На фоне борьбы за легальность музыкального контента на рынке, похоже, наступил бум судебных разбирательств. Причем, речь идет уже не только об исках, предъявляемых звукозаписывающими компаниями распространителям пиратских копий. Против самих лейблов теперь также выдвинуто обвинение в незаконности предпринятых мер по защите дисков от копирования.
Первый прецедент расследования потребителей против звукозаписывающей студии случился летом 2004 года в Париже. Несколько человек подали иски, обвиняя один из крупнейших звукозаписывающих лейблов EMI, а также музыкальный интернет-магазин Fnac в незаконности распространения аудиодисков, защищенных от копирования. Обвинители требуют изъять их из продажи.
Потребители против защищенных CD
Защита, которую предусматривает в своих CD компания EMI, должна препятствовать распространению музыки через интернет. Однако одновременно она делает невозможным прослушивание дисков с помощью ряда моделей автомагнитол или музыкальных центров. С подобной же проблемой сталкиваются и пользователи ПК, пытающиеся прослушать диск через CD-дисковод.
Собственно, большинство подобных систем защиты основаны на добавлении дополнительной дорожки, которая как раз делает аудиотреки «невидимыми» для компьютера. В то же время многие из этих технологий можно легко обойти при помощи специальных программ. В результате пострадавшими оказываются вовсе не пираты, а часто вполне законопослушные граждане, которые не имеют возможности полноценно использовать купленный диск.
Французская ассоциация потребителей UFC-Que Choisir усматривает в действиях EMI намеренный обман покупателей, которым не позволяется делать личные копии законно приобретенных дисков (такое право было утверждено законом в 1985 г.). Представители ассоциации декларируют, что возможность копировать диски (например, для переноса музыки на портативные MP3-проигрыватели) очень важна для многих меломанов. Для которых речь в данном случае идет— о защите личных свобод, а не пиратства.
С точки зрения группы по правовой защите интеллектуальной собственности и информационных технологий компании Ernst&Young, суть вопроса здесь сводится к принципиальной проблеме соотношения исключительных прав правообладателя на использование произведения и интересов общества и личности, которые направлены на развитие культуры и искусства, а также поддержку свободы распространения информации. Вопрос законности копирования может толковаться по-разному, однако, если правообладатель прямо ограничил возможность копирования в личных целях (например, указав, это на упаковке), то суд может решить, что неисполнение требования нарушает интересы правообладателя.
В случае если Fnac и EMI будут признаны виновными, им грозит штраф в размере $227 тыс. Если же при этом суд решит, что CD, защищенные от копирования, должны быть изъяты из продажи, то потери компаний будут существенно больше. Fnac предусмотрительно уже согласился пойти «на мировую» и компенсировать покупателям стоимость спорных дисков.
Стоит отметить, что CD, защищенные от копирования, выпускают и другие компании. Соответственно, уже подготовлен аналогичный иск, например, против Warner Music Group.
Открытая угроза
Позицию звукозаписывающих лейблов, оказавшихся фактически между двух огней, впрочем, тоже можно понять. За последние 4 года рынок легальных записей сократился с $40 до $30 млрд. По данным ежегодного исследования IFPI (Международной федерации индустрии звукозаписи), в 2003 году в мире было продано более 1 млрд. пиратских компакт-дисков на общую сумму $4,5 млрд. На долю пиратов, таким образом, пришлось около 15% всего мирового рынка звукозаписи в денежном эквиваленте — или более трети компакт-дисков в количественном выражении.
Помимо разгневанных пользователей, мировой звукозаписывающей промышленности приходится отражать атаки еще на двух фронтах. С одной стороны, бороться с практикой бесплатной загрузки музыкальных файлов через Сеть, а с другой стороны — с пиратами, в невообразимых количествах тиражирующими диски на фабриках в Восточной Европе, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
В частности, одна из последних кампаний была направлена против более 100 серверов во многих странах на всех четырех континентах. Наказанию предполагалось подвергнуть представителей США, Великобритании, Франции, Финляндии и Нидерландов. Помимо требований прекратить практику незаконного размещения видеопродукции в глобальной Сети, правообладатели вводят штраф за каждый нелегально размещенный фильм в размере от $30 до 150 тыс. Верхняя граница суммы штрафа относится к так называемому «намеренному» распространению. При этом в MPAA заверяют, что подобные меры не будут касаться тех, кто скачивает видео.
IFPI указывает десять стран-лидеров в области пиратства. В «черный список», в частности, вошли Россия и Испания. Другими «проблемными территориями» считаются (в алфавитном порядке) Бразилия, Китай, Мексика, Пакистан, Парагвай, Таиланд, Тайвань и Украина. Пакистан впервые попал в этот список, вытеснив Польшу.
Представители IFPI отмечают, что на некоторых крупных музыкальных рынках, где широкополосный доступ в интернет пока мало развит (например, в Бразилии, Мексике и в России) пиратство физических носителей, компакт-дисков заметно опережает развитие сетевой «альтернативы».
Лейблы будут «сажать» за пиратство
В сложившихся условиях вполне объяснимо стремление звукозаписывающих компаний максимально защитить свой контент. Помимо чисто технических методов противостояния, они продолжают активно прибегать к юридическим. Причем, все более ужесточая требования к наказанию виновных.
Так, Конгресс США утвердил законопроект о тюремном заключении на срок до 3 лет и штрафе до $250 тыс. за размещение в интернете фильмов и музыкальных записей, еще не вышедших официально. После подписания закона президентом Бушем, американцы могут угодить в тюрьму только за факт открытия доступа к таким материалам, даже если их еще никто не успел загрузить.
Подобного рода судебные иски в Америке подаются не только против взрослых граждан, но также и против несовершеннолетних. Все чаще к ответственности пытаются привлечь тех, кто, загрузив копию записи с диска, делятся ими с друзьями и случайными посетителями пиринговых (P2P) сетей.
Аналогичная кампания разворачивается сейчас в Великобритании, где недавно суд приказал провайдерам выдать имена 33 пользователей, обменивавшихся файлами. Они открыли для свободной загрузки более 72 тыс. музыкальных файлов в пиринговых сетях. При этом число активных участников этих сетей, которым угрожают иски, может увеличиться до 90 человек.
Примеру американских и британских коллег собираются последовать ассоциации звукозаписывающих компаний Германии, Швейцарии, Дании, Испании и Италии. Полиция Германии в прошлом году конфисковала у жителя города Фюрт (Furth) оборудование, с которого тот загрузил в Сеть миллион музыкальных файлов. В Италии, по данным ВВC, уже прошло 75 полицейских операций такого рода.