|
|
Кирилл Ярошевский: Развитие ИТ в транспортной отрасли сегодня определяют крупнейшие госкомпанииО тенденциях развития высоких технологий в российской отрасли, о наиболее заметных проектах, реализованных компанией за последние годы, в интервью CNews рассказал директор департамента ERP-проектов компании «ТехноСерв А/С» Кирилл Ярошевский. Как бы вы охарактеризовали динамику информатизации российских транспортных предприятий в последние годы? Кирилл Ярошевский: Если говорить об отрасли в целом, то в последние годы наблюдается стабильный рост информатизации предприятий транспорта. Рассматривая ситуацию в транспорте более детально, можно выделить три основные группы заказчиков. Первая крупнейшие транспортные организации, которые можно назвать монополистами в своих областях. Как правило это предприятия со стопроцентной или значительной долей государственного капитала, большинство из них имеет давние традиции автоматизации. Такие организации обладают достаточными средствами на внедрение крупных информационных систем. ИТ-стратегия монополистов заключается в постоянном наращивании и модернизации ИТ-ресурсов. Под эти задачи ежегодно выделяется примерно одинаковый бюджет, поэтому особо активной динамикой информатизации они похвастаться не могут. Их темпы и объемы внедрения информационных технологий, скорее, можно охарактеризовать как стабильные. Вторая группа частные компании «среднего» размера. Этот сектор делает выбор в пользу реализации целевых программ. Для «частников» ИТ это конкурентное преимущество, поэтому они реализуют единичные высокотехнологичные проекты для решения конкретных задач. Бюджеты на информатизацию в этой группе гораздо меньше, чем на государственных предприятиях, соответственно и внедряемые системы не такие масштабные. И если транспортный монополист может себе позволить многолетний и дорогостоящий ИТ-проект (например внедрение ERP), то частные предприятия предпочитают экономить, внедряя менее дорогие решения, позволяющие достичь определенных бизнес-целей. Таким образом, темпы информатизации частного сектора, в основном, зависят от конкуренции в отрасли. И, наконец, третья группа это транспортные подразделения компаний, работающих в других отраслях. Их ИТ-политика и темпы информатизации целиком и полностью определяются топ-менеджментом предприятия, в составе которых они находятся. CNews: Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие информатизации транспортной отрасли? Кирилл Ярошевский: Развитие ИТ в транспортной отрасли сегодня в значительной степени определяют крупнейшие госкомпании. У них есть видение того, что они хотят получить от внедрения, есть специалисты, есть бюджет. Поэтому они достаточно охотно вкладываются в крупные ИТ-проекты. Тем более, что сегодня информатизация в России поддерживается на государственном уровне. За годы развития вычислительной инфраструктуры крупные компании создали мощную информационно-технологическую базу, позволяющую перейти к внедрению масштабных распределенных прикладных систем, и к решению серьезных задач по автоматизации деятельности. Фокус все больше смещается от наращивания вычислительных мощностей к внедрению систем, обеспечивающих как контроль за процессами транспортировки, так и автоматизацию управления финансовыми, хозяйственными и трудовыми ресурсами предприятия. На фоне реформирования многих предприятий и реализации их планов по выходу на отечественный и западные финансовые рынки, ИТ становится центральным инструментом, обеспечивающим контроль за бизнес-процессами организации. И это особенно важно для повышения финансовой прозрачности и инвестиционной привлекательности организации. Это понимает и менеджмент. В отрасль приходит все больше профессиональных менеджеров, для которых транспорт лишь одна из областей применения современных управленческих технологий. Это новое поколение руководителей рассматривает ИТ в качестве инструментария для решения бизнес-задач. Еще один важный фактор это увеличение потребности в более тесном взаимодействии между монополистами и остальными игроками рынка. Крупнейшие компании уже имеют информационные системы, которые обеспечивают коммуникации с внешней средой. Это стимулирует их партнеров и заказчиков к внедрению аналогичных решений, позволяющих организовать работу на основе ИТ. CNews: Какие потребности в области создания автоматизированных систем являются ключевыми применительно к бизнесу транспортных компаний? Кирилл Ярошевский: В основном, ИТ используется для решения традиционных задач: управление финансами, имуществом, логистикой, трудовыми ресурсами, соблюдение платежной дисциплины. С появлением в отрасли автоматизированных систем класса ERP транспортники получили инструмент управления финансами. Главное требование к таким системам достоверность, оперативность и прозрачность всех финансовых данных. Причем в режиме реального времени: руководитель хочет в каждый конкретный момент видеть состояние счетов, отслеживать работу с контрагентами и т.д. Привлекательность систем, работающих в режиме онлайн, заключается в возможности контролировать ситуацию, вносить срочные коррективы в бизнес-процессы, оперативно использовать появившиеся излишки ресурсов с целью получения дополнительного, незапланированного дохода. Еще одна важная задача, которую сегодня решают транспортные компании это управление налогами и фискальной отчетностью. Налоговая отчетность должна быть максимально точной и прозрачной, поэтому без ИТ здесь не обойтись. А в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства автоматизированные системы становятся основой для оперативной поддержки всех налоговых изменений. CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией для транспортных заказчиков, вы могли бы отметить в числе ключевых? Кирилл Ярошевский: Начиная с 1992 года, «ТехноСерв А/С» реализовал целую серию крупных проектов для железнодорожной отрасли. Самый крупный проект стартовал в 1998 году, когда в МПС РФ были сформулированы требования о необходимости поставить под контроль процессы управления финансами и материально-техническими ресурсами. Предполагалось, что это будет сделано на основе автоматизированной системы, охватывающей всю инфраструктуру железных дорог. В целом выполнение проекта должно было обеспечить максимально эффективную организацию отраслевых бизнес-процессов, а также переход к единым стандартам финансового и бухгалтерского учета, отвечающим как российским, так и мировым требованиям. Иными словами, речь шла о ERP-системе, которая позволила бы решить весь комплекс управленческих задач и обеспечить поддержку реформирования железнодорожной отрасли. Проект получил название «Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами» (ЕК АСУФР), его реализация началась в 1999 году с разработки и пилотного внедрения модуля управления финансами на платформе SAP R/3. Итогом этого этапа стало введение в опытную эксплуатацию подсистем управления финансами и материально-техническими ресурсами на двух уровнях: уровне центрального руководства и уровне железных дорог. В дальнейшем специалисты компании перешли к автоматизации работы предприятий линейного уровня на основе типовых решений, что позволило привести бизнес-процессы к единому знаменателю и обеспечить необходимую четкость и прозрачность деятельности железных дорог на всей территории России. В настоящее время ЕК АСУФР объединяет более 50 тыс. пользователей. Стратегически система ориентирована на использование По мере реализации проекта все больше структурных подразделений ОАО «РЖД» делали выбор в пользу SAP и отказывались от имеющихся локальных систем. В 2003 году «ТехноСерв А/С» начал очередной проект для ОАО «РЖД», предусматривающий создание единой корпоративной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР). Система обеспечивает эффективное управление персоналом ОАО «РЖД» это около 1,5 млн. человек. Решение также используется для автоматизации бизнес-процессов нормирования труда, учета рабочего времени, расчета заработной платы, охраны труда и т.д. Основные пользователи системы сотрудники департамента управления персоналом, работники кадровых служб подразделений железных дорог, экономисты и бухгалтеры. Еще одним крупным проектом, реализованных нами для ОАО «РЖД», стала разработка и внедрение системы формирования сводной налоговой отчетности корпорации. В 2003 году стало ясно, что МПС будет преобразовано в акционерное общество, по закону вновь образованная компания должна была провести преобразования по всему массиву операций, связанных с формированием налоговой отчетности единого юридического лица, куда вливались несколько тысяч обособленных подразделений по всей стране. Соответственно, требовался механизм оперативного и прозрачного формирования отчетности. Проект начался в апреле 2003 года, в основу создаваемой системы легли продукты и технологии SAP, IBM и EMC. Осенью того же года система заработала в режиме промышленной эксплуатации. Сегодня она обеспечивает сбор отчетности по 15 тыс. подразделениям ежемесячно. CNews: Как на ваш взгляд изменились за последние годы функциональные требования ОАО «РЖД» к АСУ? Кирилл Ярошевский: Основное требование к АСУ это обеспечение надежного, оперативного непрерывного и качественного управления финансами железных дорог. Новые руководители, приходящие в отрасль, приносят с собой новое видение роли информационных технологий в развитии железных дорог. Переход к единому юридическому лицу требует реализации задач ежедневного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий на всех уровнях. Ощущается необходимость четкого планирования бюджета и жесткого соблюдения платежной дисциплины. Соответственно, внедряемые в настоящее время функции, в основном, относятся к сфере управления финансами. И здесь особое внимание уделяется вопросам оперативности. Одно из основных отличий ЕК АСУФР от других ERP-систем, внедренных в России, заключается в том, что она поддерживает режим онлайн. Другие системы подобного размаха, как правило, используют пакетный режим учета и анализа данных. CNews: В чем вы видите специфику автоматизации ОАО «РЖД»? Какие основные сложности реализации ERP-проектов в этой сфере? Кирилл Ярошевский: Основная специфика это масштабность реализованных проектов. «ТехноСерв А/С» на практике доказал возможность построения ERP-систем масштаба отрасли. ЕК АСУФР не имеет аналогов в мире как по охвату (территория, часовые пояса), так и по объему операций. По оценкам специалистов SAP, внедрение ЕК АСУФР стало самым крупным ERP-проектом на базе R/3 в Европе. Размах решаемых задач потребовал необычной архитектуры решения. Главная особенность решения отсутствие самостоятельных систем на уровне железных дорог. Все разработки производятся на одном сервере и после тестирования тиражируются на 17 серверов дорожных систем, которые, в свою очередь, связаны с сервером ГВЦ ОАО «РЖД». Таким образом, обеспечивается централизованная разработка систем и централизованный учет всех операций, совершаемых в отрасли. Еще одна особенность проекта стратегическое партнерство ОАО «РЖД» и «ТехноСерв А/С». Был создан отраслевой Центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ), куда вошли представители железных дорог и нашей компании. Общая численность Центра сегодня почти 200 человек, специалисты знают систему до мелочей, а главное видят пути ее дальнейшего развития. Помимо ОЦРВ, в рамках проекта были созданы 17 центров внедрения на железных дорогах (ДЦВ), в которых работают специалисты ОАО «РЖД», Они взаимодействуют с конечными пользователями, участвуют в разработке типового решения. Консультанты Центра стараются оказывать коллегам из ДЦВ любую возможную поддержку. CNews: Что, на ваш взгляд, послужило причиной успешной реализации ERP-проекта в ОАО «РЖД»? Кирилл Ярошевский: В самом начале проекта мы определили базовые принципы его реализации и постоянно уделяем серьезное внимание их соблюдению. Весь проект выполняется в русле единой стратегии, принятой и заказчиком, и интегратором. Внедрение ЕК АСУФР пользуется поддержкой топ-менеджмента, поэтому нам удается поддерживать высокие темпы реализации и достигать поставленных целей в заданные сроки. Наличие генерального подрядчика ОЦРВ, сосредоточившего у себя всю компетенцию по ERP, позволяет централизованно и оперативно решать любые вопросы, связанные с работой системы и ее развитием. Консультанты центра работают во взаимодействии с сотрудниками транспортной отрасли. И главное все мы ориентированы на конечный результат. CNews: Спасибо. |