|
|
На вопросы CNews отвечает Сергей Клочков, заместитель начальника МИ ФНС России по ЦОД.
CNews: Как изменились в российских ведомствах подходы к технологии виртуализации за последний год? Насколько вырос интерес к этой теме – в ситуации экономического спада?
Сергей Клочков: Интерес к технологиям виртуализации всегда был высок, и на протяжении последних нескольких лет в ФЦОД в промышленной среде использовались технологии виртуализации представлений (терминальные службы). В 2008 году началось развитие виртуальной инфраструктуры серверов стандартной архитектуры, включающее в себя переход на более производительные решения одного поставщика вместо нескольких и единую для виртуальных и реальных серверов систему управления и мониторинга. В 2009 году работы по модернизации виртуальной серверной инфраструктуры продолжаются, начались работы по модернизации инфраструктуры терминального доступа.
CNews: Что стимулирует интерес госструктур к проектам виртуализации?
Сергей Клочков: В госструктурах существует определенный порядок закупок нового оборудования, при этом от момента определения потребности в оборудовании до его поставки проходит определённое время. Такой порядок приводит к риску возникновения ситуации, когда поставленное оборудование уже не соответствует требованиям бизнес-процессов.
Виртуализация позволяет отделить уровень аппаратного обеспечения от уровня приложений и гибко манипулировать ресурсами и, соответственно, непрерывно подстраиваться под меняющиеся требования бизнес-процессов. Процесс настройки нового оборудования в качестве хостов виртуализации и процесс выделения виртуальных машин приложениям унифицирован и отлажен, что позволяет значительно ускорить процесс ввода в эксплуатацию и увеличить срок полезного использования.
CNews: Как можно оценить эффективность подобных инвестиций, решение о которых принимается в условиях рецессии?
Сергей Клочков: Основными параметрами, позволяющими оценить эффективность инвестиций, являются совокупная стоимость владения (TCO) и срок возврата инвестиций (ROI). Так как госструктуры (в частности, ФНС) расходуют на ИT-проекты средства федерального бюджета, наибольшую важность имеет параметр TCO. В числе основных факторов, влияющих на TCO, во-первых, повышение утилизации существующего и вновь приобретаемого оборудования. Данный фактор позволяет уменьшить количество оборудования, необходимое для выполнения бизнес-процессов в сравнении с конфигурацией без использования виртуализации. Уменьшение количества оборудования не всегда означает значительное снижение стоимости закупки (лицензии на ПО для виртуализации и управления инфраструктурой стоят денег, сопоставимых со стоимостью аппаратного обеспечения), однако позволяет снизить расходы на энергопотребление серверов и систем охлаждения, уменьшить занимаемые площади и снизить требования к количеству обслуживающего персонала.
Во-вторых, увеличение эффективности использования рабочего времени существующего штата обслуживающего персонала, а в ряде случаев снижение требований к его квалификации. Для поддержки виртуальной инфраструктуры при использовании соответствующих систем управления требуется меньшее количество персонала, чем при поддержке такого же количества реального оборудования. Кроме того, некоторые операции, например разворачивание виртуальной машины из шаблона, можно делегировать низкоквалифицированному персоналу, либо непосредственно пользователю, что еще больше повысит эффективность работы квалифицированного обслуживающего персонала и, в конечном счете, снизит TCO.
CNews: В чем вы видите принципиальные сложности подобных проектов? В частности, с какими пришлось столкнуться вам?
Сергей Клочков: Если говорить о принципиальных сложностях, то, наверное, единственное, что стоит отметить - возникали проблемы при переводе на виртуальную инфраструктуру специализированных систем, разработанных в ФНС. Но в результате, все эти системы работают с одинаковым успехом, как на реальном физическом оборудовании, так и на виртуальном.
CNews: Каковы критерии выбора решения и поставщика технологий виртуализации?
Сергей Клочков: Для виртуализации серверов стандартной архитектуры основными факторами при выборе поставщика технологий виртуализации являлись следующие: надежность поставщика для защиты инвестиций; легкость интеграции в существующую инфраструктуру; наличие средств управления и мониторинга Enterprise-уровня; легкость обучения персонала новым технологиям; наличие технической поддержки в обслуживании и помощь в проведении пилотного проекта.
Решение компании Microsoft (Windows Server 2008 (R1) и System Center), несмотря на некоторые недостатки (на момент принятия решения), удовлетворяло всем перечисленным критериям.
CNews: Насколько быстро (и вообще – насколько) оправдываются ожидания заказчика по результатам подобных проектов?
Сергей Клочков: В ФЦОД виртуализация показала свою эффективность уже на этапе проведения пилотного проекта, позволив значительно повысить утилизацию имеющегося оборудования и сократить сроки ввода в эксплуатацию серверов приложений. Виртуальная инфраструктура продемонстрировала гибкость в эксплуатации и быстрое восстановление после сбоев, что позволят говорить о снижении совокупной стоимости владения и, соответственно, об эффективности вложенных средств.
CNews: Спасибо.