Электронная Россия» На днях Михаил Фрадков подписал концепцию региональной информатизации до 2010 г., направленную на реализацию государственной политики в сфере информатизации. В положениях концепции определено, что На первом этапе реализация концепции (2006 г.) на федеральном уровне в рамках ФЦП «Электронная Россия» должен быть образован совет региональной информатизации. Но «Минфин» до сих пор не подписал измененный бюджет ФЦП «Электронная Россия» на 2006 г. Так что ФЦП в текущем году, скорее всего, останется без финансирования. Ранее же предполагалось, что в 2006 г. инвестиции в ФЦП «Электронная Россия» по сравнению с 2005 г. будут существенно увеличены. Для сравнения, в 2004 году на реализацию программы было выделено 1,8 млрд. руб., в 2005 г. — более 2,2 млрд. руб. Впрочем, многие регионы, не дожидаясь утверждения федеральной программы и бюджета, приступили к созданию собственных электронных правительств. В результате появилось множество разноформатных ресурсов, которые не могут быть в существующем виде объединены в единую систему, как то подразумевала идеология ФЦП. Елена Турдакина / CNews Analytics |