Телефонные карты в России: $7 млн. ежемесячно
Российский рынок IP-телефонии вот уже который год не сбавляет своих темпов роста. Прошедший год не стал исключением, скорее, это был очередной шаг на пути его становления. Очевидно, что со временем темпы прироста начнут снижаться, однако в настоящее время компании продолжают наслаждаться позитивной динамикой.
Оценки объемов рынка и его структура
По данным iKS Consulting, объем услуг IP-телефонии в натуральных показателях вырос примерно на 56% (с 1,5 млрд. минут в 2002 г. до 2,4 млрд. в 2003-м). В денежном выражении в 2003 г. объем рынка IP-телефонии превысил $110 млн. (рост по сравнению с 2002 г. почти на 50%).
Доля международного трафика службы передачи речевой информации составила около 46%, что в 1,5 раза меньше, чем в 2002 г. При этом доля международного трафика в доходах составила 67%. Это означает, что трафик, порождаемый региональными клиентами, которым нужна, прежде всего, междугородная связь, значительно вырос.
Несмотря на реформу в правительстве и связанную с ней некоторую задержку в развитии телекоммуникационного рынка в целом, ожидается, что емкость IP-рынка в 2004 году в денежном эквиваленте вырастет на 45%, а IP-трафик на 55%.
Похожие оценки приводят и другие эксперты. Общий объем российского рынка VoIP приближается к $100 млн., считает Андрей Семин-Вадов, руководитель департамента по коммерческой политике компании «ТрансТелеКом». По его данным, ежемесячный российский VoIP-трафик оценивается в 300 млн. минут.
Московский регион является лидером рынка, генерируя около 50% общероссийского VoIP-трафика, при этом быстро увеличивается доля региональных рынков в настоящее время она составляет не менее 30% от общероссийского объема.
Большую активность на рынке VoIP начинают проявлять традиционные операторы связи, считает г-н Семин-Вадов. Почти половина доходов от предоставления услуг IP-телефонии приходится на Москву.
Рейтинг региональных рынков, 2003 г.
Регион | Доля региона в общих доходах от услуг IP-телефонии |
Москва | 48% |
Омская область | 4% |
Ростовская область | 3% |
Самарская область | 2% |
Краснодарский край | 2% |
Ханты-Мансийский АО | 2% |
Республика Татарстан | 1% |
Свердловская область | 1% |
Приморский край | 1% |
Красноярский край | 1% |
Источник: iKS Consulting
На Россию приходится 3% мирового рынка IP-телефонии, при этом объём отечественного рынка передачи голосовых данных по IP-протоколу (VoIP) является крупнейшим в Европе и шестым по величине в мире. Потенциал российского рынка IP-телефонии огромен, отмечают аналитики Probe Group.
«В столичных регионах использование IP-телефонии обусловлено жесткой конкуренцией между операторами, а в сельской местности и отдалённых областях, где плотность населения невелика, использование пакетной инфраструктуры передачи данных позволяет удешевить процесс развёртывания телеком-решений», отмечает Кристина Хартман (Christine Hartman), вице-президент исследовательских проектов Probe Group. «Рост рынка VoIP идёт на фоне роста традиционной телефонии. Россия становится главной целью для производителей VoIP-оборудования», считает она.
По оценкам Probe Group, к 2008 году 27% линий проводной телефонии в мире будут поддерживать технологию пакетной передачи голосовых данных.
По данным исследовательского отчета департамента консалтинга РБК, более 10% всего голосового трафика в России сейчас передается через IP-сети. При этом трафик, передаваемый по пакетным сетям, растет гораздо быстрее, чем по каналам национального оператора дальней связи ОАО «Ростелеком».
В 2003 году объем трафика VoIP достиг 1,95 млрд. минут, увеличившись за год в 2,7 раза. В то же время суммарный исходящий российский трафик междугородных и международных соединений вырос на 16,2% с 13,37 млрд. минут в 2002 г. до 15,54 млрд. минут в 2003 г. Аналитики РБК прогнозируют дальнейший рост объема российского годового трафика VoIP до 7 млрд. минут в 2005 году.
Операторы IP-телефонии демонстрируют заметные отличия по соотношению объемов международного и междугородного трафика, предлагая специальные программы по различным направлениям. Большинство опрошенных РБК в апреле московских компаний указывают на преобладание российского исходящего трафика.
Мелкие компании чаще ориентируются на отдельные направления, предлагают специальные тарифы для целевых аудиторий (чаще всего национальных диаспор). Таким образом, среди небольших фирм преобладают компании с большей долей международного трафика. Крупные компании, которые оказывают существенное влияние на общую статистику, демонстрируют преобладание междугородного трафика над международным.
Объем российского трафика IP-телефонии
Источники: «РосБизнесКонсалтинг», «Ростелеком»
Корпоративный трафик составляет сейчас около 16% общего трафика VoIP, принося при этом 22% общего дохода. Операторский трафик для конечных абонентов («карточный» бизнес) составляет 31% и приносит более половины (55%) всего дохода на этом рынке. Остальные доли приходятся на межоператорский рынок.
Напомним, что только в Москве (хотя это и самый крупный локальный рынок в масштабах России) по состоянию на октябрь 2003 года «карточный» рынок IP-телефонии оценивался в $2,5 млн. в месяц или около $30 млн. в год. Чуть большая оценка за 2003 год получается исходя из анализа итогов работы одного из ведущих операторов «Зебры Телеком».
Так, в 2003 году оборот компании превысил $14 млн., а «некарточные» направления бизнеса «Зебры» составили более 30% от этой суммы. Таким образом, получается, что оператор продал карточек на сумму около $10 млн., и с учетом того, что компания заняла 25% потребительского рынка IP-телефонии в Москве1, только московский рынок предоплаченных VoIP-услуг составил в 2003 году около $40 млн.
Еще более оптимистична оценка «МТУ-Информа» по данным этой компании, в 2003 году объем рынка телефонных карт дальней связи в Москве составлял около $50 млн.
В настоящее время, как считает Юрий Зигуля, руководитель проекта Mango Tele.com, объем московского рынка составляет не менее $100 млн. в год. Более скромную оценку приводит Валерий Костюнин, технический директор Tario Communications. Он полагает, что в настоящее время в столице продается карточек примерно на $57 млн. в месяц или на $6084 млн. в год.
Впрочем, разграничить объемы продаж предоплаченных VoIP-услуг и услуг доступа в интернет по универсальным карточкам практически невозможно. Так, Сергей Беловолов, руководитель службы рекламы и PR Tario Communications, утверждает, что все операторы, которые выпускают универсальные карты, никогда не показывают долю IP-телефонии.
Что касается рынка предоплаченных услуг IP-телефонии в целом по России, то он, исходя из приведенных выше данных, привлек в прошлом году около $60 млн.2
1 Собственная оценка компании
2 Такая оценка получается на основании следующих данных: объем российского рынка IP-телефонии в 2003 году около $110 млн., доля доходов от предоставления услуг по предоплаченным картам 55%.
CNews.ru
Андрей Егоров: Традиционная телефония вымрет к 2009 году
О современных тенденциях, проблемах и перспективах на российском VoIP-рынке, интервью CNews.ru рассказал Андрей Егоров, директор по развитию бизнеса телекоммуникационной компании TEL..
CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, изменения произошли на VoIP-рынке России за последний год?
Андрей Егоров: Последний год характеризовался бурным ростом VOIP-телефонии. И это не удивительно, растет экономика России, вместе с ней (даже опережая темпы роста ВВП), растет телекоммуникационный рынок. Для рынка VOIP-телефонии характерна возрастающая конкуренция все больше и больше телекоммуникационных компаний приходит на этот рынок и, соответственно, снижается стоимость самих услуг VOIP-телефонии. Но капитализация самого VOIP-рынка все равно растет: происходит отток услуг из других секторов телекоммуникационных услуг (например, из традиционной телефонии).
CNews.ru: Какие направления телефонных разговоров с использованием предоплаченных карт VoIP-телефонии развивались динамичнее всего в прошлом году? С чем, на ваш взгляд, это связано?
Андрей Егоров: Я могу выделить традиционные направления: Россия, страны СНГ (куда звонят проживающие в столице и приезжающие из стран Содружества на работу в Москву), традиционно крепкие хозяйственные связи со странами Западной Европы, много звонков в Польшу, Чехию. Есть специфический трафик в Китай, Вьетнам, Индию, Турцию, Южную Корею это также связано с наличием деловых контактов и присутствием в Москве рабочей силы из этих стран.
Полный текст интервью
|