|
|
ИТ-потребности транспортных отраслей диктует специфика
Каждая из транспортных отраслей демонстрирует потребность в автоматизации ключевых аспектов своей деятельности. Но бизнес транспортников разнороден, соответственно, автоматизация каждой из отраслей имеет свою специфику. Наверное, сложно найти отрасль, которая была бы в такой же степени диверсифицирована с точки зрения специфики оказываемых услуг, как транспортная. Казалось бы, что общего в бизнесе морского порта и автопарка нефтегазовой компании? Или в услугах, которые оказывает автодилер и онлайн-агентство по продаже билетов? Тем не менее, все эти компании являются игроками одного транспортного рынка. Общие черты разноликой отрасли Ввиду специфической неоднородности данной отрасли достаточно сложно говорить о единстве потребностей компаний в автоматизации своего бизнеса. Ведь автоматизация разной по сути деятельности транспортных предприятий предполагает использование различных средств. С другой стороны, нельзя не отметить наличия определенных отраслевых особенностей, которые позволяют говорить о существовании ряда общих задач в автоматизации бизнеса различных категорий транспортников. Пусть таких задач гораздо меньше, чем в более узкоспециализированных отраслях, но, тем не менее, они существуют, и обойти вниманием этот момент было бы не совсем верным. Говоря о специфике автоматизации транспортной отрасли в целом, эксперты рынка обращают внимание на некоторые ключевые моменты, характерные для этого сегмента. Так, по мнению экспертов из «ИнтелЛекс», в части организации бухгалтерского, налогового, складского учета, а также материально-технического снабжения транспортные компании решают в основном те же вопросы, что и любые другие предприятия. Что касается систем управления перевозками, диспетчерского управления и организации сбыта услуг, то тут и самим заказчикам, и их интеграторам необходим определенный набор технологических знаний в соответствующих областях транспорта и транспортного права. Предприятия транспортной отрасли заинтересованы в решении таких задач, как управление техническим обслуживанием и ремонтом, построение логистических цепочек с учетом специфики применяемых транспортных средств, управление основными средствами, отмечают в компании «Стерлинг Интеграция». Назвать их специфичными сложно: ведь такие решения востребованы и в других отраслях. Правильнее было бы говорить о приоритетности решения именно этих задач для данной отрасли. По мнению экспертов МЦФЭР, специфика ИТ-инфраструктуры транспортной отрасли состоит в наличии двух систем. Одна из них система диспетчеризации поддерживает непрерывный производственный процесс, другая система управления финансами предприятия «обсчитывает» его. Еще одной важной особенностью бизнеса транспортных компаний в МЦФЭР называют непрерывность производственного процесса. В SAP отмечают, что транспортная деятельность по определению является географически распределенной, следовательно одна транспортная операция может выполняться в нескольких часовых поясах. Это предъявляет определенные требования к «транспортным» информационным системам. Кроме того, в компании отмечают существование у транспортников различий в частоте формирования маршрутов. Для промышленных предприятий, самостоятельно осуществляющих регулярные перевозки от поставщиков (и/или к покупателям), маршрутная сеть достаточно стабильна. Зато для транспортных компаний в большинстве случаев характерно как наличие постоянных маршрутов, так и оперативное формирование большого количества новых маршрутов. ИТ-системы транспортных компаний должны учитывать и такие специфические факторы, как объемная и весовая вместимость транспортного средства, необходимость дозаправок, использование определенных видов топлива, возможность прохождения по массо-габаритным характеристикам мостов и тоннелей, использование мелководных портов и аэродромов определенных классов, возможность перевозки особых типов грузов (например взрывоопасных) и многое другое, отмечают в SAP. Эти характеристики должны соответствующим образом найти отражение в ИТ-системах и использоваться в алгоритмах обработки заказов и построения маршрутов. В IBS в качестве особенностей бизнеса транспортных компаний называют сложную инфраструктуру и удаленность подразделений предприятий, а также возможное совмещение в бизнесе транспортного оператора перевозок различными видами транспорта. В свою очередь, в ВСС в качестве специфических факторов автоматизации транспортных предприятий выделяют высокие риски задержек проекта и более высокую стоимость таких рисков для основного бизнеса. «Транспорт связующее звено между разными регионами нашей огромной страны, отмечают в компании. И нарушение его работы имеет критическое значение. Нельзя забывать и об ответственности транспортников за жизни людей и за экономику страны». В «Объединенных ресурсах» считают, что специфика транспортных предприятий кроется, прежде всего, в необходимости применения средств навигации и телеметрии (правда, отечественные транспортники пока не готовы к использованию подобных решений). При создании автоматизированного решения для транспортной компании также необходимо учитывать, что каждая «транспортная единица» индивидуальна, у нее своя топливная система, своя гидравлика, различные датчики. «Транспортный сегмент отличается от других тем, что предоставляет услуги, которые, как известно, «нельзя складировать», считают в «Ининг Бизнес Софт». В то же время, невостребованные в конкретный день провозные возможности предприятия все равно требуют затрат (за исключением износа техники и расхода топлива). Если кто-то заказал транспорт, но отказался от него в последний момент, то загрузить неожиданно высвободившиеся мощности другим заказом будет весьма затруднительно». Основные критерии выбора систем автоматизации транспортными компаниями
Источник: CNews Analytics, 2006 По мнению представителей Microsoft Businnes Solutions, для транспортной отрасли характерны небольшие ИТ-бюджеты в условиях разнородности покрываемых высокотехнологичным решением направлений деятельности (оперативного и финансового учета транспортных рейсов, учета запасов и планирования закупок расходных материалов, планирования и регистрации ремонта и сервисных услуг, управления персоналом, специфичного документооборота по транспортным средствам и водителям). В компании СТМ добавляют, что специфика автоматизации предприятий транспортной отрасли заключается в решении задач, связанных с усовершенствованием характерных только для этой отрасли процесса грузоперевозок. К их числу можно отнести внедрение электронных форм контрактов, создание виртуальных транспортно-экспедиторских центров, борьбу с простоями транспорта на границе. В компании также отмечают в качестве специфичных потребностей транспортников такой фактор, как необходимость согласованности действий участников транспортного рынка по вопросам текущей деятельности и стратегического планирования. ИТ-потребности диктует специфика Эксперты рынка отмечают ряд моментов, которые в первую очередь интересуют представителей того или иного транспортного направления. Так, в SAP считают, что главная особенность бизнеса российских железнодорожников гигантские масштабы деятельности. Специфика городского пассажирского транспорта в сочетании особенностей экономики муниципального предприятия с «розничным» характером сбыта. В авиакомпаниях и аэропортах ключевым моментом является акционерная форма собственности и «особо трепетное» отношение к обеспечению безопасности полетов. В ВСС также отмечают очень высокие требования «авиаторов» к надежности, производительности и отказоустойчивости систем: слишком высока стоимость урегулирования нештатной ситуации, связанной с использованием высоких технологий. По мнению представителей компании, специфика использования ИТ у компаний-авиаперевозчиков также заключается в большом количестве унаследованных систем, которые либо невозможно, либо неэффективно менять на более современные. В «ИнтелЛекс» останавливаются на ряде специфических для автоматизации документооборота железнодорожного сегмента моментов, в частности возможности системы обрабатывать огромный объем информации в режиме онлайн с минимальным количеством остановок. Значимым фактором является и то, что железная дорога работает под достаточно жестким контролем государства и получает массу регулирующих установок с его стороны. Отсюда вытекает еще одна особенность создания ИТ-решений для железнодорожной отрасли: зачастую стандартный цикл разработки нужно уложить в определенные сжатые сроки, обозначенные в решениях государственных органов. Компания «Стерлинг Интеграция» отметила ключевые моменты информатизации специализированных транспортных структур предприятий, для которых перевозки не являются основным бизнесом. Характерными особенностями таких заказчиков являются высокая ресурсоемкость автотранспортных подразделений, а также риск существенных материальных потерь из-за возможных сбоев в графике перевозок. По оценкам экспертов, в ряде добывающих компаний затраты на работу подвижного состава достигают половины всех эксплуатационных затрат, а численность персонала автотранспортных подразделений составляет 30-50% от общего числа сотрудников, отмечают в «Стерлинг Интеграции». Только за счет повышения эффективности управления автотранспортными подразделениями компания может снизить себестоимость производимой продукции». По утверждению наших собеседников, для таких предприятий им приходилось решать еще одну важную и специфическую задачу автоматизацию планирования выхода автотранспорта с учетом оперативных данных о парке и водителях. Практически каждое предприятие, чей транспортный парк превышает 100 единиц, имеет свою специфику, утверждают в «Ининг Бизнес Софт». Так, одному из заказчиков компании корпорации «Нестле» нужно было обеспечить легковыми автомобилями персонал компании, работающий во многих регионах. При этом необходимо было реализовать единый учет, контроль, анализ и дополнительный сервис (например, напоминание сотруднику о необходимости замены «резины» на автомобиле, прохождении очередного ТО или обновлении медсправки для допуска к управлению автомобилем). Глубина автоматизации определяет эффективность бизнеса Сегодня на различных транспортных предприятиях автоматизируются как основные, так и вспомогательные производственные процессы, и «глубина» автоматизации напрямую сказывается на эффективности работы всего предприятия. В СТМ уверены, что информационная инфраструктура не создается в одночасье, а проходит длительный путь развития параллельно развитию бизнеса. По мере возникновения новых потребностей предприятия приобретают различные информационные системы для обеспечения отдельных сторон деятельности, отмечают в компании. Зачастую они созданы разными разработчиками, функционируют на различных аппаратных и программных платформах, работают с одной и той же информацией. В СТМ считают, что ключевыми потребностями заказчиков-транспортников сегодня являются внедрение комплексные решений автоматизации бизнеса, интеграция с существующими корпоративными системами, возможность взаимодействия игроков рынка с государственными органами например, с ФТС. В «Ининг Бизнес Софт» отмечают, что задачи автоматизации транспортной отрасли в целом решаются достаточно традиционно. Главное это оперативное планирование, диспетчеризация, контроль, учет, анализ. Однако необходимо тесное информационное взаимодействие с заказчиками транспортных услуг для более эффективной загрузки подвижного состава и обеспечения транспортных потребностей, а также с ERP-системами, автоматизирующими основной бизнес. «Обычно проект внедрения ERP?системы включает в себя автоматизацию практически всех бизнес процессов компании, отмечают в GMCS. Однако можно выделить несколько ключевых потребностей на фоне остальных: это индустриальные специализированные решения, управление логистической цепочкой, техническое обслуживание и ремонт оборудования, CRM и аналитические приложения. Наиболее востребованная функциональность ИСУП для транспортных компаний
Источник CNews Analytics, 2006 В «Объединенных Ресурсах» в числе первоочередных ИТ-потребностей своих заказчиков отмечают наличие контроля за эксплуатацией транспортных средств, за расходом топлива, а также мониторинг состояния автотранспорта, позволяющий заранее планировать техобслуживание и ремонты. Безусловно, любая крупная транспортная компания, которая использует систему управления предприятием, хотела бы, чтобы к ней была привязана система навигации и телеметрии. Но в силу ряда причин у многих игроков такая интеграция только в проекте. Отмечая ключевые требования своих заказчиков («РЖД») к разработчикам информационных систем, в «ИнтелЛекс» в первую очередь говорят о высоком уровне готовности ИТ-комплекса и его надежности, от которых напрямую зависит надежность самого бизнеса. Представители «Стерлинг Интеграции» отмечают потребность своих клиентов в решении задач автоматизации транспортно-складского процесса, в частности совместное планирование и обеспечение технологического единства транспортного процесса со складскими и производственными. Доставка «точно в срок» фундаментальный принцип логистики невозможна в промышленных масштабах без создания единой автоматизированной производственно-транспортной системы. Наиболее эффективным решением здесь является технология SCM Supply Chain Management управление цепочками поставок. И, конечно, не менее важно решить задачу управления основными средствами. Критичным для транспортников, по мнению Microsoft Businnes Solutions, является отражение в автоматизированной системе затрат по транспортному рейсу и корректное распределение их на себестоимость или на клиентов, для которых выполнялась доставка. Важными аспектами автоматизации также являются расчет рентабельности рейсов и анализ факта с прогнозными показателями. Серьезный плюс ИТ-системы для транспортной компании возможность использования единого ПО для автоматизации всех бизнес-процессов, а также интеграция навигационных систем с ПО для оперативного учета. Развитие ИТ-инфраструктуры не успевает за нововведениями и требованиями автоматизации процессов, причем эта проблема касается практически всех транспортных компаний, считают в BCC. Причиной этого является не столько недостаточное финансирование, сколько кусочно-остаточный принцип реализации инфраструктурных проектов». В числе ключевых ИТ-потребностей транспортников отмечают повышение надежности функционирования отдельных систем, а также процессов их взаимодействия. «К примеру, у одного из наших заказчиков используется порядка 200 различных ИТ-систем, рассказали CNews в компании. При этом для осуществления одного из производственных процессов необходимо взаимодействие примерно 15 систем». Традиционный подход к организации их взаимодействия заключается в создании подобных механизмов силами собственных программистов. Однако надежность такого решения чаще всего не удовлетворяет требованиям компаний-заказчиков. В то время как решение, основанное на использовании современных промышленных платформ интеграции приложений и процессов, позволяет сформировать единую точку контроля и управления всеми процессами взаимодействия. Недостаток функциональности или отсутствие интеграции? По мнению экспертов Microsoft Businnes Solutions, в целом транспортная отрасль сегодня не испытывает дефицита с точки зрения функциональности ИТ-систем, автоматизирующих бизнес. Больших проблемных областей здесь не осталось, отмечают в компании. В то же время другие игроки рынка транспортной автоматизации разделяют этот оптимизм лишь отчасти. В СТМ делают акцент на то, что функциональность систем автоматизации транспортных компаний определяется развитием «взаимоотношений» между ними. По мнению компании, существует несколько базовых систем, которые должны работать в едином информационном пространстве. При их интеграции можно добиться многоуровневого управления перевозочным процессом и учетом хозяйственных единиц, однако при объединении систем возникают серьезные проблемы. Например, на железнодорожном транспорте отсутствует единая нормативно-справочная база. Кроме того, системы используют различные режимы сбора информации, что мешает эффективному обмену данными. И, наконец, при создании систем используются различные платформы и информационные среды. Поэтому СТМ считает основным «функциональным недочетом» систем автоматизации транспортных компаний отсутствие единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие всех участников транспортного рынка. В SAP также считают, что главная проблема в наличии на текущий момент некого разрыва между «производственными» системами транспортных компаний и бизнес-решениями, обеспечивающими руководителей разного уровня информацией для управления экономикой предприятий. Для устранения этой проблемы рынок предлагает различные средства, например платформу SAP NetWeaver, позволяющую интегрировать существующий ИТ-ландшафт. Наиболее выраженные являются проблемы взаимодействия существующих систем и построения единой точки управления процессами компании, соглашаются с коллегами собеседники из ВСС. В «Стерлинг Интеграции» уверены в том, что в транспортной отрасли в настоящее время недостаточно проработаны вопросы аналитики, а также взаимодействия с поставщиками и клиентами. В «Ининг Бизнес Софт» также отмечают нехватку развитой многофункциональной аналитики для менеджмента автотранспортных подразделений и для подразделений-потребителей транспортных услуг, не хватает объективной регистрации и учета временных потерь транспортных средств на всех этапах работы. Отрасли не хватает систем прогнозирования, планирования и анализа маршрутов, поддерживают точку зрения коллег в МЦФЭР. Жизнь в условиях ИТ-дефицита Наибольшее число опрошенных CNews экспертов, говоря о транспортных отраслях, испытывающих дефицит автоматизированных систем, в первую очередь называют автотранспортный сегмент. По мнению представителей «ИнтелЛекс», причина в том, что выбор доступных по цене решений для автоматизации автоперевозок крайне узок. В «Стерлинг Интеграции» убеждены, что дефицит и рост спроса на автоматизированные решения для автотранспортной отрасли вызван высоким уровнем конкуренции среди игроков рынка грузовых и легковых перевозок. Автотранспортный сегмент также называют «ИТ-дефицитным» представители Microsoft Businnes Solutions, ВСС и МЦФЭР. По мнению SAP, сегодня в наименьшей степени охвачен системами автоматизации городской пассажирский транспорт городов-миллионников (за исключением двух столиц). Как правило, этот вид транспорта получает финансирование за счет городских бюджетов, и не всегда этих средств бывает достаточно. Но именно информационные технологии позволяют выявить скрытые резервы повышения эффективности и в области материально-технического снабжения, и в части повседневного использования горюче-смазочных материалов. В результате дефицит ИТ оборачивается неоправданно высокими дотациями из городских бюджетов. В СТМ, соглашаясь с оценкой коллег из SAP, отмечают, что пассажирскому транспорту необходимо создание единой информационной системы, которая охватывала бы разработку и внедрение расписания движения для всех перевозчиков, а также развитие средств, позволяющих отслеживать движение транспорта в городе». В числе транспортных отраслей, живущих в состоянии ИТ-дефицита IBS, МЦФЭР и ВСС указывают железнодорожный и морской транспорт. По мнению МЦФЭР, здесь бизнес-процессы не оптимизированы, отсутствует анализ интенсивности потоков и сезонных колебаний, а сам процесс автоматизации представляется компаниям-перевозчикам трудновыполнимой задачей. Microsoft Businnes Solutions отмечают, что в использовании ИТ отстает и такое транспортное направление, как перевозка нефтегазовых продуктов. В SAP считают, что сегодня развитие парков транспортных средств и распределительных центров несколько опережает рост информационной инфраструктуры у «новых» игроков транспортного рынка логистических операторов. Это приводит к неспособности оперативно управлять растущей маршрутной сетью, неэффективному использованию площадей распределительных центров и проблемам взаимоотношения с клиентами. Наконец, только современные информационные технологии могут дать возможность таким компаниям стать полноценными операторами логистических цепочек между производителями товаров и ритейлерами, между поставщиками компонентов и сборочными производствами, убеждены в SAP. Элеонора Ершова / CNews Analytics |