|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Вслед за столичными аэровокзалами к Wi-Fi-гонке подключились и региональные аэропорты. Здесь в большинстве случаев идет «обкатка» новой услуги в бесплатном тестовом режиме — крупные игроки «прощупывают почву». Ведь высокий спрос на скоростной беспроводной доступ в интернет за пределами Москвы и Санкт-Петербурга не гарантирован.
Основная целевая аудитория «вокзальных» хот-спотов известна — это бизнес-пользователи, корпоративные клиенты, которым необходим доступ в интернет и к электронной почте в деловой поездке. Наиболее очевиден спрос на данную услугу в крупнейших аэропортах с большим пассажиропотоком, где совершаются не только внутренние, но и международные рейсы - Домодедово, Шереметьево-2, Пулково и др. В таких местах и возникли первые хот-споты, а в настоящее время наблюдается заметная конкуренция провайдеров.
Так, в Домодедово зона Wi-Fi была открыта оператором «Таском» в ноябре 2003 года (позже переведена под бренд МТС), в Пулково - в 2003-2004 гг. (операторы «Петерстар» и «Северо-Западный Мегафон» в партнерстве с «Квантумом»). В Шереметьево-2 беспроводной доступ в интернет предлагают два крупнейших сотовых оператора — «ВымпелКом» (с конца 2003 г. — в тестовом режиме, с декабря 2005 г — в коммерческом) и МТС/Комстар (с декабря 2005 г.).
Конкуренция в сегменте нарастает. В мае 2007 года в Домодедово пришел еще один крупный оператор — «Голден Телеком». Компания развернула сеть, состоящую из 60-и точек доступа, которые покрывают все пространство в здании аэропорта. В апреле 2007 года «Билайн Северо-Запад» запустил в опытную эксплуатацию Wi-Fi на территории аэропорта «Пулково-1» и объявил о планах предоставления подобных услуг и в «Пулково-2» (в этих аэропортах уже работают хот-споты нескольких операторов). "Комстар-ОТС" намеревается до конца 2007 г. оборудовать 200 из 7 тыс. таксофонов МГТС Wi-Fi хот-спотами, причем аэропорты и вокзалы указаны как приоритетные места размещения.
Постепенно хот-споты распространяются и в региональных аэропортах. В 2005 году зона Wi-Fi заработала в краснодарском и барнаульском аэропортах, летом 2006-го — в новосибирском аэропорту «Толмачево». Осенью 2006 г. «Сибирьтелеком» объявил о развитии услуги беспроводного доступа к интернет на базе технологии Wi-Fi в в красноярском аэропорту "Емельяново". В конце того же года "Дальсвязь" начала тестирование подобной услуги в аэропорту Владивостока. В марте 2007 года (до 15 мая — в тестовом режиме) «ВымпелКом» стал предоставлять услуги на базе Wi-Fi в челябинском аэропорту «Баландино»; в мае того же года оператор открыл точки доступа в интернет в аэропорту «Большое Савино» (Пермь), а также в аэропортах Нижнего Новгорода, Казани и Уфы. В июле этого года стало известно о начале тестовой эксплуатации Wi-Fi от «Билайн» на территории аэропортов «Емельяново» (Красноярск), «Толмачево» (Новосибирск) и «Курумоч» (Самара). Намеревался запустить Wi-Fi в ростовском аэропорту местный филиал ЮТК.
По всей видимости, сами операторы не уверены в том, что им гарантированы высокие доходы от предоставления услуги беспроводного доступа в региональных аэропортах. Во многих аэровокзалах сервис предоставляется в тестовом режиме (бесплатно), а сроки начала коммерческой эксплуатации не определены. Таким образом, можно констатировать, что в данный момент для провайдеров более важна имиджевая составляющая проектов, нежели их финансовая отдача. По некоторым оценкам, выручка от Wi-Fi в коммерческих хот-спотах в среднем составляет всего несколько тысяч долларов в месяц, так что о сколько-нибудь ее заметной доле в общих доходах операторов говорить не приходится. Подобные проекты следует рассматривать как опытные площадки для тестирования спроса, но не как попытку найти альтернативу основному бизнесу провайдеров.
Основные проекты по развертыванию хот-спотов в аэропортах
Аэропорт / вокзал | Провайдер | Тарифы | Дата внедрения / Начало эксплуатации |
«Пулково-1» (СПб) | ПетерСтар | От 40 руб/час | Июль 2003 1 |
«Домодедово» (Москва) | Таском/МТС 2 | $10/час | Ноябрь 2003 |
«Шереметьево-2» (Москва) | ВымпелКом | 250 руб/45 мин. с огр. 100 Мб. | Декабрь 2003 3 |
«Пулково-2» (СПб) | ПетерСтар | От 40 руб/час | Апрель 2004 |
«Шереметьево-2» (Москва) | Таском/МТС | $5/час | Март 2005 |
«Пулково-1» (СПб) | «МегаФон Северо-Запад»/Квантум | От 40 руб/час | Август 2005 |
Барнаульский аэропорт | Алтайсвязь | Н.Д. | Август 2005 |
«Пашковский аэровокзал» (Краснодар) | Центр новых технологий (филиал ЮТК) | 1,7-3,0 руб/Мб | Ноябрь 2005 |
Аэропорт (Владивосток) | Дальсвязь | Н.Д. | Декабрь 2006 |
«Баландино» (Челябинск) | ВымпелКом | До 15 мая 2007 г. - бесплатно | Март 2007 |
«Пулково-1» (СПб) | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Апрель 2007 |
Аэропорт (Сочи) | Комстар-ОТС | Н.Д. | Май 2007 |
«Домодедово» (Москва) | Голден Телеком | 100р/час | Май 2007 |
«Большое Савино» (Пермь) | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Май 2007 |
«Уфа» | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Май 2007 |
Аэропорт (Нижний Новгород) | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Май 2007 |
Аэропорт «Казань» | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Май 2007 |
«Толмачево» (Новосибирск) | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Июль 2007 |
«Емельяново» (Красноярск) | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Июль 2007 |
«Курумоч» (Самара) | ВымпелКом | Тестовая эксплуатация | Июль 2007 |
Источник: CNews Analytics, июль 2007
1 Начало тестовой эксплуатации.
2 В настоящее время Wi-Fi проекты развиваются контролируемыми «Системой» компаниями «Комстар-ОТС» и МТС.
3 Начало тестовой эксплуатации.
«Голден Телеком» предлагает в «Домодедово» тариф «Иногда», предусматривающий повременную оплату. Стоимость часа работы в интернете без ограничения по трафику составляет 100 рублей, включая НДС. В «Шереметьево-2» «ВымпелКом» предлагает доступ за 250 руб. за 45 мин. (лимит трафика — 100 Мб, а МТС — $5 при таком же ограничении трафика. Для сравнения, тарифы на «вокзальный» доступ варьируются от 40 руб. до $10 в час при временной оплате и от 1,7 руб. до 7,5 руб. за 1 Мб при оплате за трафик.
В краснодарском аэропорту «Пашковский» оплата услуг Wi-Fi осуществляется по картам номиналами 150; 250 и 850 руб., которые включают в себя 50; 100 и 500 Мб трафика соответственно. Стоимость 1 Мб таким образом составляет 3,0; 2,5 и 1,7 руб. В региональных аэропортах «Емельяново» и «Толмачево» после запуска услуги «ВымпелКома» в коммерческую эксплуатацию оплата за пользование Wi-Fi будет возможна двумя способами: картами оплаты "Билайн", либо с телефонного счета, если пользователь является абонентом "Билайн".
В «Пулково» «ВымпелКом» планировал использовать следующие способы тарификации. В первом варианте подразумевалась scratch-аутентификация: при активации универсальной карты оплаты (вводе серийного номера и секретного кода), происходит оплата пакета услуг, соответствующего номиналу данной карты. Второй вариант - strength-аутентификация. В ее рамках услуга тарифицируется в момент звонка на Bee-номер. Кроме того, существует SIM-аутентификация. Она предполагает тарификацию согласно израсходованному трафику — стоимость услуги включается в биллинговые счета.
Для получения доступа в интернет с помощью нового Wi-Fi-таксофона от «Комстар-ОТС» и МГТС абонент может воспользоваться картами предоплаты, SMS-авторизацией и таксофонными картами МГТС. В последнем случае пользователь получает логин и пароль через меню таксофона, а стоимость услуг доступа в интернет списывается с баланса карты.
Что касается развития Wi-Fi-доступа на самом транспорте, то дела здесь обстоят значительно хуже. Отравившись на борт самолета или в вагон поезда, пассажир, как правило, оказывается на несколько часов (или даже суток в случае поезда) «отрезанным» от глобальной Сети. Правда пассажиры поездов могут пользоваться, в пределах доступности связи, сотовым доступом на базе технологий GPRS/EDGE или CDMA 1X, однако его качество (скорость, зона покрытия и пр.) оставляет желать много лучшего.
Случаи развертывания Wi-Fi-доступа на российских поездах единичны и носят тестовый характер. В качестве примера можно назвать эксперимент «Октябрьской железной дороги», которая установила хот-спот в головном вагоне одного из своих регулярных поездов сообщением Петербург — Москва — «Невском экспрессе». В качестве внешнего канала в интернет используются сотовые сети, поэтому есть сомнения относительно достаточной для комфортного серфинга скорости. В настоящее время сервис предоставляется бесплатно — проводится тестирование услуги и изучение спроса на нее. Тем временем, с начала 2007 года оператор T-Mobile предоставляет Wi-Fi-доступ пассажирам поезда-экспресса Лондон - аэропорт Хитроу на скорости 8 Мбит/с.
Предоставление услуги беспроводного доступа на базе Wi-Fi в самолетах в мире идет с большим скрипом. Например, известно, что этот сервис не будет использоваться во время полета в новом лайнере Boeing 787 "Dreamliner". В компании говорят, что это вызвано технически и конструкторскими особенностями самолета; кроме того, Wi-Fi оборудование может вызвать помехи в работе оборудования аэропортов, куда будет прибывать лайнер. Более того, по словам представителя компании, в некоторых странах компании вообще не удалось получить разрешение на занятие диапазона частот, на которых работают хот-споты.
Оказывают противодействие развитию Wi-Fi и некоторые заинтересованные организации, например, такие как Massachusetts Port Authority (Massport), приказавшей в 2005 г. авиакомпаниям закрыть услуги беспроводного и проводного высокоскоростного доступа в интернет в США и перейти на платные системы, принадлежащие аэропортам. В конце прошлого года по решению Федеральной комиссии по связи (FCC), авиакомпания Continental Airlines выиграла битву за предоставление данной услуги. В отличие от России, предоставление услуг Wi-Fi в американских аэропортах часто оказывается на бесплатной основе не только на период тестирования.
В целом, несмотря на увеличение числа проектов по оснащению залов ожиданий аэропортов и вокзалов зонами доступа в интернет на основе Wi-Fi перспективы именно этой технологии довольно туманны. Скорее всего, она будет сосуществовать с доступом на базе сотовых сетей следующего поколения, и данной услугой будут пользоваться те пассажиры, которых по тем или иным причинам не удовлетворяют сотовые технологии 3/3,5G (доступ на базе UMTS, HSDPA, CDMA 1xEV-DO и пр.). А грядущий WiMAX и вовсе ставит под вопрос само существование Wi-Fi. В любом случае для конечного потребителя важна не сама технология, а услуга, предоставляемая на ее основе. В том, что востребованность интернет-доступа на пассажирском транспорте и в смежной инфраструктуре (залы ожиданий вокзалов, кафе, гостиницы и пр.) будет только расти, сомневаться не приходится.
Виталий Солонин / CNews Analytics