|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Среди всех видов транспорта самыми крупными инвесторами в ИКТ являются именно предприятия сухопутного транспорта. Главной отличительной особенностью здесь является резко завышенная доля расходов на услуги консалтинга и интеграции.
Расходы сухопутного транспорта на ИКТ иногда даже превосходят ожиданиям. Так, в 2005 году предполагалось, что они составят порядка 7,5 млрд руб., в реальности же объем затрат превысил 8 млрд руб., а с учетом внутренних ИТ-затрат предприятий эта сумма составила 8,6 млрд.руб. По предварительным данным совокупные ИКТ-затраты в 2006 году составили 9,6 млрд руб., в том числе 2,3 млрд руб. — затраты на телекоммуникационные услуги и чуть более 500 млн руб. — внутренние ИТ-затраты. В целом это 70% всех затрат на ИКТ, произведенных российскими транспортными предприятиями и 3,3% от общих ИКТ-затрат в российской экономике.
Динамика ИКТ-затрат предприятий сухопутного транспорта
Источник: CNews Analytics, 2007. По данным Росстата
Столь высокие цифры, однако, не означают, что сухопутные виды транспорта самые высокотехнологичные — высокие объемы ИКТ-затрат в большей степени отражают масштаб отрасли, нежели уровень её информационно-технологического развития. Сухопутный транспорт является самым крупным и по доходам и по объему грузоперевозок, поэтому в разы отличаются и совокупные объемы инвестиций, осуществляемые отраслью. Однако по степени информатизации услуг сухопутный транспорт занимает вполне достойное место среди прочих видов транспорта — на 100 руб. услуг, предоставляемых предприятиями сухопутного транспорта, приходится около 1 руб. инвестиций в ИКТ. Для сравнения — в водном транспорте на 100 руб. приходится 1,15 руб. ИКТ-затрат, а в воздушном транспорте эта цифра даже ниже — около 80 коп. ИКТ-затрат на 100 руб. услуг.
С точки зрения темпов роста сухопутный транспорт отличается умеренным, но зато устойчивым и планомерным наращиванием ИКТ-расходов — 35,2% в 2004 году, 34% в 2005 году и 12,2% в 2006 году. Устойчивый и высокий рост расходов определяется, с одной стороны, наличием в отрасли крупных и высокодоходных игроков (РЖД, коммерческие автотранспортные компании, специализирующиеся на дальних грузоперевозках, компании, предоставляющие услуги такси), с другой стороны, широким комплексом государственных программ развития, финансирование по котором до сих пор устойчиво росло.
Напомним, например, что прямые расходы Федерального бюджета на железнодорожный транспорт запланированы в 2007 году в 50-кратном объеме (до 11,2 млрд руб., не считая финансирования в рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)», по которой ежегодное финансирование исчисляется), а бюджетные расходы на автомобильный транспорт и дорожное хозяйство уже превзошли отметку в 100 млрд руб. Почему бы в таких условиях не инвестировать в ИТ? Наличие в отрасли значительного числа убыточных предприятий не портит общую картину информатизации, так как они, скорее всего, пока просто исключены из этих процессов и никак на них не влияют.
В структуре ИКТ-расходов сухопутного транспорта 43,3% приходится на закупки АО и ПО, 23,5% на телекоммуникационные услуги, 27,1% на услуги ИТ-консалтинга и интеграции, около 5,4% на внутренние ИТ-затраты и 0,7% — ИТ-обучение сотрудников.
Главной отличительной особенностью является, конечно, резко завышенная доля расходов на услуги консалтинга и интеграции (внешние ИТ-услуги). Для экономики в целом этот показатель составляет менее 14%. Напомним, что доля расходов, приходящаяся на ИТ-услуги является ключевым показателем, отражающим высокую инновационность системы организации бизнеса и, как следствие, высокие темпы обновления ИТ-инфраструктуры компаний, что и приводит к росту затрат на услуги — аудит информационных систем, пересмотр ИТ-концепций компаний и т.д. При этом анализ структурной динамики указывает, что отмеченный факт не является случайным и ситуационным — это не результат разовых расходов, но часть планомерной политики ИТ-политики.
Действительно, значительный и устойчивый рост расходов предприятий сухопутного транспорта на ИТ-услуги фиксируется с 2003 года. В 2003 году доля ИТ-услуг в общей структуре ИТ-расходов предприятий сухопутного транспорта (без учета расходов на связь) составляла лишь 10,7%, а уже в следующем году удвоилась (до 21,4%), наконец, в 2005-2006 гг. эта доля превзошла отметку в 35%. Наряду с этим не сокращается относительный вес и внутренних ИТ-расходов транспортных компаний (устойчивые 7-8% на всем рассматриваемом периоде), что говорит о параллельном динамичном развитии ИТ-служб транспортных компаний.
Объем ИКТ-затрат предприятий сухопутного транспорта, 2003-2006
Источник: CNews Analytics, 2007
Высокая доля расходов на ИТ-услуги, вероятнее всего, связана с процессами реструктуризации ряда крупных компаний. Одно из таких направлений — преобразование ОАО «РЖД» в компанию холдингового типа. Как отмечают эксперты и сами руководители, пока развитие российских железных дорог не учитывает в полной мере возможностей, предоставляемых ИТ, в частности отсутствуют единые векторы развития ИТ-подразделений компании, когда региональные и отраслевые ИТ-отделы решают собственные локальные проблемы, часто дублируя работы, выполненные другими. В этой связи сегодня компаниями предпринимаются серьезные усилия по разработке и оптимизации процессов управления холдингом, создания целостной, сбалансированной ИТ-инфраструктуры, которая обеспечивала бы обеспечивающей оперативность и гибкость управления, информационную целостность и безопасность холдинга.
Не менее интенсивные процессы информатизации идут и в автомобильном транспорте. Основная активность здесь исходит от коммерческих транспортных компаний, предоставляющих услуги грузоперевозок и такси. Наряду с традиционными информационными системами по учету финансовой аналитики, для таких компаний все более актуальным становится внедрение систем по обеспечению геопозиционирования транспортных средств и аварийной сигнализации, диспетчерских систем навигации и связи, систем навигации и мониторинга мобильных объектов на основе спутниковой GPS-навигации, подвижной сотовой GSM-связи, электронной картографии и т.д.
Кроме того, по-прежнему остается актуальной необходимость интеграции информационных систем отрасли с единым информационным ресурсом российской транспортной системы, а также — с аналогичными ресурсами зарубежных стран. Пока видно, что предприятия сухопутного транспорта неплохо исполняют свою партию в этом общем деле.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics