|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации отрасли в последние годы?
Валерий Калинин: За последние несколько лет в транспортной отрасли России наблюдается рост инвестиций в развитие программно-аппаратных средств и систем связи. Поступление средств на ИТ-проекты происходит как в рамках федеральных целевых программ, так и за счет собственных средств участников транспортного рынка, ИТ-бюджеты которых значительно выросли.
Однако стоит отметить, что уровень затрат на информатизацию в секторах транспортной отрасли существенно различается. Лидерами по инвестициям в ИТ являются железнодорожный и трубопроводный транспорт, далее следуют автомобильный и авиационный сегмент, замыкают список морской и речной флот.
«Законодателем моды» и наиболее ИТ-капиталоемким сегментом, безусловно, является железная дорога. Сегодня ИТ-инфраструктура РЖД включает в себя крупнейшую в Восточной Европе сеть передачи данных (СПД), объединяющую более 5 тыс. расположенных в различных регионах локальных вычислительных сетей с количеством рабочих мест, превышающим 100 тыс. Пятилетняя программа развития СПД РЖД подразумевает подключение к этой сети всех дочерних предприятий и организаций РЖД, а также создание единого инфокоммуникационного пространства, позволяющего в режиме реального времени отслеживать местонахождение подвижного состава на любой из 6 тыс. железнодорожных станций, передавать технологическую информацию, информацию по транспортным грузопотокам, осуществлять продажу билетов на любые пассажирские поезда в любой точки РФ и стран СНГ.
Другим важным направлением ИТ-развития РЖД является замена устаревшей аналоговой системы связи для подвижного состава и обслуживающего персонала. В настоящее время реализуется программа создания «интеллектуальных» вокзалов и центров управления перевозками (ЦУПов) в крупных региональных центрах (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Тюмени, Красноярске, Хабаровске и др.) В рамках этих проектов нашей компанией было произведено комплексное переоснащение железнодорожных вокзалов и ЦУПов. Использование технологии собственной разработки позволило нам полностью автоматизировать работу диспетчерских и эксплуатационных служб вокзалов, а также внедрить самые современные автоматизированные информационно-справочные системы. Что немаловажно — в проектах были использованы светодиодные электронные табло, экраны и указатели, также произведенные «Информсвязь Холдинг».
CNews: Какие факторы сегодня стимулируют рост ИТ-затрат со стороны российских транспортных компаний?
Валерий Калинин: На мой взгляд, в основе формирования роста затрат на ИТ со стороны транспортной отрасли лежат три основных фактора. Это повышение конкурентоспособности транспортных компаний, их интеграция в мировые транспортные альянсы и «коридоры», а также высокая технологическая зависимость отрасли. Остановлюсь подробно на каждом из них.
Транспортные компании достаточно «чувствительны» к вопросам скорости обработки информации и к качеству обслуживания клиентов. Например, любая современная авиакомпания обладает мощным интернет-порталом, с помощью которого пассажиры могут выбирать оптимальные варианты своего перелета, подбирать выгодные тарифы, узнавать наличие мест на рейс и при необходимости бронировать билеты. При подтверждении оплаты информация попадает в глобальную систему бронирования («Габриель», «Сирена» и т.д.). Взаимодействие внутренних информационных систем авиакомпании (интернет-портал, мультимедийный контакт-центр и др.) и их интеграция с внешними ИТ-решениями требует наличия надежного и защищенного программно-аппаратного решения с гарантированными каналами связи. Необходимость создания подобных систем у большинства участников авиационного рынка является стимулирующим фактором роста затрат на ИТ.
Потребность в интеграции России в мировые транспортные альянсы во многом обусловлена тем, что в 2009 году внутренние водные пути РФ будут открыты для захода и транзита иностранных судов. Для поддержания условий безопасного судоходства потребуется создание англоязычных электронных карт движения по магистральным рекам.
Другое направление развития интеграции связано с участием России в транзите грузов по коридорам «Север-Юг» и «Восток-Запад». Оно накладывает на российских транспортников обязательства по мониторингу и информированию партнеров о текущем местоположении и предполагаемых сроках получения грузов принимающей стороной. Подобные задачи требуют создания в транзитных хабах (перегрузка порт-вагон, вагон-машина) современных центров обработки данных.
Что касается высокой технологической зависимости отрасли, то в наибольшей степени она отражается на деятельности воздушного транспорта. Ключевая роль информационных технологий в авиатранспорте обусловлена, прежде всего, технической сложностью организации движения и жесткими требованиями к безопасности. Основу технического обеспечения единой системы организации воздушного движения сегодня составляют традиционные радиотехнические системы, устаревшие и морально, и физически. Соответственно, модернизация системы управления воздушным движением — с обеспечением комплекса безопасности на воздушных линиях, с учетом совместимости внедряемых компонентов с международными стандартами — потребует существенных инвестиций авиакомпаний в ИТ.
CNews: Какие статьи в настоящее время доминируют в структуре общих ИТ-затрат транспортных компаний?
Валерий Калинин: Основную часть ИТ-бюджетов транспортников составляют затраты на покупку оборудования. В зависимости от конкретной отрасли, доля аппаратного обеспечения в структуре ИТ-затрат варьируется в пределах 50-70%. На приобретение, обновление и поддержку программного обеспечения обычно уходит 10-20%, а на ИТ-услуги, сервис и аутсорсинг тратится не более 15-25%.
В последнее время заметна тенденция подключения специализированных сервисных компаний к ИТ-обслуживанию как отдельных подсистем транспортников, так и целиком вычислительных сетей и ЦОДов. Выбранная заказчиком в ходе конкурса компания в соответствии с оговоренным SLA (Service Level Agreement) обеспечивает поддержку программных и аппаратных средств, решает вопросы взаимодействия с производителями оборудования, занимается обновлением ПО, ремонтом и восстановлением техники, консультированием. Конечно, сейчас подобные услуги в основном востребованы наиболее крупными игроками транспортного рынка, такими как, например, РЖД или «Аэрофлот». Но, по нашим оценкам, в ближайшее время интерес к ИТ-аутсорсингу проявится также у средних и небольших транспортных компаний.
CNews: Спасибо.