|
|
Обозрение подготовлено
О нюансах построения и эксплуатации систем гарантированного энергоснабжения на примере СГЭ Альфа-Банка в интервью CNews рассказал Владимир Дергачев, директор дирекции сопровождения инфраструктуры информационных технологий
Альфа-Банка.
CNews: В чем актуальность использования систем гарантированного энергоснабжения? Какие факторы побудили вас инсталлировать соответствующую систему?
Владимир Дергачев: Если перефразировать старую шутку, то можно сказать: все пользователи информационных систем делятся на две части: те, кто потерял информацию из-за сбоев электропитания и те, кому еще ее предстоит потерять. Говоря серьезно, необходимость инсталляции системы гарантированного энергоснабжения для нас была продиктована несколькими причинами. Во-первых, городское энергоснабжение в Москве не всегда соответствует запросам потребителя с точки зрения качества — амплитуда, частота и другие характеристики напряжения оставляют желать лучшего. Во-вторых, достаточно часто случаются кратковременные перебои подачи электроэнергии, что без принятия необходимых мер может привести к остановке предоставления клиентам критичных сервисов банка. Да и от серьезной аварии никто не застрахован: будь то в Германии или в России. А поскольку электроснабжение — база любой ИТ-инфраструктуры, которая, в свою очередь, служит основой практически любого современного бизнеса, то его приходится постоянно поддерживать на должном уровне собственными силами.
CNews: Расскажите о системе гарантированного энергоснабжения, инсталлированной в вашей организации? В чем ее особенности? Чем объясняется выбор именно этой конфигурации?
Владимир Дергачев: Здания центрального офиса и вычислительные центры Альфа-Банка оснащены системами гарантированного энергоснабжения разной сложности, надежности и, естественно, мощности. Это объясняется территориально разнесенной структурой офисов. Пожалуй, именно децентрализацию можно назвать отличительной чертой нашей СГЭ. Приходится строить под каждый офис отдельную систему, которая обеспечивает должный уровень качества и доступности энергоснабжения. Исходя из требований уровня доступности, в одних зданиях установлены только источники бесперебойного питания, в то время как в других зданиях СГЭ дополнительно укомплектованы дизель-генераторными установками. При этом чем более критичен объект, тем более качественной и надежной должна быть система энергоснабжения. Наиболее существенные требования в этой области предъявляются к вычислительным центрам. У нас их два — основной и резервный. С энергетической точки зрения и тот, и другой защищены на сегодняшний день весьма основательно. В частности, резервный центр был построен совсем недавно, он оборудован самой современной системой гарантированного энергоснабжения, состоящей из четырех параллельно работающих пар ИБП фирмы GE мощностью 160 кВа каждый, и двух ДГУ F.G. Wilson мощностью 350 кВа каждая.
Оба вычислительных центра обладают высоким уровнем отказоустойчивости и системой дублирования критичных компонентов. Так, предусмотрена возможность вывода источников бесперебойного питания из эксплуатации для проведения регламентных работ без остановки бизнес-процессов банка, обеспечиваемых ИТ-системами. Все больше сервисов банка предоставляются в режиме «24 часа в сутки 7 дней в неделю», а потому даже такая операция как профилактика ИБП не должна стать причиной прекращения работы, скажем, банкоматов или интернет-банка. В случае долговременных сбоев подачи электроэнергии из городской сети автоматически запускаются дизель-генераторные установки, одна или две — в зависимости от нагрузки.
Что касается технических решений, то вряд ли в инсталляции системы гарантированного энергоснабжения можно изобрести что-нибудь кардинально новое (мы использовали проверенные решения, предлагаемые в настоящий момент производителями). Никто не отменял законов Ома или Киргофа. Все СГЭ строятся по одним и тем же принципам и отличаются друг от друга в основном наличием/отсутствием тех или иных опций. Это как автомобиль: можно купить машину, в которой нет ни гидроусилителя, ни кондиционера, ни стеклоподъемников. А можно купить все и сразу в комплекте. Все зависит от того, что вы хотите получить в итоге, какова цена сбоя ваших систем, сколько вы готовы заплатить за то, чтобы не лишиться информации. При инсталляции СГЭ, прежде всего, необходимо определиться с ее мощностью и длительностью работы в автономном режиме. Эти параметры вычисляются, исходя из мощности имеющегося оборудования, перспектив роста ИТ-инфраструктуры, а также длительности перерывов энергоснабжения, которые необходимо пережить без аварийного отключения. Затем необходимо определить уровень отказоустойчивости самой системы гарантированного энергоснабжения. В целом СГЭ является частью стратегии организации по обеспечению высокой доступности предоставляемых организацией сервисов, то есть частью процесса управления непрерывностью бизнеса. Система гарантированного энергоснабжения может иметь те или иные компоненты собственной отказоустойчивости, например, зарезервированные ИБП или ДГУ. Ряд производителей предлагают модульные ИБП, позволяющие поэтапно наращивать их мощность и обладающие отказоустойчивыми решениями для ключевых компонентов. Чтобы СГЭ находилась в постоянной готовности и не подвела в аварийной ситуации, необходимо предпринять комплекс мер, обеспечивающий постоянный контроль за состоянием системы и ее непрерывный мониторинг, отсутствие которого может повлечь серьезные проблемы. Здесь не существует стандартных решений. Каждая организация самостоятельно строит процессы сопровождения системы, а также внедряет те или иные системы мониторинга или управления. Кто-то предпочитает использовать системы мониторинга, поставляемые производителями компонентов СГЭ, кто-то строит единую систему мониторинга и управления всеми инженерными системами и подключает к ней СГЭ.
CNews: При эксплуатации СГЭ вы предпочитаете аутсорсинговый подход или справляетесь собственными силами? С чем связан этот выбор?
Владимир Дергачев: Человеческий ресурс является важнейшим компонентом процесса сопровождения любой системы, в том числе и СГЭ. Если вы неправильно ее обслуживаете или не проводите регламентные процедуры, то, скорее всего, в критический момент система не сработает. Все эти процедуры должны осуществляться квалифицированными специалистами и обязательно документироваться.
В нашем банке поддержкой систем энергоснабжения занимаются два подразделения. Блок ИТ отвечает за работоспособность СГЭ вычислительных центров. Управление делами организует сопровождение систем энергоснабжения центрального офиса банка и московских дополнительных офисов. Непосредственно обслуживанием системы занимаются специалисты профильных компаний, с которыми мы работаем на условиях аутсорсинга.
CNews: Насколько часто вам приходится задействовать СГЭ? Часто ли в ход идет ДГУ, или же, главным образом, удается справляться силами ИБП?
Владимир Дергачев: Система гарантированного энергоснабжения вычислительных центров Альфа-Банка предназначена для использования в следующих случаях: при аварии; при проведении реконструкции или регламентных работ в городских электросетях; а также при проведении реконструкции или регламентных работ в собственных электросетях зданий Банка. В настоящее время идет реконструкция электрических сетей в нашем резервном вычислительном центре, вследствие чего на протяжении последних нескольких месяцев СГЭ применяется практически еженедельно от одного до шести часов. Случаи кратковременных отключений и «просадок» электропитания происходят достаточно часто. Если учесть количество офисов банка только в Москве, то оценочно можно сказать, что подобные мелкие инциденты происходят 2-3 раза в неделю. Как правило, они обрабатываются источниками бесперебойного питания. ДГУ включаются лишь в случае долговременных перерывов подачи электропитания, которые особенно опасны. В среднем, таких аварийных, то есть неплановых, случаев бывает 1-2 в год. Но если предположить, что по причине этих сбоев организация потеряет критически важные данные, то, как показывает практика, надежды на возрождение у организации минимальны. Глобальные же аварии в городской электросети — явление редкое. Пожалуй, к таковым можно отнести аварию на подстанции «Чагино» в 2005 году, когда было обесточено чуть ли не пол-Москвы.
Что касается сервисных работ в СГЭ, то они проводятся в обязательном порядке два раза в год. Кроме того, один раз в две недели мы принудительно отключаем вводы от городского электроснабжения для проверки готовности и работоспособности компонентов СГЭ в наших вычислительных центрах — оборудование тестируется в течение часа- полутора поочередно в каждом ВЦ.
CNews: Насколько часто вы проводите работы по модернизации СГЭ? Какие именно ее компоненты наиболее «уязвимы»?
Владимир Дергачев: Существует несколько случаев, когда система гарантированного энергоснабжения должна быть модернизирована. Во-первых, когда устаревают ее компоненты, по истечении определенного времени выходят из строя аккумуляторы, вентиляторы, различные движущиеся части дизель-генераторных установок. Чаще всего производитель сам устанавливает сроки замены расходных компонентов. Тем не менее, исходя из нашего опыта, менять их необходимо не реже, чем раз в пять лет.
Кроме того, сама СГЭ через некоторое время перестает удовлетворять потребностям ИТ-систем, которые она питает. Меняются поколения компьютеров и оргтехники, оборудования становится больше, с каждым годом растет его плотность, при этом возрастает суммарная мощность использованной аппаратуры. Если же СГЭ не меняется вместе с ИТ-инфраструктурой предприятия, то она неизбежно морально устаревает. Какой точно срок «жизни» системы — сказать сложно. Например, по мнению специалистов APC, среднее время «жизни» вычислительного центра (до капитальной реконструкции) в настоящее время составляет около семи лет. Очевидно, что системы гарантированного энергоснабжения, являясь неотъемлемой частью вычислительных центров, устаревают не менее быстро. К тому же производители компонентов СГЭ, так же как и производители компьютерного оборудования, совершенствуют свою продукцию, предлагая все более надежные, компактные и эффективные решения. Надо учитывать и тот факт, что в последнее время срок функционирования систем постепенно укорачивается.
Что касается СГЭ нашего банка, то в системе гарантированного энергоснабжения резервного вычислительного центра замена комплектующих пока не планируется, ибо, как я уже отметил, создан он был только в конце прошлого года. А вот в основном ВЦ необходимость в реконструкции уже назрела, чем мы сейчас и занимаемся.
CNews: Каковы в среднем расходы на установку и эксплуатацию СГЭ? Насколько они коррелируются с возможным ущербом?
Владимир Дергачев: Готовой формулы, к сожалению нет. Можно лишь исходить из следующих соображений. Например, самый примитивный настольный ИБП сегодня стоит 150-200 долл. Он гарантирует примерно пять минут работы компьютера от аккумулятора, причем, как только раздается сигнал, все, что можно успеть сделать — выключить компьютер, чтобы не потерять данные. Это самый низкий уровень сервиса, возможного в данной области. Исходя из цены такого ИБП, можно утверждать, что минимальная стоимость одного рабочего места с защитой от кратковременных перебоев в энергоснабжении составляет 150-200 долл. Очевидно, что в случае тиражирования подобного рода решения стоимость растет пропорционально количеству рабочих мест. Срок жизни и надежность настольных ИБП минимальны. И видимая на первых взгляд экономичность решения является обманчивой.
Если вы хотите найти более надежное и эффективное решение для офиса, в котором происходят критичные для организации бизнес-процессы, то путь неизбежно идет к централизации систем гарантированного энергоснабжения. В среднем офисе можно установить централизованный «онлайновый» ИБП с мощной аккумуляторной батарей. Такое решение обойдется в 10-12 тыс. долл. и обеспечит автономную работу аппаратуры в течение нескольких часов, что является достаточным в 90% аварийных ситуаций. Кроме того, за эти деньги вы получите качественное электропитание без нежелательных гармоник и искажений, тем самым дополнительно увеличив срок службы компьютерного оборудования. С экономической точки зрения подобный подход наиболее оправдан, когда речь идет о десятках, или сотнях рабочих мест.
Тратиться на сложные решения — дорогостоящие и мощные ИБП и ДГУ — вряд ли имеет смысл и тогда, когда организация работает в режиме «8 часов в сутки 5 дней в неделю», и где простой в несколько часов не нанесет серьезного ущерба. Другое дело, вычислительный центр банка, который функционирует непрерывно. Здесь минутный простой ИТ-систем может обернуться огромными убытками, потерей инвестиций, а главное — доверия.
Подводя итог, повторюсь, что конечная стоимость СГЭ вычислительного центра зависит от того, насколько она зарезервирована, управляема, насколько серьезная там установлена система мониторинга и, разумеется, от того, насколько велика ее мощность.
CNews: Спасибо.