|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Водный транспорт, включая морской и внутренний водный (речной) — наименьший сегмент в структуре российского транспорта. Его доля в общих доходах отрасли составляет около 3%, в прибыли — около 9%. Внутренний речной транспорт приносит примерно в 2 раза больше доходов, чем морской, однако по совокупной прибыли сравним с ним, ввиду многократно более высокой рентабельности последнего.
По грузоперевозкам показатели для морского и внутреннего водного транспорта составляют, соответственно, 43 млн т. и 240 млн т. в год. Однако доля высокорентабельных экспортно — импортных перевозок на внутреннем водном транспорте — менее 30%, а в морском — более 70%. Кроме того, на морском транспорте большую долю составляют высокоприбыльные перевозки нефти, нефтепродуктов и металлов (порядка 30% для морского и порядка 20% для внутреннего водного транспорта).
Экономические показатели водного транспорта
Источник: CNews Analytics, 2007. По данным Росстата
По пассажироперевозкам также лидирует внутренний водный транспорт — ежегодно перевозя почти 40 млн чел. В морском транспорте соответствующий показатель составляет лишь около 2 млн человек. Однако доходы от перевозок грузов и пассажиров соотносятся как 90 к 10 для водного транспорта и 99 к 1 для морского. При этом рентабельность грузоперевозок морским транспортом почти на порядок выше рентабельности речных грузоперевозок — 18,2% против 2,3%.
С пассажироперевозками, как и по всем другим видам транспорта, ситуация иная — совокупная рентабельность пассажироперевозок морским транспортом отрицательная (почти — 30%), также как и водным ( — 17,5%). Поэтому именно грузоперевозки — в частности нефти, нефтепродуктов и рейсы по экспорту — импорту — являются для обоих видов транспорта основой доходов. В этой связи, кстати говоря, вызывает опасения, что за последние 10 лет грузооборот по обоим видам водного транспорта неуклонно снижался, и в частности, в морском транспорте сократился более чем в 3 раза. Отчасти это является отражением общего остывания активности России на мировых рынках, а также превращения водного транспорта в артерию второстепенного значения.
Естественно, усредненные по отрасли показатели не отражают того факта, что в отрасли много крупных и высокодоходных организаций, активно инвестирующих в собственное развитие, в том числе в высокотехнологичные проекты. Однако удельный вес убыточных организаций по — прежнему остается крайне высоким — порядка 30% в морском и более 40% на внутренним водном транспорте.
Объем инвестиций в основные фонды в водном транспорте один из самых низких — 1,4% по морскому и менее 0,5% по речному транспорту (от общего объема инвестиций в транспорт). Однако это объясняется общей низкой стоимостью основных фондов водного транспорта. В соотнесении же с ними картина становится гораздо более оптимистичной — капитальные инвестиции составляют 27% от общей стоимости основных фондов морского транспорта, и около 8% от стоимости основных фондов водного транспорта. Такими показателями не могут похвастаться даже самые высокодоходные виды сухопутного транспорта — например, тот же железнодорожный транспорт — общий объем капитальных инвестиций в него составляет лишь около 7% от общей стоимости основных фондов. В фактических ценах среднесрочные темпы роста инвестиций составляют по морскому транспорту — 9,8%, по водному — 21%.
Расходы Федерального бюджета РФ на развитие водного транспорта 2007 — 2010 гг., млн руб.1, 2
Статья расходов по разделу «Транспорт» | Период | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Подпрограмма «Морской транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» | 8 412,603 | 7 302,50 (-13,2%) | 9 302,8 (+27,4%) | 11 341,1 (+21,9%) | н/фин |
Подпрограмма «Внутренние водные пути» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» | 1 570,003 | 1 592,80 (+1,5%) | н/фин | 4 436,04 | н/фин |
Морской и речной транспорт | 663,75 (+37,8%) | 1 354,35 (+104,0%) | 8 603,1 (+535,2%) | 9 165,0 (+6,5%) | 9 536,7 (+4,1%) |
Отдельные мероприятия в области водного транспорта в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» | 90,60 (+1018,1%) | н/фин | н/фин | н/фин | н/фин |
Доля расходов на развитие водного транспорта в общем объеме финансирования транспорта | 10,0% | 6,6% | 31,0% | 35,3% | 26,1% |
1 Указаны расходы по основным статьям, за исключением расходов на обеспечение деятельности госструктур (министерств, агентств, служб, подведомственных учреждений), расходов на отдельные мероприятия, не относящихся к развитию конкретного вида транспорта.
2 В скобках указан прирост к предыдущему году
3 В 2005 году финансирования по данной статье не было.
4 В 2008 году финансирование по данной статье не предусмотрено.
В Федеральном бюджете доля расходов, приходящаяся на водный транспорт крайне невелика — в 2006 году его доля около 10%, в 2007 году согласно запланированным расходам, составит менее 7%. В трехлетнем бюджете 2008 — 2010 гг. доля водного транспорта несколько взрастет — примерно до трети всех расходов. Однако связано это не столько с резким приростом расходов на его развитие, сколько с прекращением финансирования сухопутного транспорта по ряду статей ФЦП.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics