Обзор подготовлен

версия для печати
Воздушный транспорт - на переломе

Воздушный транспорт — на переломе

Воздушный транспорт — носитель самой противоречивой экономической ситуации среди всех отраслей российского транспорта. При самых высоких требованиях к безопасности и высокотехнологичному оснащению деятельности среди прочих видов транспорта, здесь имеются самые явные признаки деградации.

В возрастной структуре парка гражданских воздушных судов, по последним оценкам Росстата, 19% составляют суда, находящиеся в эксплуатации свыше 30 лет, 68% — от 15 до 30 лет, и лишь 13% — суда со сроком эксплуатации менее 15 лет. В отрасли явно заметны процессы вытеснения отечественных машин и оборудования импортными. Так, за последние 5 лет процент грузооборота, выполненного воздушными судами иностранного производства, вырос в 3,5 раза — с 12,6% до 41,6%, а пассажирские перевозки сегодня почти на 30% выполняются самолетами иностранного производства.

Процент убыточных предприятий на воздушном транспорте превышает 48%. Наконец, несколько забегая вперед отметим, что несмотря на то, что по всей логике воздушный транспорт — один из главных участников глобальной навигационной системы, в Федеральном бюджете 2005 года на финансирование воздушного транспорта по программе ГЛОНАСС выделялось только 4,4 млн руб., в 2006 году — 17,5 млн руб. (рост существенный, однако сами по себе цифры весьма небольшие — например, в 5 раз ниже, чем было выделено в тот же год на водный транспорт). В последующий период (2007 — 2010 гг.) финансирование воздушного транспорта по этой программе вообще не предусмотрено. Расходы по ГЛОНАСС предполагаются в этот период только по строке «Отдельные мероприятия по другим видам транспорта», под которыми обычно подразумеваются различные виды наземного транспорта, по большей части — военного (например, автоколонны войскового типа).

Ради справедливости, однако, надо отметить, что в трехлетнем бюджете предполагается ежегодное выделение порядка 150 млн руб. бюджетных инвестиций без уточнения вида транспорта, можно только надеяться, что значительная часть этих средств будет направлена именно на развитие воздушного транспорта.

Экономические показатели воздушного транспорта

Экономические показатели воздушного транспорта

Источник: CNews Analytics, 2007. По данным Росстата

Капитальные вложения сокращаются

Вернемся к экономическим показателям воздушного транспорта. Его доля в общих доходах транспортной отрасли составляет порядка 16%, в прибыли — 10%. Политика капитального инвестирования здесь довольно ровная — около 9 — 9,5 млн руб. ежегодно, что составляет около 11,5% стоимости основных фондов воздушного транспорта и около 1,6% от общего объема капитальных инвестиций по транспортной отрасли в целом. В фактических ценах роста инвестиций здесь практически нет (среднесрочные темпы около 1,5%) и, таким образом, реальный объем капитальных вложений от года к году уменьшается.

На этом фоне настораживающим выглядит тот факт, что начинает исчезать и так традиционно небольшая и самая низкая среди прочих видов транспорта, но до сих пор бывшая хотя бы устойчивой, положительная рентабельность воздушного транспорта (около 2%). Так, в 2005 году воздушный транспорт внезапно ушел в зону убыточности (убытки составили 341,8 млн руб. против обычно устойчивой прибыли в 3 — 5 млрд руб.).

Воздушный транспорт является одной из отраслей с повышенной технологической сложностью предоставляемых услуг, а также с повышенной опасностью и, таким образом, он крайне критичен к высоким технологиям и требует регулярных и высоких затрат на обновление как основных фондов, так и нематериальных активов. Регулярная и продуманная бюджетная политика имеет здесь кардинальное значение.

Расходы Федерального бюджета РФ на развитие воздушного транспорта 2007 — 2010 гг., млн руб.1, 2

Статья расходов по разделу «Транспорт» Период
2006 2007 2008 2009 2010
Подпрограмма «Гражданская авиация» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» 10 812,803 19 251,90
(+78,0%)
18 870,26
(-2,0%)
16 214,64
(-14,1%)
н/фин
Воздушный транспорт 1 581,40
(+10,4%)
1 559,80
(-1,4%)
2 374,45
(+52,2%)
2 552,758
(+7,5%)
2 828,20
(+10,8%)
Отдельные мероприятия в области воздушного транспорта в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» 17,52
(+300%)
н/фин н/фин н/фин н/фин
Доля расходов на развитие воздушного транспорта в общем объеме финансирования транспорта 11,5% 13,4% 36,8% 26,6% 7,7%

1 Указаны расходы по основным статьям, за исключением расходов на обеспечение деятельности госструктур (министерств, агентств, служб, подведомственных учреждений), расходов на отдельные мероприятия, не относящихся к развитию конкретного вида транспорта.

2 В скобках указан прирост к предыдущему году

3 В 2005 году финансирования по данной статье не было.

Госфинансирование прекращается

Бюджетные ассигнования на воздушный транспорт составили в 2006 — 2007 гг. 11,5% и 13,4% соответственно. В последующие годы (2008 — 2010 гг.) существенного увеличения роста расходов не предполагается. Как мы уже отмечали, с 2007 года прекращено выделенное финансирование воздушного транспорта в рамках программы ГЛОНАСС. В рамах подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» расходы 2007 года (19,2 млрд. руб.) будут медленно снижаться — на 2% в 2008 г. и на 14% в 2009 году, в 2010 году финансирование по данной программе также будет прекращено.

Медленно наращиваться будут прямые расходы по статье «Воздушный транспорт» — на 52% в 2008 году, на 7,5% — в 2009 — м г. и на 10,8% — в 2010 г. В целом в 2008 году на воздушный транспорт будет выделено около 21 млрд руб., в 2009 году — около 19 млрд руб., в 2010 г. — 2,8 млрд руб. Интересно, что дальше — конец или принятие новых государственных целевых программ? Хочется надеяться, что по факту всё будет лучше, чем по плану.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS