|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Надежная связь для российского автомобильного и железнодорожного транспорта немыслима без спутниковых коммуникаций. Другие беспроводные технологии — сотовые, Wi-Fi, WiMAX и пр. могут служить лишь в качестве дополняющих.
Значительная часть автомобильных и железных дорог в России находится вне зоны действия сотовых сетей. Автотрассы, как правило, более или менее хорошо «покрыты» лишь на участках, которые соединяют крупные российские города, расположенные в европейской части страны. Железные дороги обеспечены сотовой связью еще хуже — вдали от крупных населенных пунктов они не попадают в зону покрытия, а создавать непрерывное мобильное пространство для сотовых операторов с учетом больших масштабов страны экономически нецелесообразно. Поэтому спутниковая связь актуальна не только на воздушном и водном, но и на автомобильном и железнодорожном транспорте.
По оценкам экспертов, комплект спутникового оборудования для установки на железнодорожный вагон обходится примерно в $1 500 — $2 000, а одна минута разговора при звонках на телефоны общего пользования стоит в пределах $1-1,2. При этом можно использовать «автомобильный» вариант спутникового телефона, но с рядом ограничений. В частности, необходимо обеспечить электромагнитную совместимость с существующим на железной дороге оборудованием радиосвязи и свести к минимуму взаимные помехи. Кроме того, необходимо обеспечить спутниковое оборудование стабильным электропитанием.
Один из примеров использования спутниковых технологий на железнодорожном транспорте — оснащение спутниковой связью вагона начальника московской железной дороги. В качестве абонентского терминала был выбран мобильный спутниковый телефон «Глобалстар» Qualcomm GSP-1600 вместе с дополнительным оборудованием для установки на транспорт.
Применение спутниковых коммуникаций на железной дороге может происходить не только в потребительских, но и в технологических целях, например для переговоров машинистов с диспетчерами. Как известно, в настоящее время для этой цели в основном используется КВ и УКВ-радиосвязь, имеющая ряд принципиальных недостатков. Например, качество радиосвязи КВ-диапазона может сильно меняться в зависимости от погодных условий и времени суток, а радиоволны диапазона УКВ распространяются только в пределах прямой видимости, что требует наличия ретрансляторов вдоль железнодорожной трассы. Кроме того, указанные частотные диапазоны сильно загружены, а частотный ресурс ограничен.
В качестве альтернативы КВ- и УКВ-радиосвязи, а также в качестве резерва может использоваться спутниковая связь. В этом случае для обеспечения надежной связи необходимо наличие прямой видимости между спутником и антенной спутникового телефона. Это достигается установкой антенны на крыше вагона.
Специально под задачи, решаемые железнодорожным транспортом, был создан стандарт GSM-R, который совмещает в себе возможности стандарта GSM и ряд дополнительных функций, учитывающих специфику работы различных служб железной дороги. Переход на единую унифицированную систему технологической связи позволяет уйти от многоступенчатой и многочастотной связи, повысить надежность и качество управления процессом перевозок. Кроме того, GSM-R позволяет совместить национальную и международную системы железнодорожной связи, что особенно актуально для тех перевозчиков, которые работают и на международном рынке.
В России связь стандарта GSM-R внедряет, в частности, Калининградская железная дорога. Планировалось, что она проведет тестовые испытания во 2 квартале 2007 г. Работы по развертыванию опытной сети цифровой технологической радиосвязи начались еще в 2004 г. — почти три года ушло на сертификацию оборудования и получение разрешений от различных инстанций. От станции Нестеров на границе с Литвой до станции Балтийск возведено 14 антенных мачт высотой до 50 метров. Для начала пусконаладочных работ совместно с Siemens выполнены проверки оборудования. Ввод в опытную эксплуатацию этой системы был намечен на 1 июля 2007 г.
Стандарт GSM-R активно внедряется железнодорожниками других стран. Так, эту технологию планировала внедрять индийская железнодорожная компания Indian Railways. Основная цель проекта — повышение безопасности и эффективности работы одной из наиболее значимых и загруженных транспортных артерий в самом густонаселенном индийском штате Уттар-Прадеше. Комплексные услуги беспроводной связи будут доступны на участке железной дороги длиной 751 км, включающем 90 станций и соединяющем два крупнейших промышленных и деловых центра штата. Беспроводная сеть будет использоваться для связи проводников, работников поездных бригад, диспетчеров, станционных работников и сотрудников прочих эксплуатационных бригад, в том числе, отвечающих за разъединение и присоединение вагонов к составу в железнодорожных депо. В проекте используется оборудование Nortel. Ранее компания была выбрана в качестве единого поставщика сети GSM-R для Восточной железнодорожной компании Eastern Railway в Западной Бенгалии. В странах Азии заказчиками Nortel является также Китай, установивший коммутирующие центры GSM-R вдоль пассажирских железных дорог, проходящих через 20 из 31 китайских провинций. Nortel также принимала участие во внедрении национальных сетей для трех крупнейших европейских железнодорожных компаний — RFF во Франции, Network Rail в Великобритании и Deutsche Bahn в Германии. Также решение Nortel было выбрано для реализации начального этапа проекта строительства первой в Африке сети GSM-R для алжирской железнодорожной компании SNTF.
В этом сегменте Nortel конкурирует с Siemens. Немецкий концерн сообщал о достижении соглашения с китайским министерством железных дорог на оборудование железнодорожных линий базовыми станциями.
Постепенно набирают обороты проекты по оснащению российских железнодорожников современной видеосвязью. Так, станции Октябрьской железной дороги (ОЖД) Псков, Дно и Великие Луки оборудовали студиями видео-селекторной связи, которые оснащены видеоаппаратурой и плазменными панелями, что обеспечивает визуальный контакт при проведении совещаний руководства всех уровней: «РЖД», ОЖД или отделения — с железнодорожными узлами. Всего на оснащение Октябрьской железной дороги видео-селекторной связью планируется затратить около 40 млн руб.
ОЖД также установила в Мурманском локомотивном депо и Московском вагонном депо системы видеонаблюдения. Общая стоимость систем — более 4 млн. рублей. Теперь все происходящее на территории этих депо отслеживают более 20 видеокамер, что позволит увеличить сохранность локомотивов, вагонов и железнодорожного оборудования. Всего до конца 2006 года планировалось установить 24 системы видеонаблюдения на вокзалах, грузовых станциях, депо, железнодорожных мостах, принадлежащих ОЖД. Вокзалы ОЖД в крупных городах уже находятся под видеонаблюдением.
Следует отметить, что технологическая связь на российском железнодорожном транспорте развита гораздо лучше, чем связь для пассажиров. Проекты подобного рода только-только начинают появляться и носят скорее экспериментальный характер. Недавно CNews стали известны подробности создания первого в России поезда с Wi-Fi. Основной недостаток проекта — невысокая (до 120 кбит/с на начальном этапе) скорость интернета для пассажиров, так как внешний канал EDGE/GPRS будут поставлять сотовые операторы. Услуга Wi-Fi в фирменном поезде №165 «Невский экспресс», курсирующем по маршруту Москва-Петербург, как ожидается, станет доступна пассажирам в конце 2007 г. Выход во внешние сети обеспечат три EDGE-роутера ER-75i компании Siemens. Каждый такой роутер оснащен SIM-картами МТС, «МегаФона», и «Билайна», которые посредством офисного Ethernet-коммутатора компании 3COM подключены к точке беспроводного широкополосного доступа WAP54G. Для обеспечения устойчивой качественной сотовой связи стандарта GSM внутри вагона поезда используется специализированный бортовой ретранслятор сотовой связи стандарта GSM компании Avitec.
А в США первый поезд с беспроводным интернетом запущен уже более одного года назад. Летом 2006 года он прошел через Силиконовую долину. Компании Nomad Digital и Intel оснастили экспресс Caltrain оборудованием WiMAX, обеспечивающим постоянный высокоскоростной доступ в интернет между станциями Millbrae и Palo Alto. На скорости в 79 миль в час испытатели просматривали видео, составляли электронные письма и загружали объемные файлы со скоростью широкополосного доступа. Установленная на экспрессе система связывается с беспроводными базовыми станциями по радиопередатчикам, установленным вдоль железной дороги через несколько километров друг от друга. Данную технологию можно использовать для наблюдения за скоростью поезда и камерами слежения. Ожидалось, что услуга будет для пассажиров бесплатна.
Английская компания Hexham внедрила аналогичную систему в Соединенном Королевстве и Голландии; велись работы над проектами по беспроводному доступу в Китае, Среднем Востоке и Южной Америке. Так, в Китае в конце 2006 года начались испытания таких систем на некоторых линиях. Мультимедийные терминалы и LAN установлены в поездах на более чем 30 сообщениях. Проект был поддержан министерством железных дорог и университетом Qinghua.
К сожалению, приходится констатировать, что российские железнодорожники явно отстают в деле обеспечения пассажиров современными коммуникациями. Ставка сделана на низкоскоростные сотовые сети EDGE/GPRS, в то время как существующие технологии (WiMAX, 3G и пр.) обеспечивают гораздо более комфортный веб-серфинг. Для информирования пассажиров о расписании движения поездов, маршруте следования поезда, распределении свободных мест по вагонам и пр. используется устаревшая WAP-технология с дорогим трафиком. А использование спутниковых коммуникаций при всех их преимуществах сдерживается дороговизной данного вида связи.
Виталий Солонин / CNews Analytics