|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Необходимость оперативного обмена потоками информации о грузоперевозках заставляет игроков транспортного рынка искать способы оптимизации обмена данными. Новое решение этой задачи предлагает интеграция на уровне приложений/сервисов и организации доступа к ним. В конечном итоге открывается возможность трансформировать всю существующую ИТ-инфраструктуру транспортной системы из традиционной в сервис-ориентированную архитектуру. Со временем SOA-проекты позволят перейти от оптимизации информационного взаимодействия внутри одной компании к использованию единых сервисов в рамках всей отрасли.
Сейчас очень много и справедливо говорится о необходимости коренной модернизации основных фондов всех без исключения инфраструктурных отраслей, и транспорт зачастую упоминается как наиболее узкое место, сдерживающее развитие экономики страны в целом. И хотя эти разговоры идут уже очень давно, только в последние годы государство и частный бизнес перешли от слов к активным действиям. Так, например, инвестиционная программа «РЖД» на 2008-10 гг. увеличена в 2 раза, идет активное строительство новых трубопроводов, запускается программа модернизации морских портов, Министерство транспорта РФ вышло с предложением о выделении 164,5 млрд руб. (без малого $7 млрд) и создании госкорпорации «Автодор» для развития сети автодорог и т.д.
При этом, наряду со строительством новых и модернизацией существующих транспортных артерий, огромные резервы как повышения пропускной способности российской транспортной системы, так и расширения номенклатуры услуг, предоставляемых игроками транспортного рынка1, лежат в области перевода информационного взаимодействия участников процесса транспортировки на качественно новый уровень. Это наглядно характеризует такой показатель, как средняя скорость перемещения грузов по России, значение которого сейчас не превышает 5-7 км/ч из-за задержек (зачастую, в несколько недель) грузов на перевалочных пунктах — в основном, именно из-за различного рода «нестыковок» в информационном обмене транспортных, логистических и стивидорных компаний, грузополучателей и грузоотправителей, ФТС, ФСБ, банков и других участников процесса транспортировки. Не намного лучше обстоят дела и в области пассажирских перевозок. Простая арифметика показывает, что увеличение этого показателя хотя бы до 10 км/ч за счет оптимизации информационного обмена дает почти двукратный прирост пропускной способности существующей национальной транспортной сети. При этом упорядочивание и организация информационного обмена перевозчиков требует существенно меньше времени и ресурсов, чем строительство новых дорог и других, безусловно, необходимых элементов транспортной инфраструктуры.
Для решения задачи упорядочивания информационного обмена необходимо обеспечить, во-первых, online-взаимодействие участников при осуществлении основных бизнес-процессов, а также, во-вторых, внешнее взаимодействие информационных систем участников процесса транспортировки. В-третьих, должно быть внутреннее взаимодействие различных внутрикорпоративных информационных систем субъекта отрасли, поскольку транспортная отрасль — это одна из тех вертикалей, где используется большое количество специализированных информационных систем, число которых может достигать нескольких сотен. Подчеркнем — именно автоматизированного взаимодействия в режиме реального времени, а не взаимодействие через пересылку электронных писем с exel-таблицами, факсов и т.п. А также необходимо обеспечить юридическую значимость такого информационного обмена.
И если по второй составляющей уже не только много сказано, но уже и много сделано (в частности, «ТрансТелеКом» уже более года предоставляет услуги удостоверяющего центра в режиме тестовой эксплуатации), то в части обеспечения online-взаимодействия различных информационных систем мы находимся сейчас только в начале пути.
Дело в том, что стандартно используемый для интеграции программных приложений подход с применением хранилищ данных (интеграция на уровне данных), во-первых, не дает возможности реализовать информационный обмен в режиме реального времени, а во-вторых — не позволяет обеспечить взаимодействие информационных систем различных компаний и организаций, поскольку для этого потребуется создание отдельного органа, для чего нет ни правовой основы, ни готовности участников рынка транспортных услуг делиться критичной для бизнеса информацией.
В этой ситуации логично пытаться решить задачу, используя интеграцию на уровне приложений/сервисов и на уровне доступа к ним. В конечном итоге открывается возможность трансформации всей ИТ-архитектуры транспортной системы на базе сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Infrastructure, SOA). В части интеграции на уровне доступа — через внедрение портальных технологий, что уже отчасти реализовано рядом игроков рынка, в части интеграции приложений — переход на использование единой шины данных (Enterprise Service Bus, ESB) и представление разнородных информационных систем как «черных ящиков», предоставляющих сервисы различным потребителям.
Организация online-взаимодействия информационных систем на базе ESB
В «Аэрофлоте» с 2004 года последовательно реализуется проект по внедрению SOA (интегратор — ВСС Company). Его начало стало результатам проведения аудита ИТ-инфраструктуры и определения приоритетных проектов в ИТ, обеспечивающих реализацию бизнес-стратегии компании. В числе, в частности, было выделено внедрение ERP SAP/R3, а также переход на электронные билеты (e-ticket) и online-продажи, развитие автоматизации производственной деятельности.
Реализация этих проектов была серьезно осложнена сложившейся инфраструктурой компании. На момент аудита для поддержания бизнес-процессов использовалось порядка 180 различных приложений, построенных в разное время и на базе различных методов, подходов и технологических стандартов. Часть систем были покупными, часть — заказными и, наконец, последняя часть — уникальными разработками силами собственных программистов. Все системы были связаны друг с другом посредством уникальных интерфейсов, взаимодействие и поддержка которых, в силу уникальности, была нетривиальной задачей. То есть, без трансформации и упорядочивания архитектуры заказчика реализация стратегически важных проектов находилась под угрозой.
Кроме того, бизнес компании проявлял крайнее неудовольствие темпами выполнения заданий со стороны ИТ. Временные затраты на поддержание изменяющихся бизнес-процессов были значительны, как, впрочем, и финансовые затраты. Таким образом, ИТ не успевали за развитием бизнеса, а модернизация существовавшей ИТ-инфраструктуры приводила в дальнейшем к серьезному усложнению ее поддержки. При этом надо заметить, что бизнес компании развивался и происходила как постоянная модернизация существовавших систем, так и внедрение новых, а также замена устаревших на более современные и эффективные, что в совокупности приводило к значительному усложнению ИT-инфраструктуры и являлось сдерживающим фактором для развития бизнеса компании.
В начале интеграционного проекта было проведено обследование, результатам которого стало определение применимости интеграционной платформы к используемым технологиям и информационным системам. Были сформулированы и предварительно реализованы задачи общего упорядочивания ИТ-инфраструктуры (реализованы системы управления учетными записями сотрудников компании, а также система Single Sign On). Также определена область деятельности компании (пилотная зона), для которой будет осуществляться внедрение интеграционной платформы. Для данного проекта были выбраны три информационные системы, для которых должна была быть построена интеграционная модель. Две из них были унаследованными системами собственной разработки, используемыми в оперативной деятельности компании. Третья система представляла собой хранилище данных, на базе которого необходимо было консолидировать информацию в режиме, приближенном к реальному времени, для обеспечения оперативного анализа ситуации и принятия решений по управлению оперативной ситуацией со стороны бизнеса компании. На базе этой же системы необходимо было решить вопрос согласования нормативно-справочной информации.
В рамках данного проекта была создана фундаментальная основа для дальнейшей экспансии SOA в рамках компании. Текущая фаза — экспансия SOA в рамках компании. К созданной сервисной шине (корпоративная система интеграции приложений) подключаются новые системы, происходит разделение подключаемых приложений на сервисы; полученные в итоге сервисы комбинируются в бизнес-процессы; расширяется функционал самой сервисной шины — за счет внедрения интеллектуальных систем управления и мониторинга, за счет реализации более сложных бизнес-процессов и т.д. В результате зарождаются процессы формирования ИТ-инфраструктуры, основанной на SOA, что уже сейчас приводит к упрощению и ускорению процесса проведения изменений в ИТ по запросу со стороны бизнеса. Например, внедрение новой системы оперативного управления производственной деятельностью (АСОУ ПД) «Аэрофлота» в ситуации до внедрения SOA-платформы потребовало бы решения серьезных задач по организации взаимодействия с существующими системами — с использованием SOA вопрос решается через организацию взаимодействия новой системы с КСИП (ESB). Кроме того, в процессе подключения новой системы к КСИП появляются новые сервисы, что увеличивает возможности по модернизации существующих и разработке новых бизнес-процессов. Со временем подобные SOA-проекты позволят перейти от оптимизации информационного взаимодействия внутри одной компании к оптимизации на уровне целой отрасли.
Руслан Демидов
1 В частности, развитие интермодальных перевозок, сочетающих в себе как несколько видов транспорта в одной перевозке (морской, железнодорожный, авиа, автомобильный виды транспорта), так и транспортировку по территории нескольких стран; создание международных транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг на базе существующих транспортных артерий.