|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Потенциально являясь крупным потребителем телекоммуникационных услуг, российская транспортная отрасль в целом использует устаревшие решения, не отвечающие современным требованиям. Крупные инновационные проекты здесь можно пересчитать по пальцам.
Один из немногочисленных сегодня примеров создания современной телекоммуникационной инфраструктуры на транспорте — широкополосная мультисервисная система связи на территории аэропорта Шереметьево. Напомним, что в конце октября прошлого года «Комстар-ОТС» заключил соглашение между компанией «Международный аэропорт Шереметьево» и своим дочерним предприятием «ПортТелеком» о сотрудничестве при проведении совместного комплекса работ по разработке, построению и эксплуатации на концессионной основе разветвленной мультипротокольной сети передачи данных и IP-телефонии с пропускной способностью до 1 Гбит/с, сети цифрового телевидения и беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi с карточной системой оплаты. Планировалось, что объекты на территории аэропорта будут объединены в единую корпоративную сеть на базе виртуальных частных каналов (VPN) с возможностью реализации приложений, гарантирующих установленные параметры качества обслуживания (QoS) со стороны оператора.
На базе виртуальной частной сети VPN, организованной «Комстар–ОТС», были объединены в единое информационное пространство три территориально удаленных офиса комплекса «Автосила» (дилерский центр по грузовым автомобилям и спецтехнике на базе марки КАМАЗ). В рамках проекта организованы услуги телефонии (поток Е1) с единым телефонным номером, канал передачи данных по сети интернет (2 Мбит/с) и 4 канала «точка-точка» пропускной способностью 1 Мбит/с каждый. На базе построенной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) арендаторам нового крупного логистического комплекса Northpoint Distribution Park Moscow, расположенного недалеко от МКАД, будет предложен полный спектр услуг связи, среди которых: пакетная (VoIP) и традиционная телефония, постоянный доступ в интернет на скоростях до 1 Гбит/с; услуги аренды каналов; услуги VPN.
К сожалению, о других подобных инновационных проектах на российском транспорте ничего не известно, в то время как за рубежом внедрение современных телекоммуникационных технологий идет полным ходом. Аэропорты Барселоны, Мадрида, Мюнхена, Гардемена (Норвегия), Лейпцига, Найроби, Праги, Шанхая и др., оснащены радиосвязью стандарта TETRA, продвижение которого в России идет с большим скрипом. Планируется внедрение подобных систем и в украинских аэропортах в рамках подготовки к Евро 2012. TETRA-решения будут использоваться службами управления парком воздушных судов, грузоперевозок и логистики. Современные телекоммуникации предоставят сотрудникам аэропортов возможности отказоустойчивой безграничной связи с использованием прогрессивных средств обработки речи, необходимых для работы в условиях сильной зашумленности, типичной для аэропортов, а также широкого спектра средств передачи данных.
Внедрение TETRA на российском транспорте носит локальный характер, и говорить о широком и повсеместном использовании этого стандарта не приходится. Среди немногочисленных заказчиков - 175 автомобилей и 49 стационарных диспетчерских пунктов в Чувашии, которые за счет средств республиканского бюджета снабжены устройствами связи стандарта TETRA и системой спутникового позиционирования.
Процесс перехода УКВ-радиосвязи на речном транспорте с диапазона 330 МГц на частоты диапазона 156 МГц морского стандарта, которые используются также на внутренних водных путях всего мира, происходит черепашьими темпами. Одна из главных причин — недостаточное финансирование. В 2006 г. Росморречфлоту не удалось найти $80 млн, необходимых для осуществления данного мероприятия. Впрочем, несмотря на это, по мнению некоторых экспертов, объем рынка увеличился, и ряд иностранных фирм даже разработали для России специальные модели. Так, Samyng ENC Co. Ltd. представила на выставке «Связь на море и реке-2006» судовую радиостанцию SUR-350, рассчитанную на диапазон 300 МГц. А российский производитель «Сантэл» выпустил новые и модернизировал старые модели линейки судовых радиостанций «Гранит».
Много проблем у речников связано со спутниковой навигацией и цифровыми картами. Их использование на речном флоте до сих пор происходит в режиме тестовой эксплуатации без достаточного правового обеспечения. Кроме того, существует дефицит подготовленных специалистов, способных работать с новыми технологиями (в специализированных учебных заведениях обращению с электронными картами и использованию систем спутниковой навигации практически не учат). Наконец, судовладельцы и сами не спешат покупать электронные карты, разрабатываемые за счет госбюджета.
Итак, многие проблемы на речном и морском транспорте остаются нерешенными. По-прежнему очень сложно и долго получать частотные разрешения (эти вопросы решает госпредприятие «Росморпорт», переоформляя на себя частотные разрешения на установленное в портах радиооборудование). Осталась необходимость подавать заявки с указанием конкретных типов радиоизлучающего оборудования и пр. При этом ряд проблем, по-видимому, при существующем положении вещей неразрешим в принципе. Ведь, по словам представителя «Росморпорта», конкретные типы оборудования можно назвать лишь после проведения конкурсов по выбору его поставщиков, а провести эти мероприятия можно только при наличии готового проекта, экспертизу которого нельзя получить без частотных присвоений. На разрешения на выделение полос частот для радиорелейных станций уходит как минимум год, и «Росморпорт» настаивает на решении этой и вышеуказанных проблем на правительственном уровне.
Еще больше нерешенных проблем у речников. Несмотря на то, что проблема обеспечения безопасности на внутренних водных путях (ВВП) России рассматривалась на самых высоких уровнях, состояние соответствующей инфраструктуры год от года только ухудшается. Как уже писал CNews, телекоммуникационная инфраструктура на речном транспорте морально и физически устарела: порядка 75% проводных линий связи составляют воздушные, имеющие низкую пропускную способность, неудовлетворительное качество передачи информации и высокую стоимость эксплуатации. Почти половина кабельных линий связи не соответствуют техническим условиям и нормам и приближаются к предельному сроку эксплуатации. Износ технических средств бассейновых сетей связи составляет от 60 до 80%.
Речники оказались не готовы к новым правилам игры, диктуемым регулятором. Например, Волжское ГБУВПиС1 (бывшая «Волгаречсвязь») столкнулось с тем, что частоты береговых станций «Волгаречсвязи» новая структура должна теперь получать на основе тендера (оказалось, что частоты систем безопасности судоходства — это частоты сухопутной подвижной службы).
В условиях критического оснащения речников современными системами связи решается вопрос об использовании на ВВП спутниковой связи, без которой уже давно не обходится морской транспорт. Первыми, по-видимому, получат «спутник» наиболее проблемные восточные речные бассейны. Для обеспечения технологической связи на внутренние водные пути допущены системы «Инмарсат» и «Глобалстар», успешно прошедшие испытания. В рамках создания интегрированной технологической сети связи (ИТСС) ВВП речного транспорта, ФГУП «Морсвязьспутник» ввел в начале 2007 г. в эксплуатацию оборудование DVB-RCS в ФГУ Ленское ГБУВПиС (г. Якутск) и ФГУ Печорское ГБУВПиС (г. Печора). В феврале 2007г. планировалась поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования DVB-RCS в Волгоградский филиал ФГУ Волжское ГБУВПиС (г. Волгоград). Модернизация системы связи и навигации флота «Енисейского речного пароходства» проводилась на базе оборудования спутниковой связи «Инмарсат-С», что позволило изменить систему управления флотом, обеспечить суда пароходства всей необходимой информацией по обеспечению безопасности плавания вне зависимости от местонахождения судов.
К сожалению, такие примеры единичны. Практически ни один из участков ВВП с морским режимом судоходства, за исключением порта Астрахань, не оборудован береговой инфраструктурой Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности (ГМССБ) на основе «Инмарсат-С».
В результате можно говорить о том, что телекоммуникации на речном транспорте не соответствуют современным требованиям, и эта проблема является одним из основных тормозов на пути к интеграции речного транспорта России в международную транспортную систему. Общий объем необходимого финансирования системы электросвязи ВВП на 2006 г. составлял около 200 млн руб. В 2005 г. было выделено всего 8,0 млн руб., в 2006 г. — 20,0 млн руб. (только на реконструкцию технологической связи и СУДС Волго-Балтийского водного пути), в 2007 г. запланировано 24,8 млн.
Виталий Солонин / CNews Analytics
1 Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства