|
|
На вопросы CNews ответил руководитель отдела продаж комплексных решений департамента по работе с крупными корпоративными заказчиками Microsoft Россия Иван Бобров.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка виртуализации – в мире и в России, в контексте изменившейся экономической ситуации?
CNews: При этом ведь проект виртуализации требует дополнительных вложений, к которым заказчики в кризис не очень готовы?
Иван Бобров: На самом деле уровень затрат на виртуализацию зависит от используемой платформы. Если говорить о виртуализации Windows-серверов, то никаких дополнительных расходов не потребуется: она включена в платформу. Разумеется, переход на эти технологии потребует определенных проектных инвестиций, но эти работы могут быть выполнены силами внутренних ИТ-департаментов. Причем надо учитывать, что в связи с изменившейся экономической ситуацией среднесрочные и долгосрочные ИТ-проекты были свернуты, соответственно, имеющиеся ресурсы ИТ-подразделений высвободились. И для компаний, у которых ситуация сложилась именно таким образом (а их – большинство), проекты по виртуализации могли бы стать хорошим шансом: можно занять простаивающие ресурсы, получить отдачу и сохранить при этом имеющийся ИТ-персонал. Сделать это необходимо для того, чтобы через год-два, когда влияние кризиса ослабеет, не пришлось тратить время и средства на новый поиск дорогостоящих ИТ-специалистов.
CNews: Заметно ли влияние рецессии на развитие технологий виртуализации?
Иван Бобров: На мой взгляд, нет. Ведь рецессия длится не очень долго, всего год. А для каких-то технологических изменений или прорывов это совсем не срок. Технологии развиваются по тому сценарию, который планировался ранее. Например, мы, выпустив около года назад наше средство виртуализации, сразу объявили о появлении через год следующей версии с определенной функциональностью.
Но, возможно, некоторой технологической новостью стали предложения других вендоров для виртуализации «в облаках». Хотя, на мой взгляд, такие решения получат распространение лишь в перспективе 3-4 лет, особенно в корпоративном секторе: эта категория заказчиков весьма осторожно относится к вынесению своих данных за пределы периметра безопасности.
Нельзя забывать и о том, что рецессия затронула не только потенциальных заказчиков виртуальных технологий, но и сами ИТ-компании. Поэтому какие-то дополнительные инвестиции в технологии они делают очень осторожно. В то же время, в связи с кризисом не наблюдается тенденции отказа ИТ-игроков от разработок в области виртуализации. По крайней мере, в нашей компании об этом точно речи не идет. Более того, новый релиз, презентация которого произойдет в ближайшее время, содержит в себе некоторые функциональные возможности, которые были запланированы к выпуску несколько позже, но вышли именно сейчас.
CNews: В чем вы видите специфику ИТ-инфраструктуры российских компаний сегодня – в сравнении с мировой практикой? Как она изменяется в последнее время, на ваш взгляд?
Иван Бобров: Если сравнивать российскую специфику с мировой, то будет заметно, что степень виртуализации инфраструктуры в российских компаниях несколько ниже, чем в мире. Но Россия достаточно быстро двигается в этом направлении и, на мой взгляд, этот разрыв сокращается. Возможно, что более жесткие условия, в которые попала наша экономика по сравнению с западной, заставляют нас ускорять это движение.
Заметно изменился в последние годы сам подход к виртуализации. Примерно два года назад она в значительной степени оставалась данью моде. И с этим было связано использование недостаточно рациональных решений. Например, очень популярным был подход «Виртуализация с фанатизмом». Как известно, идея виртуализации состоит в оптимизации использования аппаратных ресурсов, а также связанных с аппаратной частью ресурсов – электроэнергии, площадей и т.д. При этом существует целый ряд приложений, которые виртуализировать не надо в принципе: они изначально рассчитаны на очень серьезные нагрузки, на большое количество пользователей, в них уже заложены механизмы, позволяющие оптимизировать нагрузку на аппаратную часть. Но некоторое время назад достаточно часто принимались решения по виртуализации даже таких приложений. Понятно, что эти решения были нерациональными.
Другой момент: следуя моде, люди принимали решение о выборе средств виртуализации на основе характеристик, которые на самом деле им не понадобятся в течение 3-5 лет. Стараясь выбирать лучшее из возможного, люди не всегда задумываясь о степени необходимости выбранного функционала, а также о том, насколько оправдана цена этих избыточных возможностей по сравнению с действительно необходимым базовым функционалом. На мой взгляд, сейчас подобный подход уходит в прошлое, люди становятся более прагматичными.
CNews: В какой степени, по вашим оценкам, востребована аппаратная и программная виртуализация российскими предприятиями сегодня? Какие основные задачи решает с ее помощью бизнес?
Иван Бобров: Аппаратная виртуализация, безусловно, востребована. Но она необходима очень крупным предприятиям и дата-центрам. Основная идея аппаратной виртуализации - это использование единой аппаратной платформы для различных программных сред. С нашей точки зрения, это очень хорошая платформа для заказчика. Потому что она позволяет даже в долгосрочной перспективе снижать риски резких изменений в индустрии производства программного обеспечения, дает возможность заказчикам подстроиться под любую платформу. Пожалуй, в этом уникальность аппаратной виртуализации.
Что касается программной виртуализации, то ее востребованность растет. Основная задача, которую бизнес пытается решить с ее помощью – это увеличение скорости внедрения новых сервисов. Сейчас это для бизнеса становится очень важным фактором. Есть платформы, которые позволяют без изменения аппаратной части вводить новые сервисы, решать новые бизнес-задачи. Компания может не ждать несколько недель, пока освободится аппаратное обеспечение, а запустить новый процесс на имеющейся платформе. При этом можно проверить, дают ли сервисы тот эффект, который планировался бизнесом. Если да, то можно продолжать развивать и использовать эти преимущества, если нет – можно быстро свернуть сервисы, не понеся при этом временных и финансовых издержек.
Вторая ключевая задача – это сокращение расходов. Как я уже отмечал, при использовании виртуализации заметно снижаются расходы на обновление аппаратной платформы. Да, при этом приходится покупать более дорогие серверы, но зато их количество будет существенно меньшим, чем в случае, когда виртуализация не используется.
Существенная статья экономии – электропитание. У нас почему-то до недавнего времени не очень была распространена практика считать затраты на электричество. Сейчас картина меняется: во-первых, цены растут, во-вторых, все чаще возникает ситуация, когда мощностей больше нет, и дальше расти экстенсивным способом становится просто невозможно.
Еще одна проблема, особенно актуальная для Москвы – это помещения. Раньше не очень принято было использовать специализированные дата-центры. Сегодня корпоративные дата-центры часто находятся в обычных офисных зданиях, где и аренда площадей дорогая, и количество электрических мощностей ограничено. Все перечисленные причины способствуют росту интереса к сокращению расходов, к преодолению барьеров для дальнейшего развития.
Есть и еще один важный момент, объясняющий интерес заказчиков к технологиям виртуализации: они дают возможность существенно сократить расходы на серверное программное обеспечение. Но все-таки, на первое место по значимости я бы поставил не столько снижение затрат, сколько возможный рост динамики бизнеса и сокращение временных затрат.
CNews: Насколько виртуализация действительно сокращает ИТ-затраты заказчика, из вашей практики?
Иван Бобров: Это в значительной степени зависит от структуры организации. Максимальный уровень снижения затрат – в 2-3 раза (на отдельных участках). А в целом – от 25 до 50%. Приведу простой пример. Допустим, организация имеет множество территориально распределенных филиалов, устойчивая работа которых ей крайне необходима. Но обеспечить дублирование каналов связи не всегда представляется возможным. В данном случае необходимо размещение определенных компонентов информационных систем внутри этих филиалов. Если система сложная, то каждому из них потребуется 2-4 сервера (пусть даже небольших и компактных). А использование технологий виртуализации позволяет сократить количество «физических» серверов с четырех до одного. Несмотря на то, что это будет более дорогой сервер, обеспечивающий больший уровень надежности, компания более чем в 2 раза выиграет только на закупке серверов. Очевидна экономия и на программном обеспечении, и на обслуживании серверов, и на электроэнергии. То есть выгода весьма очевидна – особенно для таких структур, как крупные распределенные банки, страховые компании и т.п.
CNews: Какие компании с точки зрения масштабов бизнеса и отраслевой принадлежности чаще всего обращаются к виртуализации – в мире и в России? В частности, по вашим оценкам, насколько активно внедряется данная технология в госсекторе?
Иван Бобров: Если говорить об отраслевой специфике, то быстрее всего к виртуализации приходят компании с высокой зависимостью бизнеса от ИТ. Это телеком, банки, страховщики, где уровень проникновения информационных технологий очень высок. В удельных затратах таких компаний затраты на ИТ составляют достаточно существенную часть. В отличие от сырьевых компаний, где ИТ-бюджет в абсолютных значениях тоже не маленький, но при этом его доля по сравнению с общими затратами не велика.
Если говорить о госсекторе, то в мире технологии виртуализации широко используются в этом сегменте. В российском госсекторе пока все не так хорошо. Хотя в последние полгода мы наблюдаем достаточно позитивную тенденцию интереса к виртуальным технологиям со стороны госорганов. И, на наш взгляд, это связано с двумя вещами: с тем, что идея электронного правительства и электронных госуслуг начинает развиваться, а также с тем, что это развитие становится более системным. В перспективе все это приведет к укрупнению ЦОДов, к использованию виртуализации как средства более рационального использования электрических мощностей и т.д. Я думаю, что перемены будут заметны в течение ближайших двух лет: это тот период, когда запланировано наиболее активное развитие госуслуг. Соответственно, степень востребованности виртуализации в государственном секторе существенно увеличится. Тенденцию к этому мы уже наблюдаем в течение последнего полугодия.
Но есть и некоторые нюансы. Госсектор - это очень консервативная категория заказчиков. Хотя и банки тоже отличаются высоким уровнем консерватизма, тем не менее, они уже прошли фазу переоценки отношения к виртуализации – у них не было другого выхода. Учитывая то, что сейчас в госсекторе становится все более распространенным более прагматичный подход к использованию ИТ-систем, у госсектора тоже не останется альтернатив – и технологии виртуализации станут востребоваными.
Если говорить о востребованности виртуализации с точки зрения масштабов бизнеса, то, разумеется, наибольший экономический эффект от использования этих технологий могут получить крупные компании. Но и крупные компании могут быть разными. Это либо большие дата-центры, где сконцентрировано много мощностей, либо большое количество филиалов, объединенных в сеть – в каждом из этих примеров экономия от использования технологий виртуализации будет достаточно существенной, но разной. Так что с точки зрения сохранения денег виртуализация в большей степени интересна крупным заказчикам. Но если, говоря об эффекте, иметь ввиду быстрый запуск новых сервисов, то данное преимущество виртуальных технологий распространяется на все организации, даже относительно небольшие.
Средний бизнес тоже проявляет активный интерес к виртуализации. Причем, с учетом того, что средний бизнес более динамичен, чаще пересматривает свои бизнес-процессы, можно говорить о том, что динамика проникновения технологий виртуализации в «средние» компании даже выше, чем в компании крупного бизнеса (по крайней мере, в России). Потому что средний бизнес, как правило, в меньшей степени защищен от кризиса, до него медленнее доходят государственные деньги, соответственно, он должен быть более экономным и быстрым. Конечно же, виртуализация – это не панацея, не волшебная палочка. Но в целом ряде случаев она может позволить существенно быстрее реагировать на внешние вызовы, на изменения. И средний бизнес будет гораздо быстрее развиваться с использованием технологий виртуализации.
Наш опыт говорит о том, что средние лизинговые компании и торговые сети активно используют виртуализацию. Что касается средних банков, то зачастую эти структуры являются продолжением определенных финансово-промышленных групп, внутри которых они чувствуют себя более защищенными. Поэтому такие банки бывают «менее поворотливыми» по сравнению с крупными самостоятельными финансовыми структурами, работающими на открытом рынке. Но такова специфика российской банковской отрасли.
CNews: Каковы наиболее крупные и интересные инициативы Microsoft в сфере виртуализации за последнее время?
Иван Бобров: Безусловно, это выход R2: с помощью этого решения мы закрываем все потребности в функциональности. Второе новшество – это расширение списка производителей систем, с которыми мы можем работать. Несколько месяцев назад мы начали поддерживать Red Hat, ранее стали поддерживать Suse Linux. Это даст возможность большому количеству заказчиков, которые используют Linux для каких-то специфических приложений, использовать нашу платформу для виртуализации. Как правило, это имеет смысл. Многие заказчики и сейчас успешно это виртуализируют. Но ранее Microsoft не проводил для Linux тестирование и валидацию. Сегодня мы можем гарантировать поддержку таких систем. Добавлю, что наши конкуренты включают в подобный список все то, что поддерживается производителем систем. Поэтому их список может быть бесконечным.
Стоит, говоря о новинках, упомянуть также выпуск решения, ставшего комбинацией существующих продуктов: Windows, системы виртуализации и системы управления – как виртуальными, так и физическими машинами. Почему важно было все это объединить? Еще года два-три назад, во время бума виртуализации, аналитики Gartner говорили, что использование виртуализации без менеджмента гораздо хуже, чем полное отсутствие таковой. «Неуправляемая виртуализация» приводит к полному хаосу внутри дата-центра, люди перестают понимать, где, что и как у них работает.
При этом зачастую программные средства, управляющие только виртуальными машинами, но «не понимающие», что находится внутри них, не решают проблемы управления. Поэтому нами был создан комплексный продукт, который позволяет весть мониторинг и управлять не только виртуальными машинами, но и теми приложениями, которые работают внутри виртуальных машин. Это касается всех приложений Microsoft. Мы выпустили также пакеты, которые позволяют мониторить Linux-серверы. Этот продукт позволяет заказчикам, в конечном итоге, закрыть потребности в управляемой виртуализации дата-центров.
CNews: Каковы планы вашей компании по развитию направления виртуализации?
Иван Бобров: Основные планы – это дальнейшее совершенствование продуктов, дальнейшая интеграция с менеджментом. В соответствии с анонсированными планами, новый релиз решения по виртуализации появится через два года, одновременно с релизом нового Windows-сервера. Конечно, внутренние приблизительные планы по наполнению этого продукта у нас есть. Но за два года до выхода релиза было бы не совсем правильно о них рассказывать. Если в общих чертах – то, скорее всего, там будет некая эволюция, нежели какие-то революционные вещи.
Будет расширяться список поддерживаемых платформ – в зависимости от запросов рынка. И эти эволюционные шаги, скорее всего, будут происходить именно в течение ближайших двух лет, поскольку никаких принципиальных трудностей в этом вопросе мы не усматриваем. Будет продолжаться тестирование и сертификация. Кроме того, рассматривается недавняя инициатива сообщества включить в решение объединенный код – для того, чтобы облегчить взаимодействие Linux со средствами виртуализации. Если такое решение будет принято, то процесс сертификации может пойти еще успешнее и быстрее.
CNews: Каковы в целом ваши ожидания относительно дальнейшего развития глобального рынка виртуализации и его российского сектора?
Иван Бобров: Спрос на виртуализацию серверов будет расти. Он будет сопровождаться более рациональным подходом заказчиков. Например, в целом ряде случаев нерационально виртуализировать базу данных: технических преимуществ это не имеет, финансовые последствия, скорее, негативные. Но в этом вопросе многое зависит от продавца базы данных. Серьезные поставщики базы данных никогда не скажут, что надо ее виртуализировать - у них есть другие средства для ее успешной работы. Но компании, для которых виртуализация - основной бизнес, иногда это предлагают, провоцируя заказчика на серьезные дополнительные расходы (необходимо купить на каждую виртуальную машину лицензии на базу данных).
Поэтому я ожидаю, что заказчики будут более прагматично подходить к проблеме виртуализации, будут стремиться более экономично использовать вычислительные ресурсы. Они будут применять при этом все доступные возможности, не упираясь только в виртуализацию. Будут помнить о том, что виртуализация – это всего лишь средство, предназначенное для более рационального использования имеющихся у компании ресурсов.
CNews: Спасибо.