|
|
Обозрение подготовлено
В Европе построение систем гарантированного энергоснабжения (СГЭ) имеет уже довольно давнюю и широкую практику. Соответственно, и рынок устройств, входящих в состав СГЭ, там давно устоялся. Его динамика незначительна, а накал конкурентной борьбы ощущается очень остро. Однако касается это в основном развитых рынков западноевропейских государств. В Восточной Европе формирование сегмента еще не завершено, а значит, процессы, протекающие в восточной части европейского сообщества, более стремительные и многообещающие.
Вне зависимости от региона, актуальность построения систем гарантированного энергоснабжения не вызывает сомнений ни у одной компании, чей бизнес в той или иной степени энергокритичен. Тем более, когда речь заходит о европейских компаниях, известных своей основательностью. А такие эксцессы как, например, авария в европейской энергосети ноября 2006 года, затронувшая сразу Германию, Францию, Австрию, Бельгию, Италию и Испанию и едва не приведшая к полному параличу всей европейской энергосистемы, только подстегивают спрос на инсталляции подобного рода систем.
СГЭ — это дополнительная и зачастую жизненно необходимая страховка. В Европе они применяются на всех предприятиях и во всех организациях, где стабильность и бесперебойность энергообеспечения имеет хоть какое-то значение. В большинстве стран ЕС практически все промышленные производства, компании коммуникационного и финансового секторов, больничные и гостиничные комплексы и т.п. обладают собственными системами гарантированного энергоснабжения. Разумеется, первостепенно значение СГЭ имеют для ИТ-инфраструктур компаний, причем вне зависимости от отрасли, ведь их выход из строя чреват как потерей управления, так и исчезновением важнейшей информации.
СГЭ — это практически всегда аккумуляторный источник бесперебойного питания (ИБП) и дизель-генераторная установка (ДГУ), берущая на себя нагрузку после исчерпания ресурса ИБП. По соотношению «стоимость оборудования — его инсталляции и эксплуатации — функционал — качество и надежность» у дизельных систем конкурентов пока нет, и в ближайшее время не предвидится. Конечно, ДГУ имеют свои недостатки, однако благодаря развитию современных систем электронного управления с каждым новым модельным рядом удается совершенствовать такие показатели, как шум, экономичность, объем выхлопов и т.д. Так, например, датское государственное радио для обеспечения трансляции вне радиостанции установило дизельный генератор F.G. Wilson в один из редакционных автомобилей. Основным требование при инсталляции стало обеспечение тихой работы генератора. В итоге удалось добиться довольно неплохих показателей — при выработке 100 кВт электроэнергии шум установки на расстоянии 7 м не превышал 54 дБ. Кстати, дополнительной особенностью этого решения стало то, что ДГУ разместили в центральной части кузова, значительно оптимизировав, таким образом, внутренне пространство.
Использование дизель-генераторных агрегатов в Европе имеет ряд специфических аспектов. Один из наиболее существенных — грозящий дефицит дизельного топлива. Из-за массового использования европейскими потребителями дизельных двигателей (более 30% автомобилей, передвигающихся сегодня по дорогам Европы, работают на дизтопливе, не говоря уже о других сферах его применения, в том числе и в ДГУ), предложение уже начинает не успевать за спросом. Согласно данным экспертов, озвученным в ходе конференции Platts European Refining Markets (Брюссель), к 2020 году дефицит дизельного топлива в Европе вырастет более чем в 3,5 раза. Больше всего может пострадать Испания — там нехватка этого вида горючего грозит превысить отметку в 12 млн тонн. В настоящее время дизтопливо поставляется в Европу в основном из России — годовой объем экспорта составляет 25 млн тонн. Однако российские компании вряд ли в состоянии существенно нарастить объемы поставок так, чтобы в полной мере удовлетворить нужды своих европейских партнеров.
На сегодняшний день на рынках европейских стран представлена дизель-генераторная техника практически всех известных мировых производителей. Европейский рынок можно охарактеризовать как сложившийся, все его игроки давно и хорошо известны, они занимают традиционные позиции. Однако именно в виду своей зрелости европейский рынок — высококонкурентный. Вендоры предпринимают героические усилия, чтобы по меньшей мере удержать «занятые высоты», рост же рыночной доли той или иной компании всего на несколько процентов кажется здесь очень высоким достижением. В то же время, как уже было отмечено, такое положение характерно, скорее, для стран Западной Европы. Государства восточной части европейского пространства благодаря более высоким темпам экономического развития, связанным с существенным изначальным отставанием, имеют значительный рыночный потенциал, в том числе и в сегменте ДГУ. Так, в 2006 году объем восточноевропейского рынка дизель-генераторных установок составил около 1 млрд долл., и, по оценкам экспертов, к 2013 году он достигнет показателя в 1,2 млрд долл.
Что же касается собственно игроков европейского рынка, то в число ведущих входят такие производители как F.G. Wilson (Англия, 100% компании владеет американский Caterpillar), Cummins (США), SDMO (Франция), Geko и Eisemann (Германия) и др. Пожалуй, самые твердые позиции и самая существенная доля европейского рынка сейчас у компании F.G. Wilson, обладающей мощностями, позволяющими выпускать более 50 тыс. электрогенераторов в год. ДГУ F.G. Wilson охватывают мощности от 5 до 7000 кВА. Это и небольшие генераторы, применяемые для работы в режиме ожидания, и крупные электростанции, поставляющие электроэнергию для промышленных объектов и электрических сетей. Не многим уступает F.G. Wilson компания Cummins (более известная как производитель двигателей — лидирующие позиции в мире по объему производства дизельных двигателей мощностью свыше 200 л.с.). Этот концерн располагает собственными заводами по производству в шести странах мира (США, Англии, Китае, Индии, Бразилии, Малайзии). Поставки генераторов на европейский рынок осуществляются с предприятия Cummins Power Generation (Англия). Диапазон мощностей серийно производимых дизель-генераторных установок Cummins расположен между 8 и 2400 кВт. Кстати, Cummins — это единственная компания в мире, которая самостоятельно производит все основные компоненты ДГУ.
Среди лидеров европейского рынка — французский концерн SDMO. В его программе сегодня три класса электростанций и более 20 серий оборудования (портативные электрогенераторы, ДГУ средней и большой мощности, контейнерные установки). Уверенные позиции на европейском рынке в сегменте относительно небольших мощностей у Geko и Eisemann (торговые марки немецкого концерна Metallwarenfabrik GmbH & Co). Серийные электростанции компании охватывают мощности от 2,5 до 500 кВА.
Кроме того, стабильным спросом на европейском рынке пользуются ДГУ MobilStrom (Германия), Deutz (Германия), IvecoMotors (Италия), Perkins (Англия), JohnDeer (США), Volvo (Швеция). Последние, однако, даже будучи одними из самых надежных дизелей в мире, слишком дороги, причем, даже по европейским меркам. Как отмечают эксперты, установки Volvo пользуются спросом в основном в сегменте от 700 кВт. Среди лидеров рынка генераторов переменного тока — MeccAlte (Италия) и Stomford (Англия).
Оценить качество продукции ведущих производителей дизельных электростанций довольно сложно — все компании, как привило, имеют большой опыт в производстве таких устройств и трепетно относятся к своей репутации.
В настоящее время большинство вендоров наряду с поставкой оборудования предоставляют своим клиентам и услуги по инсталляции своих решений «под ключ», что особенно важно для потребителей больших мощностей. В качестве примера можно привести модернизацию СГЭ в одной из больниц Южного Уэллса, осуществленную специалистами F.G. Wilson. Проведенные здесь работы эксперты сравнивают с постройкой модели корабля внутри бутылки: в небольшом помещении уже находилась установка мощностью 800 кВА, и задача состояла в том, чтобы увеличить резервную мощность СГЭ более чем на 50%, не прерывая при этом работу больницы, особенно отделения скорой помощи. В результате представителям F.G. Wilson удалось инсталлировать две свои новые установки мощностью по 650 кВА каждая без какого-либо нарушения функционирования больничного комплекса.
Весьма важно также отметить, что благодаря высокой насыщенности европейского рынка, высокой степени конкурентной борьбы, а также постоянному росту цен на энергоносители и увеличивающемуся дефициту горючего именно европейский рынок, особенно в своей западной части, сегодня наиболее восприимчив к экспериментам по внедрению разного рода альтернативных источников бесперебойной энергии. Попытки инсталлировать системы, основанные на разного рода возобновляемых источниках энергии, топливных элементах, и даже на солнечной энергии, носят здесь уже системный характер. Хотя говорить о каком-то существенном прорыве в данной сфере пока, к сожалению, еще очень рано.
Несмотря на рост цен, как на сырье, так и комплектующие и готовую продукцию, который в Европе был особенно ощутим в 2007 году, в сегменте ИБП на протяжении всего прошлого года фиксировалось стабильное увеличение продаж. Несомненно, большое влияние на рынок оказало слияние двух гигантов — APC и MGE UPS Systems в составе Schneider Electric. По заключениям аналитиков, это событие стало одним из ключевых на рынке ИБП в 2007 году. Однако, несмотря на многообещающие перспективы, это слияние все же не прошло гладко. Антимонопольные органы ЕС посчитали, что объединенный бизнес APC-MGE на рынке однофазных ИБП мощностью до 10 кВА привел бы к тому, что Schneider Electric занял бы господствующее положение в ряде европейских стран. В итоге MGE UPS Systems выделила из своего состава компанию MGE Office Protection Systems, которая, впрочем, почти сразу же была куплена Eaton. Таким образом, можно говорить, что у APC-MGE появился серьезный конкурент, особенно на рынке массовых ИБП. В то же время для экспертов и других участников рынка стратегические замыслы Eaton пока остаются непонятными. И от дальнейшего поведения этого концерна будет в немалой степени зависеть ситуация на рынке ИБП в 2008 году.
Динамика мирового рынка ИБП, 2007-2010 гг.
Источник: Frost&Sullivan, 2007
Вообще рынок ИБП в Европе демонстрирует не только стабильную, но и весьма активную динамику. Так, аналитики из IMS Research, оценили рост объема мирового рынка ИБП в прошлом году в 20%, признав лидерами продаж трехфазные ИБП с двойным преобразованием. По прогнозам же агентства Frost&Sullivan, вплоть до 2010 года мировой рынок ИБП будет расти на 10-12% в год и через два года достигнет 10 млрд долл, в то время, как в прошлом году его объем едва преодолел отметку в 6 млрд долл. Этот рост специалисты связывают с грядущим ростом ИТ и телекоммуникаций, ведь, как известно, примерно 40% ИБП-систем используется для защиты серверов, систем хранения данных и сетевого оборудования.
Максим Кругликов