|
|
Обозрение подготовлено
Крайний север, буровая платформа в открытом океане, пустыня, джунгли и т.п. — именно в таких малопригодных для жизнедеятельности местах находят свое основное применение автономные дизельные электростанции. Именно там, где нет и намека на ЛЭП или магистральный газопровод, используются дизель-генераторные установки повышенной мощности. Иногда ДГУ применяются для обеспечения «независимым» электричеством частных загородных домов или становятся подспорьем в условиях слабой внешней электросети. Как бы то ни было, автономные дизельные электростанции — это оборудование для постоянного использования, которое питает сразу комплекс устройств, включая и объекты ИТ-инфраструктуры.
Дизельные электростанции, используемые в качестве основного источника электроэнергии, относятся к классу малой энергетики, не только в силу своей «непрерывности», но и в виду внушительных габаритов и значительной мощности. Здесь учитывается и количество вырабатываемых кВт, и площадь объектов, которые они питают.
В некоторых случаях сооружаются целые энергетические комплексы, состоящие из многих ДГУ, и тогда их вполне уместно сравнивать с газоиспользующими мини-ТЭС, и даже с объектами традиционной энергетики. Во-первых, большие дизельные «автономы» также мощны — есть прецеденты создания систем, состоящих из десятков ДГУ, суммарной мощности которых хватит для полного покрытия потребности в электроэнергии целого завода. Во-вторых, в этом секторе, так же как и в сегменте автономных газовых систем, получила распространение технология когенерации, когда наряду с электричеством установки вырабатывают еще и тепло, в результате чего КПД системы, опять же, как и в случае ГПУ и ГТУ, увеличивается.
Блок-модульная дизельная электростанция 12,5 мВт, на базе ДГУ Ausonia MT2050SWDA мощностью по 2050 кВа
Фото: energoholding.ru
Как уже отмечалось, использование автономных ДГУ — это крайность. К такому подходу прибегают тогда, когда другие возможности исчерпаны. Все дело здесь в значительной стоимости топлива для ДГУ — по сравнению с газоиспользующим оборудованием разница может достигать десятикратных размеров. Так, если один киловатт электроэнергии, произведенный ДГУ, обойдется примерно в 2 руб. (а в районах с затрудненными условиями транспортировки дизтоплива стоимость того же киловатта может доходить до 12 руб.), то себестоимость киловатта «газового» электричества составит в среднем 30-40 коп. Помимо этого, газовые решения существенно экологичнее дизельных в силу более «грязного» выхлопа ДГУ.
Сегодня рынок дизель-генераторных установок в России способен удовлетворить любой спрос. Здесь представлены модели практически всех известных мировых производителей: F.G. Wilson, Jenbacher, Caterpillar, Cummins и др. поставляют генераторы с различными типами двигателей, вплоть до смешанных, мощностью от 0,5 кВт и до нескольких тысяч киловатт. Агрегаты, вырабатывающие более 2 мВт, как правило, изготавливаются на заказ. Представители F.G. Wilson при этом подчеркивают, что использовать в качестве автономных источников энергии можно только те ДГУ, которые обладают мощностью более 17 кВА.
Не отстают и отечественные производители. Некоторые российские заводы работают в этом сегменте уже не один десяток лет. В связи с тотальным экономическим кризисом 1990-х годов их деятельность была во многом ограничена, нередки были и продолжительные простои. Но с начала 2000-х годов большинство из них начали восстанавливать утраченные позиции. Диверсификация производства позволила таким предприятиям как, например, «Ярославский моторный завод «Автодизель»» перейти на выпуск относительно успешных моделей дизельных и даже газовых электрогенераторов. А, скажем, такой гигант, как Балтийский завод в Санкт-Петербурге, сумел не только завоевать прочные позиции в России, но и выйти на мировой рынок. Одним из наиболее масштабных проектов завода явилось участие в строительстве нескольких плавучих станций в Японии в начале этого десятилетия.
В 1990-е годы появилась еще одна категория отечественных производителей дизелей. Это так называемые «сборщики» — компании, собирающие электростанции из самых разнородных компонентов. В отношении качества техники таких «производителей» на рынке сложился устойчивый скепсис. Однако, как и во многих других случаях, вряд ли стоит характеризовать все подобные фирмы как изготовителей дешевого и высокоотказного оборудования. В конечном счете, все зависит от желания «сборщика» закрепиться на рынке, наладить серьезный и перспективный бизнес. Ведь есть компании, которые работают в этом сегменте на протяжение уже более десятка лет и строят весьма амбициозные планы на будущее. В конце концов, тот же F.G. Wilson закупает двигатели для своих электрогенераторов у компании Perkins. Важным фактором является «стабильность» такого производителя на рынке, объемы производства, способность оказывать техническую поддержку и обслуживать свою продукцию.
При всех недостатках автономных ДГУ, на них приходится как минимум 40% энергии, вырабатываемой в России малыми электростанциями. Основная причина — удобство установки и эксплуатации. По сравнению с газовым оборудованием, разместить несколько ДГУ в специальных контейнерах и согласовать их работу не представляет труда и занимает меньше времени. И, конечно, далеко не всегда у потребителя есть возможность подсоединиться к магистральным газопроводам для сооружения газоиспользующей электростанции. Строить же «последнюю милю» коммуникаций для транспортировки газа за свой счет крайне накладно — в некоторых случаях их невозможно окупить и за десятки лет. И это даже несмотря на то, что само по себе «газовое» электричество существенно дешевле «дизельного».
Что касается перспектив данного рынка, то, как и сегодня, в будущем спрос на подобное оборудование будет формироваться потребителями, до которых пока не дотянулись сети РАО «ЕЭС» и трубопроводы «Газпрома». Безусловно, постепенно таких мест будет становиться все меньше, однако в силу объективных экономических причин всю Россию целиком вряд ли когда-нибудь удастся подключить к электричеству и газу. Помимо этого, развитие таких отраслей как нефтегазодобыча также оставит ДЭС широкое поле для применения, ведь количество буровых вышек и других подобных объектов только растет. Так что, похоже, работа для дизельных электростанций будет всегда.
Еще несколько лет назад будущее малой энергетики, в том числе и ее дизельной составляющей, было под большим вопросом. Тогда кризис в отрасли магистрального электроснабжения назревал, но значительно не ощущался, существовала также надежда на позитивные результаты усилий энергетиков, сохранялась и известная инертность мышления. Однако в последние годы перспективность и рентабельность малых систем уже не ставится под сомнение. Есть даже позиция на уровне Российской академии наук и Федерального агентства по энергетике, что российская энергетическая отрасль должна развиваться именно по пути локальных сетей.
Между тем, тенденция к повышению значимости автономной энергетики заметна во всем мире. Скажем, в США, где проблемы энергопотребления стоят не менее остро, чем в России, за последние четыре года доля произведенной малыми электростанциями энергии увеличилась с 3 до 8%.
Сергей Ильин