|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Если госзаказчики из транспортной отрасли, скорее всего, будут вынуждены устанавливать систему ГЛОНАСС в принудительном порядке, то за коммерческого пользователя отечественному конкуренту GPS придется активно бороться. В любом случае говорить о конкуренции двух спутниковых навигационных систем можно будет не ранее 2009 года, когда у ГЛОНАСС появится достаточное для глобального покрытия количество спутников.
Транспорт — пожалуй, самая емкая сфера применения систем глобального спутникового позиционирования. Многие транспортные и логистические компании оснащают такими системами свои транспортные средства в первую очередь для удаленного контроля перемещения грузов. Растет число подобных проектов и на пассажирском транспорте. В Санкт-Петербурге планировалось установить GPS даже на трамваи (система должна была предупреждать «умные» светофоры о приближении вагона и открывать транспорту «зелёную улицу»). А в Якутии навигационные системы можно прикреплять к телу оленей и следить за ними. Обещают, что к 2011 году все новые автомобили в России будут сходить с конвейера с предустановленной системой спутниковой навигации, еще раньше начнется оснащение такими системами новых воздушных судов. При этом сегодня практически весь российский рынок глобального позиционирования занят американской системой GPS, и отечественному ГЛОНАСС, который официально еще не заработал в полную силу, предстоит серьезная битва за конечного пользователя. Правда она касается в основном независимых коммерческих заказчиков, а государственных потребителей, таких, например, как муниципальные автотранспортные предприятия, возможно, будут просто обязывать устанавливать приемную аппаратуру ГЛОНАСС/GPS, обеспечивая тем самым минимальный гарантированный спрос. В целом же потребность в системах спутникового позиционирования продолжает расти. Об этом свидетельствует все возрастающее число проектов на всех видах транспорта.
Создание автоматизированных радионавигационных систем управления городским пассажирским транспортом на базе GPS/ГЛОНАСС предусмотрено принятой еще в 2001 г. Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» (ФЦП ГЛОНАСС) (проект «Внедрение автоматизированных радионавигационных систем управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского и городского электрического транспорта городов — 68 центров управления транспортом в городах России», условное обозначение — «СНС-ГПТ»). На период 2002-2006 гг. на эти работы, заказчиком которых выступает Минтранс России, предполагалось выделить 14,73 млн руб. из госбюджета и 132,59 млн руб. из внебюджетных источников. В настоящее время в ряде городов России (Москва, Ярославль, Владимир, Волгоград, Волжский, Майкоп, Сочи, Якутск, Архангельск, Брянск, Орел, Краснодар, Саратов, Самара, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Петрозаводск, Смоленск, Барнаул и др.) идет внедрение разработанной НПП «Транснавигация» автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками «АСУ-Навигация».
В начале 2007 года в Нижнем Новгороде была создана система диспетчеризации на основе GPS-навигации на муниципальном транспорте. Пилотный проект по применению средств спутниковой навигации для мониторинга пассажирских перевозок был начат в городе еще в сентябре 2005 года. Система позволяет диспетчерам отслеживать местонахождение каждого автобуса или троллейбуса на любом из городских маршрутов, а также обеспечивает связь между водителем и диспетчерским пунктом. Она состоит из бортового комплекта радиосвязи с навигационным приемником GPS, установленным на каждом транспортном средстве, базовой радиостанции и автоматизированного диспетчерского центра. Передача данных происходит через оператора сотовой связи на IP-адрес. Основные цели внедрения — обеспечить надежное централизованное управление наземным транспортом, сформировать объективную информацию о его функционировании, усовершенствовать транспортный комплекс города, а также рациональнее использовать материальные и финансовые ресурсы, направленные на работу городского транспорта. На первом этапе проекта в систему вошли 20 автобусов и троллейбусов. За период с сентября 2006 года по январь 2007 года было установлено 489 мобильных комплектов на коммунальную технику различных форм собственности. На сегодняшний день доступ к системе диспетчеризации на основе GPS навигации на муниципальном транспорте есть у всех дорожных предприятий города, чья техника оснащена мобильными комплексами; оборудовано около 90% коммунальной техники. Планировалось, что аналогичное оборудование будет установлено на автомобилях скорой помощи, транспорта местного водоканала, теплосетей и домоуправляющих компаний. До конца 2007 г. в систему должны быть введены не только все муниципальные транспортные средства, но и автомобили всех предприятий, которые захотят заниматься пассажирскими перевозками, независимо от их формы собственности. Обслуживание каждого мобильного комплекта обойдется владельцу транспортного средства примерно в 200-300 рублей в месяц.
Аналогичная диспетчерская служба заработала в Калуге с 1 января 2007 г. Она оснащена тремя комплектами компьютерного оборудования, которые принимают данные о текущем местонахождении и скорости движения до 200 единиц общественного транспорта. Навигационно-связными терминалами («маяками») оборудованы все 124 троллейбуса Калуги. Установили «маяки» и на 10 пассажирских автобусов ПАЗ, на мусоровозах и уборочных машинах. В 2007 г. службу планируют расширить и приобрести еще 60 комплектов навигационного оборудования, которые поставят на машины скорой помощи. В перспективе в Калуге планируют следить за полутора тысячами транспортных средств.
Минтранспорта Саратовской области недавно начало внедрение радионавигационной системы управления перевозками, которая позволит контролировать все передвижения межмуниципального транспорта. Ожидается, что внедрение подобной системы позволит диспетчерам отслеживать в реальном времени местоположение каждой машины и оперативно вмешиваться в ситуацию в случае поломки автобуса или его отклонения от маршрута. В навигационную систему региона включены 25 автотранспортных предприятий области, оборудованы 292 автобуса междугороднего и пригородного межмуниципального сообщения, что составляет 96% автобусов, работающих на междугородных маршрутах. До конца этого года к системе планируется подключить свыше 400 автобусов.
В мае этого года в транспортном управлении Кургана стала внедряться система спутниковой навигации, основными целями которой являются пресечение хищения топлива или самовольного схождения с маршрута водителями автобусов и маршрутных такси. Каждые 15 секунд диспетчер получает сигнал о местонахождении транспорта. Руководство транспортного управления полагает, что современное оборудование позволит повысить дисциплину водителей, улучшит качество обслуживания пассажиров. На момент начала проекта спутник отслеживал движение всего четырех транспортных средств. К концу июня планировалось подключить еще 200 единиц, а к 2008 году — оснастить спутниковой навигацией весь парк пассажирских автобусов и газелей.
Планируется оснастить навигационной системой GPS, с помощью которой будет осуществляться контроль транспорта на линиях и мониторинг обстановки на дорогах, диспетчерскую службу и объекты городского транспорта Владивостока. Внедрить подобную систему планируется с участием специалистов из Южной Кореи, в настоящее время они изучают транспортную и дорожную систему Владивостока, уделяя особое внимание состоянию автопарка городских транспортных компаний. Аналогичный проект планируется запустить к 2009 году и в Архангельской, Курской областях, в Сыктывкаре, Хабаровске и других регионах.
Елабужский пищекомбинат запустил GPS-систему, предназначенную для мониторинга и навигации транспорта и грузов, определения отклонений от заданных маршрутов и графиков их передвижения. В состав комплекса входит бортовое устройство и комплекс программных средств для обработки данных и подготовки отчетов. Все данные, включая время выезда и скорость движения автомашины, количество израсходованного бензина, отображаются на экране компьютера. Предприятию даже нет необходимости оформлять путевой лист для водителя — все данные можно получать из базы ПК.
Со своей стороны, власти Екатеринбурга (Свердловская область занимает первое место в России по количеству ДТП) разрабатывают ряд мер, чтобы в корне исправить ситуацию с лихачеством маршрутных автобусов на дорогах. В качестве основного предложения фигурирует установка систем навигации GPS и возможность отслеживать маршрут и скорость машины.
Инвестиции в подобные проекты могут быть довольно внушительны. Так, в Архангельске на оснащение радионавигационными автоматизированными системами дистанционного управления ГЛОНАСС/GPS пассажирского транспорта в 2004-2006 гг. затратили более 4,1 млн. руб. Финансирование осуществлялось в рамках проекта Минтранса по внедрению автоматизированных радионавигационных систем управления и обеспечения безопасности функционирования городского пассажирского транспорта в 2004 — 2006 гг. В настоящее время специальными радиомаяками оснащены 532 муниципальных и коммерческих автобуса. Приборы позволяют фиксировать время движения автобусов, соблюдение графиков и интервалов на маршруте. Установка системы обойдется транспортному предприятию в Сыктывкаре как минимум в 14-15 тыс. руб., не считая затраты на датчики, устанавливаемые на автомобилях. Также придется потратиться и на интернет-трафик. Однако участники проекта считают, что эти затраты с лихвой компенсируются эффективным использованием системы.
Вообще, как обещают в Минтрансе, все автомобили российского производства к 2011 году будут оснащены приемниками ГЛОНАСС/GPS, которые будут встраиваться в машины уже на заводе. Принудительная комплектация спутниковым навигатором российского автомобиля, конечно, может отразиться на его стоимости. Называются различные суммы — от 200 до 700 долларов.
Организация | Цели и масштабы проекта | Дата внедрения/начала внедрения |
Администрация Нижнего Новгорода | Обеспечение надежного централизованного управления наземным транспортом; 489 мобильных комплекта, около 90% коммунальной техники. | Январь 2007 (начало — сентябрь 2005 г) |
МУП "Архангельское предприятие пассажирских перевозок" | Фиксация времени движения автобусов, соблюдение графиков и интервалов на маршруте. 532 муниципальных и коммерческих автобуса. На очереди — порядка 80 машин. | 2004-2006 |
Муниципальное транспортное предприятие Калуги | Контроль движения до 200 единиц муниципального общественного транспорта. Расширение на 60 комплектов (план до конца 2007 г), в перспективе — 1500 транспортных средств. | Январь 2007 |
Елабужский пищекомбинат | Мониторинг и навигация транспорта и грузов, определение отклонений от заданных маршрутов и графиков их передвижения. До 15 автомашин. | Апрель 2007 |
Транспортное управление Кургана | Пресечение хищения топлива или самовольного схождения с маршрута водителями автобусов и маршрутных такси; оборудовано 4 транспортных средства, 200 единиц (план на июнь), весь парк пассажирских автобусов и «Газелей» (план к 2008 г.) | Май 2007 |
Минтранспорта Саратовской области | Внедрение радионавигационной системы управления перевозками, которая позволит контролировать все передвижения межмуниципального транспорта. В систему включены 25 автотранспортных предприятий области, оборудованы 292 автобуса междугороднего и пригородного межмуниципального сообщения. До конца 2007 г. — свыше 400 автобусов (план). | Июль 2007 (начало внедрения) |
Источник: CNews Analytics, июль 2007
Применение систем спутниковой навигации на автомобильном транспорте может быть самым разнообразным. Например, они могут использоваться для изучения эффективности рекламы на транспорте. Новые геоинформационные методы оценки аудиторий транзитной рекламы основаны на электронных картах городов и GPS-навигации. Одна из методик позволяет проанализировать автомобильные и пешеходные потоки по выбранному маршруту, а также отметить факторы обзора рекламоносителей.
Железнодорожный транспорт является вторым по величине потенциальным потребителем приемной аппаратуры спутниковых навигационных систем. Общий объем внедрения, по некоторым оценкам, может составить до 20 тысяч пользователей. По словам вице-президента, главного инженера «РЖД» Валентина Гапановича, «Российские железные дороги» в течение нескольких лет в инициативном порядке и за счет собственных средств ведут разработки по интеграции спутниковых навигационных сигналов ГЛОНАСС/GPS в управляющие алгоритмы автоматизированных систем. В частности, в 2006 году реализован пилотный проект по созданию высокоточной дифференциальной системы определения местоположения подвижных единиц и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Была продемонстрирована возможность определения местоположения стационарных объектов с точностью до 2 см в режиме реального времени, 5 мм в режиме постобработки, а для подвижных объектов — менее 10 см на скоростях до 140 км/ч. На малодеятельных участках, станциях и локомотивах внедряются новейшие технические средства спутниковой навигации, цифровой радиосвязи, высоконадежные, безопасные компьютерные системы. Они позволяют определять местоположение локомотива с погрешностью не более 30 м и скорости с погрешностью не более 0,05 м/с на перегоне. При этом особое внимание уделяется снижению негативного влияния человеческого фактора на безопасность движения.
К настоящему времени около 7 тысяч локомотивов оснащено отечественными приемниками спутниковой навигации. РЖД ведет активную работу по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных РФ, спутниковых систем управления перевозочным процессом и логистическими операциями. Кроме того, ведется внедрение на подвижном составе систем спутниковой навигации, спутниковых технологий зондирования объектов инфраструктуры для прогнозирования природных и техногенных катастроф. Одним из направлений Программы стратегического развития «РЖД» на период до 2030 года станет развитие отечественной глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).
Недавно институт точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева РАН (ИТМиВТ) выиграл тендер на разработку «Системы мониторинга и информационно-навигационного обеспечения движения железнодорожного транспорта с использованием сигналов ГЛОНАСС, GPS, Galileo». Создаваемая система будет состоять из абонентских терминалов, устанавливаемых на подвижной состав, и базовых станций, предназначенных для монтажа на станционных пунктах диспетчерского управления и контроля. Ожидается, что внедряемое решение повысит безопасность перевозочного процесса, увеличит пропускную способность железных дорог и, как следствие, усилит позиции российских перевозчиков на международном рынке. Помимо этого, планируется, что реализация проекта даст хороший импульс развитию отечественной отрасли спутниковой навигации.
Как стало известно весной этого года со слов министра транспорта Игоря Левитина, все новые российские воздушные суда будут оборудованы аппаратурой для системы ГЛОНАСС, которая должна вступить в строй к концу этого года (ряд экспертов считает, что полноценная работа ГЛОНАСС начнется не ранее 2010-2011 г). По информации министра на сегодняшний день только 1200 летательных аппаратов из 5 тысяч оснащены навигационной аппаратурой, при этом 92% аппаратов оснащены системой GPS, и лишь 8% — системой ГЛОНАСС.
Оснащенность воздушного транспорта России системами навигации
Источники: Минтранс России, CNews Analytics, 2007
В целом, по данным Минтранса, за время реализации программы по навигационному обеспечению транспортного комплекса с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС, спутниковой аппаратурой было оснащено около 1,8 тысячи морских и речных судов, 355 самолетов и вертолетов, более 10 тысяч единиц автомобильного и 4,5 тысячи единиц железнодорожного транспорта. Для управления движения судов развернуто 15 береговых систем управления, оснащенных приемниками ГЛОНАСС/GPS, установлено 13 контрольно-корректирующих станций. Работают 54 диспетчерские станции управления и контроля за пассажирским транспортом.
Типы спутниковых навигационных ситем на воздушном транспорте России
Источник: Минтранс России, 2007
Стратегия развития спутникового навигационного обеспечения определена поручениями президента, постановлениями правительства и решениями военно-промышленной комиссии. Напомним, что еще в конце 2005 года президент поручил правительству ускорить создание курируемой Роскосмосом системы ГЛОНАСС. Отечественный аналог зарубежной системы глобального позиционирования (GPS) действует уже около 10 лет, однако коммерческое его использование до сих пор не началось.
Глава Минтранса Игорь Левитин признает, что в России развитие навигационного обеспечения с использованием глобальных спутниковых систем не отвечает современным требованиям. Отечественные разработки навигационных технологий не предлагают транспортному комплексу законченных технических и технологических решений. Внедряемые приборы и оборудование работают в основном в системе GPS, и практически отсутствует навигационная аппаратура потребителей для использования системы ГЛОНАСС. Рынок навигационной продукции и услуг не развит, и значительную его долю занимает контрафактная продукция.
Развитие навигационного обеспечения транспортного комплекса с использованием спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС затруднено также недостаточным нормативно-правовым регулированием навигационной деятельности в целом. Не сформирована государственная политика в сфере этой деятельности и не определены федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за ее осуществление, отсутствуют необходимые нормативные акты и нормативно-технические документы.
Навигационное обеспечение граждан России находится на низком уровне, автовладельцы, использующие портативные приемники GPS, немногочисленны, а ГЛОНАСС вообще не распространен среди населения по причине фактического отсутствия передатчиков. Применение навигационных систем при перевозках грузов и пассажиров также немногочисленно, хотя преимущества использования современных навигационных систем для организации управления движением очевидны. Так, экономический эффект от применения спутниковых технологий только для управления транспортными потоками составляет, по разным оценкам, от 10 до 25%.
Внедрение систем глобальной спутниковой навигации в России невозможно без комплексного информационно-технического обеспечения пользователей этой системы. Пользователь должен иметь возможность выбирать необходимые технические компоненты, которые были бы полностью готовы к его практическим задачам или требовали минимальной адаптации.
Темпы развития «отечественной GPS» пока оставляют желать лучшего. На текущий год бюджетные расходы на систему ГЛОНАСС запланированы в объеме менее 10 млрд рублей. «Для того чтобы они <потребители> выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству», — справедливо заметил президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства в марте 2007 года.
Очевидно, что задача повышения точности является одной из важнейших для продвижения российской системы на международный рынок. Для этого точность ГЛОНАСС необходимо повысить примерно на порядок, что случится, по-видимому, не раньше 2009 года, когда будет запущено необходимое количество спутников. Пока же государство в лице Минобороны РФ сделало лишь первый шаг навстречу гражданскому потребителю — сняло запрет на электронные карты высокого разрешения и ограничение в 30 метров на точность спутникового определения координат на территории России.
Другой важнейший вопрос — стоимость ГЛОНАСС-приемника. Сегодня его можно купить за $1–3 тыс., в то время как GPS-приемники обходятся существенно дешевле — $200–600. Правда, при массовом производстве стоимость аппаратуры ГЛОНАСС, как обещают, снизится до таких же величин, как и GPS, но верится в это с большим трудом. Ведь по данным Industrial Economics & Knowledge Center, еще в 2005 году объем продаж устройств GPS увеличился на 53% и достиг 101,3 млн. штук, а в 2006 году, по прогнозам того же источника, он должен был вырасти еще на 41% и достичь объема $1,68 млрд.
Российский носимый двухдиапазонный (GPS/ГЛОНАСС) приемник М-103, как насмешливо пишет «Нью-Йорк таймс», — это «сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта и продается за тысячу долларов, причем дисплей надо покупать отдельно». К приемнику прилагается антенная опора с мотовилом, на которое намотано несколько метров антенного провода. Чтобы определить свое местоположение, необходимо воткнуть опору в землю и размотать антенну…
В феврале 2007 г. Минпромэнерго России выступило с предложением ввести ограничение на ввоз и продажу на территории страны систем спутникового позиционирования GPS, не поддерживающих российскую систему ГЛОНАСС. Очевидно, что в подобные силовые меры, если им суждено будет сбыться, скорее всего, приведут к тому, что рынок систем GPS просто «уйдет в тень». Наиболее вероятный и, по-видимому, оптимальный сценарий — использование на транспорте двухдиапазонных приемников GPS/ГЛОНАСС. Однако стоимость таких устройств довольно высока.
Виталий Солонин / CNews Analytics