|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Предприятия вспомогательной транспортной деятельности, основу которой составляют предприятия, обеспечивающие функционирование транспортных коридоров и узлов, являются одновременно высококоммерциализованным и стратегическим сектором экономики. Перспективы интенсивной информатизации здесь одни из наиболее вероятных.
В настоящее время ИТ-инвестиции в данном секторе транспортной отрасли значительно отстают как от ВВП (8,3% против 25,9%), так и от роста общих ИТ-инвестиций в экономике (8,3% против 21%).1 С учетом стабильной и растущей доходности этого сектора экономики, спрос на ИТ здесь ниже потенциально возможного, и в среднесрочной перспективе, при не-ухудшении макроэкономической ситуации, в секторе есть все условия для ускоренного наращивания ИТ-расходов.
Сектор включает значительное количество крупных предприятии, имеющих не только финансовые возможности для инвестирования в ИТ, но и масштабные потребности в них. В отличие от транспортных агентств, которые могут появляться и исчезать сколь угодно быстро и часто, такие предприятия, как аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы, шоссе и магистрали, появившись однажды, остаются фактически навсегда. Они составляют основу транспортной системы государства.
Фактически, говоря об информатизации предприятий «вспомогательных» видов транспортной деятельности, мы говорим ни о чём ином, как о создании информационно-технологической основы функционирования и взаимодействия всех видов транспорта и всех транспортных потоков, включая глобальные. Поэтому оснащение таких предприятий по последнему слову техники — задача, необходимая и с коммерческой, и с государственной, стратегической точек зрения. Здесь сходятся интересы многих игроков.
Примечания:
1 В фактически действующих ценах
2 Рассматриваются среднесрочные темпы роста (усредненные на периоде 2003-2006 гг.)
В последние годы во вспомогательных видах транспортной деятельности производится интенсивное расширение, реконструкция и строительство новых объектов (железнодорожных линий, взлетно-посадочных полос, водных путей, причалов морских портов, в несколько раз возросла мощность аэровокзалов и т. д.). Таким образом, создается потребность в расширении и оптимизации прежней ИТ-инфраструктуры, как за счет информатизации новых вводимых в эксплуатацию объектов, так и за счет качественного пересмотра принципов автоматизации функций координации и связи, в условиях возрастающей сложности деятельности и уровня производственных мощностей.
Наряду с расширением потребностей в ИТ традиционных видов вспомогательной транспортной деятельности, в секторе появляются принципиально новые инновационные предприятия. Так, в Москве, как и в большинстве мегаполисов мира, планируется строительство «коммерческих» трасс, развитие высокотехнологичных систем контроля безопасности движения и регулирования пропускной способности крупных магистралей и путепроводов, в связи с чем также следует ожидать нового витка спроса на ИТ.
Спрос на ИТ будет создаваться и в связи с государственной политикой развития экспорта транспортных услуг, в рамках которой предусмотрено развитие основных транспортных коридоров и строительство новых транспортных узлов. При этом, функционирование транспортных коридоров и узлов предполагает соединение и взаимодействие всех видов транспорта, что делает необходимым создание единого информационного ресурса транспорта, интегрированного, том числе, с аналогичными ресурсами иностранных государств. Действие фактора сохранится не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе, в том числе за счет того, что необходимо будет поддерживать соответствие технического оснащения транспортных коридоров и узлов мировым стандартам.
С учетом уровня комерческой привлекательности и стратегической важности данного сектора, вероятность снижения уровня ИТ-расходов в ближайшей перспективе маловероятна — стагнационный сценарий развития можно с уверенностью отбросить. При этом надо иметь ввиду, что реальное развитие не будет выглядеть как «ИТ-бум». На фоне довольно интенсивной реструктризации и расширения сектора, объем нововведений остается относительно малым по сравнению с уже сформированными мощностями и оргструктурам. Поэтому они не способны будут приводить к резкому приросту ИТ-расходов. В реальной практике развитие будет представлять собой некий средний тренд между интенсивным и равновесным сценарием, когда при повышенной ИТ-активности в отдельных новых сегментах, значительная часть предприятий будет осуществляить ИТ-затраты в текущем режиме, вследствие чего среднесрочные темпы роста не будут превышать 15-20% в год.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
1 Здесь имеются в виду среднесрочные годовые темпы (СГТР) — расчетная величина, результат усреднения реальных темпов роста за определенный период времени (здесь за период 2003-2006 гг.). СГТР отражают сглаженную годовую динамику показателя на больших интервалах времени.