|
|
Российский рынок виртуализации подошел к моменту начала глобального экономического спада все еще незрелым, формирующимся. Массовый спрос на эти технологии прогнозировали в перспективе года-двух. Как оказалось, подобные прогнозы не нуждаются в серьезной коррекции. Компании, принимающие решение о внедрении средств виртуализации, как правило, достаточно хорошо осознают цели подобных инициатив и их преимущества, чтобы постараться сохранить финансирование проектов даже в ситуации сокращения бюджетов.
По данным опроса CNews Analytics (сентябрь - октябрь 2009 г.), российский бизнес пока только начинает "осваиваться" на поле виртуализации. Вообще не используют подобные технологии 43% респондентов, 28% опрошенных указали, что внедрили решения VMWare, 7% - Microsoft, и примерно столько же экспериментируют с использованием сразу нескольких продуктов разных поставщиков. Традиционная закрытость отечественного ИТ-сообщества дала себя знать и здесь – 11% респондентов не готовы называть конкретные продукты, однако сообщают, что проекты виртуализации уже реализовывали.
Отставая по уровню проникновения виртуализации от западноевропейских стран, Россия начала демонстрировать в последние годы хорошие темпы роста в этом направлении, стремясь быстро сократить разрыв. Возможно, включившись в общемировой "виртуализационный" процесс позже других, отечественный бизнес сейчас сможет воспользоваться своим традиционным "преимуществом некомпетентности" - как с точки зрения восприятия успешного референсного опыта, так и с точки зрения расширенного и более доступного предложения от поставщиков.
Использование технологий виртуализации в российском бизнесе 2009*
*По данным опроса CNews Analytics (90 компаний-респондентов: энергетика, финансы, ритейл, нефтегаз, промышленность и пр.)
Источник: CNews Analytics, 2009
Как показало исследование CNews Analytics, кризисные явления 2008 - 2009 гг. пока не слишком навредили виртуализации в России – по крайней мере, 31% опрошенных сообщили, что именно в данный период реализовывали такие проекты. Еще 19% оказались "пионерами" рынка и завершили внедрения до 2008 г. В числе таковых, например, ФСК ЕЭС, "Русгидро", "Техносила", "Ростелеком", "Скай экспресс", издательство "Эксмо", "Акадо-столица", "Медси" и пр. Сейчас многие игроки расширяют прежние проекты. Некоторые говорят о планах перехода на другие решения, не удовлетворившись опробованными. В любом случае расходы по направлению виртуализации компании преимущественно стремятся сохранить – даже в условиях глобального сокращения ИТ-бюджетов.
Виртуализация как концепция очень удачно вписалась в ту стратегию оптимизации используемых ресурсов, в том числе ИТ, которую выбрал вслед за мировым отечественный бизнес. Тем более в контексте применения бесплатных (или условно бесплатных) продуктов – наиболее интересных малому и среднему бизнесу, но привлекающих внимание и крупных заказчиков. Компании сегодня вынуждены уходить с привычного экстенсивного пути развития инфраструктур – и виртуализация сразу же открывает новую, интенсивно ориентированную парадигму.
Проекты по переходу на технологии виртуализации в России, 2008-2009 гг.
Источник: CNews Analytics, 2009
В актуальности подобных проектов даже в условиях кризиса отечественный бизнес убеждает стандартный перечень преимуществ, которые может дать переход к виртуальным системам. Большинство (55%) опрошенных рассчитывают таким образом сократить расходы на совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой, 53,5% респондентов хотят повысить ее управляемость. В целом повысить эффективность рассчитывают 46,5%, увеличить устойчивость и надежность бизнеса – 34,9%. Многие опрашиваемые упоминают в числе побудительных причин для проектов виртуализации стремление "избавиться от лишнего железа".
Ожидания от внедрения технологий виртуализации
Источник: CNews Analytics, 2009
Нужно отметить, что компании, начинающие проекты по виртуализации, особенно во время урезанных возможностей, когда каждая копейка на счету, достаточно четко осознают цели и задачи подобных инициатив. Соответственно, их ожидания, как правило, реалистичны и в случае успеха проекта оправдываются. Так, в числе хорошо подготовленных к таким проектам и потому на 100% довольных их результатами оказалось 38,5% опрошенных CNews Analytics компаний. Еще 12% констатировали, что результаты оправдали их ожидания на 90%, 20,5% сообщили, что по субъективной оценке показатель не превышает 80%.
Насколько результаты проектов оправдали ожидания?
Источник: CNews Analytics, 2009
Субъективный фактор, "ощущение" - как выяснилось, ключевые слова для оценки результатов проектов виртуализации в российском бизнесе: 76,9% респондентов сообщили, что не используют каких-либо специальных методик для расчета отдачи от этих инвестиций, 7,7% вообще не пытались как-либо их оценить. Лишь отдельные респонденты (например, ФСК ЕЭС) говорят о наличии стандартной внутренней документации для оценки проектов такого рода, либо о подсчете "вручную" ("Союз") на основании некоторых выделенных ключевых показателей. В качестве одного из ключевых субъективных факторов оценки, как правило, фигурирует "удобство". Любопытно, что в числе ответов было упомянуто и то, что отдачи от своих затрат на виртуализацию компания вообще не ожидала.
Как бы то ни было, заметные маркетинговые усилия поставщиков на этом рынке направлены в том числе и на возможность дать быструю, максимально прозрачную оценку экономии от внедрения. Другими словами, посчитать деньги, спрогнозировать отдачу можно, инструменты такие есть (например, выложенные даже в открытом доступе в интернете калькуляторы стоимости владения тем или иным ПО виртуализации) – просто ими пока не очень активно пользуются на нашем консервативном рынке.
Можно ли оценить отдачу от проектов виртуализации?
Источник: CNews Analytics, 2009
Критическая масса проектов виртуализации, необходимая для того, чтобы внедрения стали предсказуемыми и быстрыми, а технология превратилась в массовую, на российском рынке к 2009 г., вероятно, уже набралась. Вписывается она и в новые подходы к организации ИТ-инфраструктур – так называемые "облачные вычисления". Со своей стороны, заказчики демонстрируют активный интерес к средствам виртуализации – здесь они не подозревают чистого маркетинга (как, например, в связи с концепцией ВРМ) и склонны верить в те преимущества, которые обещают поставщики и подтверждает уже накопленный местным сообществом опыт. В существующих условиях главным ограничивающим фактором остается, вероятно, финансовый – если ИТ-бюджеты будут сокращаться и далее, имеющиеся на данный момент планы построения виртуальных сред будут, видимо, частично отложены.
На вопросы CNews ответил директор по ИТ компании "Евросеть" Герман Романов.
CNews: Что может побудить ритейлера начать проект виртуализации в настоящий момент, когда заметно урезаны ИТ-бюджеты?
Герман Романов: Именно уменьшение бюджетов и общие кризисные настроения заставляют все компании (не только ритейлеров) искать пути достижения максимальной эффективности. Посмотрим правде в глаза: объективная среднестатистическая нагрузка на серверы не превышает 5-10%. Для сравнения: если бы подразделения логистики у ритейлеров работали с такими же показателями загруженности, то компании давно бы разорились. Увеличение нагрузки на серверы организации до 10-15% (в два раза) может на 1-2 года отодвинуть необходимость замены оборудования и обновления программного обеспечения. Кроме того, это может позволить вывести из эксплуатации элементы инфраструктуры, требующие высоких затрат на сопровождение и обслуживание. И, в дополнение к перечисленному, это приведет к сокращению расходов на дата-центры и электроэнергию.