|
|
Анна Цыганкова: Наличие бумажного носителя в билете затрудняет процесс интернет-продажиНа вопросы CNews отвечают Анна Цыганкова, генеральный директор компании avantix.ru, и Андрей Семин, технический директор компании avantix.ru. CNews: Как вы оцениваете динамику интереса российских пользователей к интернет-бронированию авиа, ж/д-билетов и турпутевок за последние несколько лет? Насколько в этом вопросе наши соотечественники еще отстают от зарубежных туристов? Анна Цыганкова: Динамика положительная и предполагает серьезные перспективы развития сегмента интернет-бронирования. Только за последние два месяца наши продажи через интернет выросли на 12% (с % от общего числа продаж частным лицам до 42%). Надеемся, что в дальнейшем эта цифра достигнет 50%. В развитых странах онлайн-туризм составляет 50% всех продаваемых через интернет товаров и услуг. В Америке покупка авиабилета это его оплата через интернет и получение определенного кода. Никаких других действий производить не надо. В России пока еще основная масса билетов бумажные. И мы вынуждены с такой ситуацией считаться. Что же касается спроса на интернет-бронирование туристических услуг в России, то необходимо отметить его географическую неоднородность. «Московский» уровень продаж через интернет сопоставим с тем, что наблюдался в Европе или Америке два-три года назад. А «уральский» уровень продаж это те же Америка и Европа, но уже десятилетие назад. Впрочем, наш опыт работы в регионах дает основания полагать, что интерес к интернет-продажам в регионах также присутствует. В начале лета мы запустили проект «Локализация». Она предусматривает передачу сделанного на нашем сайте бронирования на оформление в регион. Мы не стремились ее рекламировать, однако за это время предложением воспользовались порядка 50 компаний. Мы убедились в том, что технология работает, и интерес к ней есть. CNews: Как вам кажется, насколько быстро растет в России доля продаж билетов через интернет? Анна Цыганкова: По нашим оценкам, ежегодный прирост составляет примерно CNews: Не секрет, что одна из причин «отставания» весьма ограниченные возможности оплаты россиянами билетов с помощью банковских карт (оплата билета кредиткой не отменяет необходимости поездки в авиакомпанию или турагентство с тем, чтобы забрать его; кроме того многие зарубежные авиакомпании не доверяют российским кредиткам). Насколько меняется эта ситуация со временем? Анна Цыганкова: Наличие бумажного носителя в билете затрудняет процесс интернет-продажи. Безусловно, электронный билет решит проблему полностью. Но, тем не менее, основным камнем преткновения сейчас является прием оплаты. Если мы его оптимизируем станет легче. И в первую очередь нужно приучить клиентов к современным способам оплаты. Прием наличных денег курьером, так популярный сегодня, не достаточно оперативен и сильно ограничивает географию бизнеса. Андрей Семин: Если в Москве сегодня оплата кредиткой устоявшаяся практика, то в регионах пока редкость. В этом вопросе аналогия с Западом налицо. За рубежом нет различий в доступности услуг для жителей Нью-Йорка и какого-нибудь маленького городка. Практика использования пластиковых карт за рубежом тоже «ментально» укоренилась. Наши соотечественники в большинстве своем не готовы к ней ни морально, ни ментально. Немного о вопросе недоверия. Если доверяют банку доверяют и его карте. Банк, через который мы осуществляем расчеты, проверяет валидность карты. К примеру, многие западные интернет-магазины не принимают российскую карту Visa. И это не их решение, а решение платежной системы Visa, которая объясняет его тем, что по этим картам часто совершаются мошенничества с целью обналичить деньги с ворованной кредитки. CNews: Каково сегодня соотношение онлайновых и оффлайновых клиентов вашей компании? Как оно меняется с течением времени? Анна Цыганкова: Мы ввели возможность оплаты билетов через интернет осенью прошлого года. Сначала платежи были единичными. В последний месяц они составили более 1 млн. рублей, это порядка 1% от оборота прямых продаж компании. Объем платежей «нам» через интернет вырос чуть ли не в 10 раз за последние несколько месяцев, в то время как общий объем продаж увеличился за этот же период в 1,5-2 раза. Мы считаем, что это существенные цифры, особенно с точки зрения их динамики. Следует также учитывать то, что объем платежей, осуществляемых посредством пластиковых карт в стране вообще невелик: это единицы процентов. CNews: Каковы риски клиента при такой форме приобретения билетов? Анна Цыганкова: Риски невелики. Вся процедура интернет-эквайринга совершается в закрытой зоне банка-эквайера, где используется та же степень защищенности, что и при любых других банковских операциях. Насколько защищена сама система «банк-клиент» и межбанковские сети настолько же защищена и данная операция. Наш клиент из интернета уходит по шлюзу в закрытую систему банка. И только там сообщает свои данные. Когда мы предлагаем способ оплаты при помощи авторизационного письма, клиент отправляет нам копию карты, авторизуя платеж собственноручной подписью. В этом случае данные идут по факсу. Но многие интерактивные клиенты для защиты своих счетов используют «электронные кошельки» карты, прикрепленные к буферному счету, на который клиент может положить необходимое количество денег на оплату услуг. Какая бы технология ни использовалась карты, банкоматы, кэш-приемники задача одна: нам необходимо быстро получить подтверждение платежа, а клиенту услугу. И промежуток между заказом и получением услуги существенно сокращается. «Страхи» клиентов это психографический фактор: одни боятся отправлять платеж через электронные системы, другие факсом. Поэтому чем больше категорий клиентов мы сможем удовлетворить имеющимися возможностями оплаты тем лучше. Андрей Семин: Интерактивный клиент не боится покупать билеты через интернет. Западные клиенты вообще более спокойны в этом плане: «Если у меня где-то что-то украдут банк это вернет». Они знают, что легко смогут оспорить такую транзакцию. Впрочем, уже сегодня клиент в любом регионе России не обязан иметь кредитную карту для того, чтобы пользоваться преимуществами интернет-бронирования, поскольку avantix.ru решил вопросы с максимальным количеством вариантов оплаты при покупке услуг на нашем сайте. CNews: Каковы основные ИТ-потребности компаний, занимающихся интернет-бронированием, к создаваемым системам? В какой степени они отличаются от ИТ-потребностей транспортных компаний в целом? Анна Цыганкова: Беда многих наших конкурентов в том, что у них имеется яркий интерфейс, за которым нет полноценной Андрей Семин: Примечательно, что в основе нашей системы автоматизации лежат собственные разработки. Такого полномасштабного решения на сегодняшний день на отечественном рынке нет. Собственно, нет и других крупных компаний, которые поставили бы в России на поток интернет-продажи билетов. Анна Цыганкова: Рынок меняется, меняются его масштабы, потребности, объемы бизнеса и под все эти новые запросы система постоянно дорабатывается. В ее основе лежит платформа, управляющая информационными потоками, не имеющая аналогов Средством передачи данных является интернет. Наша система интегрирована с известными системами бронирования «Амадеус », «Сирена» и др. Андрей Семин: Вендоры, которые занимаются автоматизацией хозяйственной деятельности предприятий, с такими задачами в плане автоматизации бизнес-процессов, как правило, не сталкиваются. Наша система это собственные шишки, набитые нами за шесть лет работы. Шишку набили бизнес-процесс скорректировали. Анна Цыганкова: Зато теперь система дает возможности неограниченного роста с точки зрения географии. Наши коллеги называют это «интернет-франчайзингом». Региональные компании могут оказывать услуги под нашим брендом. Мы даем оптимальные тарифы, увеличиваем скорость обслуживания, предлагаем различные варианты оплаты. Каждый из наших партнеров получает доступ CNews: Какие бизнес-процессы автоматизированы в Avantix? Анна Цыганкова: У нас автоматизированы практически все бизнес-процессы от приема заявки до доставки и учета оплаты, а также все взаиморасчеты с поставщиками и партнерами. Андрей Семин: Интернет это только один из способов продаж. В Avantix можно позвонить, можно прийти в офис, так что CNews: Каковы особенности вашей системы при автоматизации продаж билетов разными перевозчиками? Анна Цыганкова: У любой авиакомпании есть множество параметров, которые оператору в голове удержать невозможно, да и не всякая система сможет их проанализировать. Еще сложнее, если сегменты перелета осуществляются разными перевозчиками. В нашей системе все эти данные представлены в виде многомерной таблицы. Система их проверяет и анализирует, а затем выдает корректную информацию о коммерческой стороне всех операций, входящих в конкретный запрос. В этом уникальность нашей разработки. Разумеется, мы поддерживаем актуальность данных системы, вносим необходимые изменения. Но главное, что у нас есть понимание того, как автоматизировать и поддерживать эти данные. Сегодня в Германии на едином бланке можно приобрести авиабилет и поездку на автобусе. В России же для каждого вида транспорта есть своя монопольная программа автоматизации. А во многих регионах вообще люди работают вручную. CNews: Насколько критичным для систем онлайн-бронирования является такой фактор, как быстродействие? Какую нагрузку с точки зрения числа обрабатываемых вопросов несет система, установленная в Avantix? Андрей Семин: Наша система предусматривает возможности масштабирования. Сейчас установлено два обычных с точки зрения производительности сервера, мы имеем возможность при необходимости подключить третий, четвертый, и т.д. Но пока мы не сталкивались с проблемой перегрузки данными. Анна Цыганкова: В настоящее время мы справляемся с нагрузками с большим запасом. Когда нам станет не хватать быстродействия мы порадуемся: это будет означать, что наш бизнес серьезно вырос. И сможем без проблем нарастить мощности. CNews: Каким образом с точки зрения технологий реализован механизм подбора билетов по наиболее привлекательным ценам? Существует ли возможность со стороны влиять на доступность этой информации (к примеру авикомпаниям, имеющим в наличие дешевые билеты, но заинтересованным в продаже дорогих)? Андрей Семин: Дело в том, что большинство наших покупателей не специалисты в авиационной тематике. Их интересует вопрос: как купить самый дешевый билет для того, чтобы улететь из пункта А в пункт Б в определенную дату. Соответственно, система построена на том, чтобы показать пользователю все варианты перелета на определенную дату, начиная с самого дешевого из доступных. Отличие Avantix в том, что мы показываем только те билеты, которые реально можно купить. И ранжируем их в порядке возрастания. Еще одно отличие мы показываем цены в рублях, а не в у.е. по курсу авиакомпании (он, как правило, выше). И это цена с учетом всех необходимых сборов: ровно столько, сколько нужно будет заплатить курьеру при доставке. В этом плане мы в чем-то конкурируем с авиакомпаниями, но у них уровень интернет-сервисов ограничен. Все варианты, которые есть в системе бронирования, отображаются в ответ на запрос пользователя в Avantix. Разумеется, мы эту информацию не ограничиваем и не придерживаем, а лишь транслируем для пользователей. Бывают недорогие варианты перелета, о которых мало кто догадывается, но они отражаются в системе. Например какие-то авиарейсы совершают в Москве посадку и дозаправку и берут пассажиров на борт. В системе в режиме реального времени отражаются и действующие распродажи. Авиакомпания всегда смотрит на загрузку рейса. Она может закрыть какие-то классы билетов. Ближе к вылету вряд ли стоит надеяться на покупку дешевых билетов. Их надо приобретать задолго до вылета. Хотя четких правил тут нет каждая авиакомпания руководствуется собственными соображениями рентабельности. Если спрос есть, не стоит рассчитывать на низкие цены. CNews: Насколько неуязвима ваша система с точки зрения информационной безопасности? Приходилось ли вам сталкиваться с попытками ее взлома? Андрей Семин: У нас стандартные средства защиты шифрование паролей и т.д. Строить что-то очень сложное нет нужды: это удел банков, которые работают с финансовыми данными. На сайте компании коммерчески ценной информации, в общем-то, нет. Финансовые данные находятся на серверах «внутренней» системы. Информация о транзакциях по кредиткам сразу попадает в банк-эквайрер и нам не передается. CNews: Какие новые сервисы для частных пользователей и турагентств вы планируете запустить в течение ближайшего года? Анна Цыганкова: Мы стремимся стать оператором федерального масштаба. Планируем расширение продаж авиаперевозок, железнодорожных перевозок. У нас очень большой потенциал в бронировании отелей. Уже сегодня к нашему ресурсу подключены четыре глобальных системы бронирования отелей, они позволяют посетителям avantix.ru практически самостоятельно подбирать себе оптимальный вариант проживания в другом городе, в другой стране. Причем в случае бронирования отелей «полный онлайн» реализовать гораздо легче, чем в случае продажи авиабилетов. Для совершения сделки не требуется передавать каких-либо бланков строгой отчетности только ваучер в электронном виде. Сегодня продажи отелей это порядка 5% нашего оборота. Нам просто надо приучить наших партнеров и клиентов бронировать отели, а самим научиться предлагать клиентам эту услугу в дополнение к бронированию билетов. И это в большей степени маркетинговая задача. Цены на отели у нас по всем направлениям более привлекательные, чем при обращении в отель напрямую. Мы планируем наполнять сайт и различными дополнительными сервисами трансферы аренда автомобилей, экскурсии и т.д.. В наших планах также разработка программы лояльности для клиентов. К концу году она уже будет работать. Постараемся учесть в ней персональные скидки клиенту от авиакомпаний.. Кроме того, планируем создать бонусную накопительную систему на все виды приобретенных у нас услуг. Тем более все технические возможности для создания такой системы есть. Мы называем своих клиентов не туристами, а путешественниками: туристы приобретают путевку и отправляются отдыхать на пляже, а путешественникам требуется отдых более высокого уровня. Мы хотим предоставлять сервисы, полностью покрывающие потребности путешественников. Наши услуги позволят человеку конструировать свою поездку самостоятельно: продумать весь маршрут перелета, перемещения внутри страны, выбрать привлекательные отели для проживания, заказать трансфер или забронировать автомобиль и т.д. Надеемся, что к следующему туристическому сезону эти планы уже удастся осуществить. CNews: Спасибо. |