|
|
СОА позволит эффективней управлять транспортным предприятием
Как и в других секторах рынка, транспортные предприятия ориентированы на оптимизацию бизнес-процессов, повышение управляемости и сокращение издержек. Ключевые для достижения этих целей ИТ здесь — решения класса SCM, BPM и RFID. При условии конвергенции всех систем на базе сервисно-ориентированной архитектуры (СОА).
Ряд изменений, которые затронули мировую транспортную отрасль в последнее время, обусловлены, в основном, такими причинами, как глобализация мировой экономики, перемещение центров производства в Восточную Европу и на Ближний Восток, постоянное увеличение объемов грузо- и пассажирских перевозок. Напряженность в отрасли постоянно возрастает — в основном, из-за того, что возрастает конкуренция на международном уровне, не говоря уже о региональном. Выигрывает сегодня тот, кто может предоставить оптимальное решение по демпинговым ценам — и находя новых клиентов, крупные заказы, получает, что важно, повторные заказы и постоянных клиентов.
Большинство перевозчиков вынуждено мыслить стратегически и, по возможности, в стиле Stakeholder, обращая внимание на группы интересов, формирующиеся вокруг предприятий. Самыми важными из них являются акционеры, потребители, конкуренты и государство. Акционеры компаний зорко следят за ростом нормы прибыли проектов, повышением прибыльности предприятий в целом. Клиенты находятся в постоянном движении к более благоприятным условиям и решениям. Конкуренты только и ждут, чтобы ухватить «лакомый кусок» — любая слабость (неважно, в финансовых показателях или в репутации компании) могут привести к поглощению более крупным и сильным игроком
Все это заставляет операторов переосмысливать стратегии управления, изменять походы и принципы управления, постоянно балансируя на грани доходности и рисков. Информационные технологии в этой ситуации приобретают двоякую роль. С одной стороны, это роль инструмента управления процессами грузоперевозок и логистики. С другой стороны, информационные технологии выступают в роли управленческой надстройки над бизнес-процессами и функциями предприятия, и помогают оптимизировать его функционирование в целом.
Специалисты Pierre Audoin Consulting в качестве наиболее актуальных ИТ-трендов транспортной отрасли называют управление цепочками поставок, оптимизацию бизнес-процессов, создание специализированных порталов в рамках перевода информационных систем предприятий на СОА-базис. Важным является постоянное развитие интернет-приложений, их эффективная интеграция в информационную систему предприятий, расширение сферы электронной коммерции и электронного обмена данными (AIM). Из прикладных решений на пике популярности среди перевозчиков сегодня — технология RFID, которая вплотную соприкасается с оптимизацией управления бизнес-процессами компании. Особняком в списке актуальных ИТ-тем для транспортной отрасли стоит тема ИТ-аутсорсинга, ее значимость постепенно снижается.
От Supply Chain Management к Supply Chain Events Management
Обязательным условием практически любого контракта в сфере грузоперевозок сегодня является возможность получения заказчиком информации о движении грузов в любой момент времени. С другой стороны, для самих операторов контроль за движением грузов становится насущной необходимостью, особенно в ситуации привлечения других операторов в качестве субподрядчиков грузоперевозок. Стандартные подходы в рамках SCM (Supply Chain Management — управление цепочками поставок) не всегда позволяют осуществлять комплексный контроль за исполнением контрактов и отслеживать актуальный статус грузоперевозок. Частично решение данной проблемы предлагают трекинг-системы (Tracking Systems), но генерируемым ими, в процессе движения груза, потокам данных присущи такие серьезные недостатки, как непрозрачность, отсутствие четкой структуры и низкая управляемость. Кроме того, возможности современных трекинг-систем из-за отсутствия или недостаточной функциональности аналитических модулей не позволяют своевременно прогнозировать отклонения движения грузов от запланированного графика, и, соответственно, предлагать меры по исправлению ситуации.
Задача редукции рисков и повышения эффективности функционирования цепочки поставок становится разрешимой только при условии полной прозрачности цепочки на всех уровнях и этапах, жесткого структурирования данных контролирующей системой, возможности постоянного анализа ситуации, в том числе, и с моделированием различных сценариев развития, и расчетом вероятности наступления и развития каждого сценария. Причем, этот перечень требований к системе является далеко не полным. Также необходима возможность полноценной интеграции SCM-систем в КИС компаний-перевозчиков.
С учетом все возрастающих требований к системам управления движением грузов новый импульс развития в рамках SCM-менеджмента получили системы SCEM (SupplyChainEventManagement). Контролируя движение грузов и логистические процессы, они позволяют постоянно отслеживать статус поставки, сравнивать актуальный статус с запланированными показателями, анализировать возникающие отклонения в графике и прогнозировать возможные сценарии развития ситуации.
SCEM-системы, по сути, представляют собой следующую ступень развития SCM-систем, с усиленным аналитическим модулем и интегрированными средствами коммуникации — электронной почты, интернет-мессенджеров, ip- и мобильных телефонов. Посредством их участники системы могут поддерживать постоянный контакт на всех этапах грузоперевозки в любой момент времени. Модульный принцип построения системы позволяет создавать локализованные массивы данных на каждом этапе движения грузов, при этом массивы раскладываются на однородные «слои», возможности SCEM-систем позволяют анализировать логические взаимосвязи между ними, а также между отдельными составляющими массивов данных.
К числу крупнейших игроков европейского рынка SCEM-систем немецкий еженедельник Computerwoche относит IBS, i2, Manugistics, SAP. Игроками второго эшелона являются Descartes, G-Log, Manhattan Associates, Red Prairie und Viewlocity. По оценкам Capgemini, к 2007 году объем рынка SCEM-лицензий в Европе превысит $120 млн евро.
Конвергенция решений
Определяющим фактором успеха компании на рынке грузоперевозок и логистики сегодня становится способность быстро приспосабливаться к динамике внешней среды, наращивать объемы перевозок и выполнять самые сложные заказы в условиях постоянной экономии издержек и увеличении нормы прибыли. Однако, такое фактически неограниченное масштабирование и усложнение бизнес-процессов возможно только при условии их жесткой стандартизации, иначе возникает угроза, что издержки, связанные с ростом масштабов, выйдут из-под контроля. Возникают новые требования к управлению бизнес-процессами, которые приводят к появлению новых подходов в рамках BPM (Business Process Management — управление бизнес-процессами).
Примером такого подхода является конвергенция между SCM, BPM-системами и корпоративными информационными системами на базе сервисно-ориентированной архитектуры (СОА) в рамках цепочек поставок. Такая конвергенция, в целом, является закономерной. С одной стороны, СОА позволяет интегрировать разнородные ИТ-решения при создании сетей операторов в сфере логистики и грузоперевозок, и таким образом, представляет собой эффективную технологическую основу для BPM-систем. С другой стороны, BPM-системы, интегрируемые в информационную систему предприятий, могут использоваться в качестве базиса для принятия решений и в других функциональных подразделениях. Конвергенция СОА, ВРМ и SCM-решений позволяет создавать максимально гибкую и мобильную ИТ-инфраструктуру цепочек поставок и объединений операторов в сфере логистики и грузоперевозок.
Несмотря на растущий спрос, рынок интегрированных BPP-решений (Business Process Platform) для транспортной отрасли остается очень узким. Более 80 % всех решений в отрасли являются унифицированными системами крупных вендоров, таких как IBM, Microsoft, Oracle, SAP, FileNet, Tibco, которые дорабатываются для нужд заказчиков. Около 15 % решений представляют собой специализированные отраслевые системы, предлагаемые нишевыми вендорами, 5 % систем создаются On Demand.
Источник: Computerwoche, 2006
RFID — ИТ-хит в логистике и грузоперевозках
RFID-решения на протяжении нескольких лет остаются одними из самых популярных ИТ в сфере грузоперевозок и логистики. Популярность RFID обусловлена возможностями, которые открывает данная технология для отрасли — прежде всего, это сокращение издержек контроля грузопотоков и более эффективное управление бизнес-процессами в рамках цепочек поставок. По прогнозам аналитиков Eyefortransport, в 2009 году суммарный оборот рынка RFID в логистике и грузоперевозках достигнет $2,8 млрд., увеличившись на 57 % по сравнению с показателем 2004 г.
Источник: Eyefortransport, 2005
Согласно результатам исследования мотивов внедрения RFID в транспортной отрасли и логистике, проведенного Eyefortransport в июле 2006, основными целями подобных проектов является снижение затрат на оплату труда персонала (отметили 84 % респондентов), возможность соответствовать запросам и желаниям клиентов (78 %), приобретение новых клиентов за счет улучшения качества сервиса и оптимизации издержек (80 %), возможность практики более гибкой ценовой политики — за счет оптимизации бизнес-процессов и контроля за образованием добавленной стоимости (88 %). Всего в ходе исследования было опрошено более 500 респондентов в странах Европы и США, 40 % которых являются представителями отраслей логистики и грузоперевозок.
Источник: Eyefortransport, 2006
В ходе исследования Eyefortransport была получена довольно любопытная статистика внедрений RFID клиентами компаний-перевозчиков. Так, представители операторов грузовых перевозок отметили, что 92 % их клиентов осуществили внедрение RFID или планируют это сделать в ближайшее время. Представители операторов логистики отметили, что 85 % их постоянных клиентов внедрили решения RFID.
Юлия Граванова / CNews Analytics
|
|