Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Дмитрий Красильников: Объем карточного рынка в Москве составляет $4 млн. в месяц

Дмитрий Красильников

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, произошли на российском VoIP-рынке за последний год?

Дмитрий Красильников: Первая отчетливая тенденция — изменение темпов роста карточного сегмента. Рынок предоплаченных VoIP-услуг вырос, но уже не в разы. Если в прошлом году, по нашим оценкам, объем карточного рынка в Москве составлял $2,5 млн. в месяц. То в этом текущем году порядка $3,5–4 млн. Если в 2003 году в столице по сравнению с 2002 годом рост составил порядка 100%, то сейчас — порядка 40–50%. По России в целом рост остался на этом же уровне. Подключились многие региональные города и рынки.

Вторая тенденция — начал активно подключаться корпоративный сектор. У нас в розничном сегменте произошло перераспределение: сейчас гораздо больший объем приносит именно корпоративное подключение. Оно включает в себя и установку оборудования по IP-телефонии, организацию каналов связи или подключение через публичный интернет, который, кстати, в Москве сейчас работает очень хорошо.

По операторскому доступу тенденция такова: снижаются доходность бизнеса у операторов, не имеющих собственных выделенных направлений. То есть у тех операторов, которые занимаются только перепродажей трафика, объем бизнеса сохранился, но прибыль упала примерно втрое. И компании, не имеющие прямых директ-раутов, постепенно уходят с этого рынка. Остаются только те игроки, которые вкладывали в развитие инфраструктуры, в оборудование.

В частности, наша компания, как и в прошлом году, занимает около 20% в оптовом сегменте, поскольку мы вкладывались в построение узлов IP-телефонии в ряде республик СНГ и заключили ряд эксклюзивных договоров на IP-телефонию с национальными операторами связи. Сейчас наш межоператорский трафик — около 3 млн. минут в день. По объему трафика IP-телефонии к нам близки такие компании как «Голден Телеком».

Таковы основные тенденции. Расклад по операторам за этот год на карточном рынке практически не изменился. Доли остались примерно теми же, и никаких сенсаций не произошло.

CNews.ru: Как вы можете охарактеризовать сегодняшнее состояние российского рынка предоплаченных VoIP-услуг? Темпы роста в крупных городах по-прежнему велики, или наблюдается некоторая стагнация?

Дмитрий Красильников: В Москве рынок предоплаченных услуг исторически намного раньше начал развиваться, сейчас рост несколько замедлился: сегодня он составляет порядка 40–50%. Но это ни в коем случае нельзя назвать стагнацией. В других регионах рост по предоплаченным услугам приближается к 100%, а в некоторых — даже выше. В Петербурге рост рынка составляет 100%. В Калининграде — также приближается к 100%.

CNews.ru: Можете ли вы оценить объем «карточного» рынка в Москве и в целом по России в 2004 году (в денежном выражении и по объему трафика)?

Дмитрий Красильников: Более точную информацию можно отследить только по Москве, где объем составляет порядка $4 млн. В прошлом году он составлял $2,5 млн.

Наши оценки основываются на фактах. Как и в прошлом году, Корпорация ОСС провела маркетинговое исследование, в котором путем случайной выборки было опрошено около 12 тыс. респондентов по Москве. Опрос показал, что примерный объем карточного рынка в Москве сейчас составляет около $4 млн.

CNews.ru: Отчетливый тренд на «карточном» рынке, который продолжается, пожалуй, с момента его образования, — это снижение тарифов. Вместе с тем, случалось заметить и увеличение стоимости по отдельным направлениям — как правило, это страны СНГ: Грузия, Молдова и др. Насколько вообще зависимы тарифы операторов IP-телефонии от «произвола» национальных операторов связи?

Дмитрий Красильников: Это нельзя назвать произволом. Позиции национальных операторов вполне понятны. Они стараются сохранить телекоммуникационную инфраструктуру страны и приемлемый уровень своих доходов.

Например, около двух лет назад в Грузии стоимость IP-звонка приближалась к одному центу, и национальный оператор недополучал огромное количество доходов. При этом большое количество операторов соревновалось друг с другом в понижении тарифов. В итоге — Грузия повела более разумную политику, и цены на это направление немного поднялись. И национальный оператор, по крайней мере, начал получать деньги на развитие своей инфраструктуры за «приземление» трафика. Это правильно.

Что касается Молдовы, то когда-то там были жесткие позиции у монополиста. И сегодня там есть всего несколько операторов, допущенных к работе. Государство очень жестко регулирует этот рынок, и никто туда войти не может. Поэтому цены на IP-телефонию почти не отличаются от цен на обычные телефонные услуги. Естественно, цены на карточном рынке зависят от оптовых цен закупки. И если повышается цена для оптовых операторов, то повышается цена и для розничного сектора. Если национальный оператор может регулировать цены IP-телефонистов, как в Молдове, то зависимость от него почти стопроцентная.

А в Казахстане, например, государство не может полностью контролировать деятельность операторов. В стране есть два оператора, выигравших тендер на терминацию трафика IP-телефонии (в том числе и Корпорация ОСС). Но на самом деле работает гораздо больше операторов, деятельность которых «Казахтелеком» по каким-то причинам не может прекратить, хотя они не имеют лицензий на право работы на этом рынке.

Соответственно, цена на Казахстан не столь линейно зависит от национального оператора, как в Молдове. И если появляется оператор, деятельность которого администрации страны или телекома не удается контролировать, то цена на эту страну будет снижаться.

CNews.ru: Подобные вещи, видимо, не характерны для дальнего зарубежья?

Дмитрий Красильников: Если говорить про оптовый тынок, то не характерны. Но что касается предоставления услуг частным клиентам, то были в США прецеденты судебных разбирательств, когда власти штата пытались обложить IP-операторов налогами. Был и сложный вопрос по поводу службы 911, которая должна точно знать местонахождение абонента. А для IP-телефонии это очень сложно. В результате компания попросила абонентов указывать свое местонахождение для того, чтобы услуга 911 работала.

Ведь в США многие абоненты уже отказались от услуг традиционной телефонии в сторону IP. И со своим IP-номером они могут путешествовать. Абонент при заключении контракта должен указать место, куда должны приезжать экстренные службы в случае звонка по этому номеру — и таким образом эту проблему смогли решить.

CNews.ru: Не секрет, что траектория, по которой пойдет развитие рынка IP-телефонии и, в частности, рынка предоплаченных карт, будет во многом зависеть от действий регулятора. С полгода назад в СМИ было много шума по поводу возможного ужесточения законодательства по отношению к операторам IP-телефонии. Сейчас, похоже, страсти заметно улеглись? Каковы возможные сценарии развития событий?

Дмитрий Красильников: Вышел закон «О связи», достаточно общий, в котором должно было быть около 35 нормативных актов, уточняющих его положения. В начале этого года Минсвязи подготовило «Проект перечня услуг связи, подлежащих лицензированию», где перечислялась деятельность, которая подлежит регулированию.

В этом документе было много спорных моментов, касающихся лицензий. Если раньше, допустим, деятельность провайдеров интернета регулировалась лицензиями на телематику и лицензиями на передачу данных, то, в соответствии с новым положением, предлагалось увеличить число необходимых лицензий до пяти. В том числе, требовалась и отдельная лицензия на предоставление интернет-услуг. Это был нонсенс. Получалось, что обычное кафе, в котором установлена точка беспроводного доступа, должно было получить лицензию на услуги интернет, сдавать узел Госсвязьнадзору и т.п.

Этот, и ряд других моментов подняли большой шум — и в прессе, и среди участников рынка. Компании активно выступали на конференциях, вырабатывали свои рекомендации, которые направлялись в Минсвязи. Возможно, это сыграло свою положительную роль. Официальных документов мы пока не получали. Но уже есть оклики и некоторые заявления министерства о том, что IP-телефония не будет регулироваться, и что порядок получения лицензий останется прежним.

Конечно, объединение Минсвязи с Минтранса привело к хаосу. В течение полугода никому не выдавались и не продлевались лицензии. Мы тоже были вынуждены работать по бумажкам, подтверждающим, что наши документы получены, но вопрос о предоставлении лицензий не может быть сейчас рассмотрен. Из-за этой неразберихи инвестиции во многих проектах были остановлены, бизнесу в целом был нанесен существенный ущерб. Не было ясности в том, как будет этот бизнес дальше лицензироваться, и будет ли он лицензироваться как бизнес IP-телефонии или каким-то другим образом и, какова будет стоимость лицензии и т.п.

Игроки рынка опасались, что наши власти вполне могли взять за пример Украину, где стоимость лицензии стала гораздо выше (приблизившись к $200 тыс.). Это весьма существенная цифра для небольших операторов. В такой ситуации их бы почти не осталось на рынке.

Сейчас наступила некоторая оттепель. Официальные лица говорят, что правила применительно к IP-телефонии изменены не будут. И порядок получения лицензий останется прежним. Как говорится, никаких перемен — это тоже хорошая новость.

CNews.ru: Появились ли новые бизнес-модели на «карточном» рынке? Насколько вы считаете удачной идею выпуска карт под брэндами салонов сотовой связи? Не существует ли опасность того, что они будут стараться продавать в первую очередь свои карты, а уж потом — карты конкурентов?

Дмитрий Красильников: Сейчас операторы уже достаточно четко делят свою аудиторию на сегменты. Есть сегмент пользователей «со средним достатком и выше». Они не хотят покупать карточки в метро. Хотят прийти в нормальный офис и спокойно обсудить с продавцом недостатки и преимущества той или иной карты. Эта аудитория очень мало пересекается с другой аудиторией — «торговцев на рынках». Эти люди никогда не пойдут покупать карточки в салон связи. У них своя система дистрибуции, они покупают карты в киосках, расположенных неподалеку. И часто такие киоски имеют в десятки раз большие продажи карт, чем салоны связи.

Поскольку такие салоны, как «Евросеть», «Техмаркет» — достаточно известные торговые марки, у них есть своя клиентура, то, в принципе, вполне логично операторам продавать свои же услуги под чужим брендом на одном рынке, и под своим — на другом. В данном случае, стратегия оператора вполне оправдана (ее придерживаются такие компании, как «Зебра Телеком» и «Матрикс Телеком»).

Вообще каких-то новых бизнес-моделей на карточном рынке не появилось. Есть нишевые карты, которые используют диаспоры и у которых своя система дистрибуции. Эти карты совершенно не рекламируются, о них среднестатистические потребители не знают вообще. Наверное, около половины таких «диаспорных» карт — это карты серых операторов.

Есть компании, которые работают на сегменте «средний и выше среднего». И остались игроки, имеющие хорошие связи на местах, давние контракты. Есть операторы, которые больших усилий на рынке не предпринимают. Например, наша компания действует на карточном рынке не очень активно: в основном продвижение идет на точках продаж. Корпорация ОСС стратегически позиционируется в сегменте оператор-оператор. С нами работает около 400 российских операторов IP-телефонии по терминации трафика. Наш доход от продажи карточек — порядка $150 тыс. в месяц, что составляет не более 7% общего дохода компании.

CNews.ru: Некоторые крупные игроки жалуются, что большое количество молодых компаний, вышедших на рынок в результате его излишней либерализации, низким качеством своих услуг дискредитируют идею этого бизнеса. Стоит ли, на ваш взгляд, что-то менять в плане законодательного регулирования IP-телефонии, или существующий порядок вас устраивает?

Дмитрий Красильников: Возможно, государству необходимо установить какие-то минимальные критерии качества, которым должен следовать оператор. Вообще руководство нашей компании всегда выступало за некоторое ужесточение регулирования этого рынка. Если взглянуть на число провайдеров, которое присутствует на этом рынке, то оно представляется избыточным. Только в Москве около 250 различных карточек по IP-телефонии. Пользователю сложно ориентироваться, сложно выбирать.

Небольшие операторы обычно действуют так: берут самый дешевый интернет-канал, берут один поток Е1, ставят оборудование, один шлюз, и начинают продавать карточки. Понятно, что у самого дешевого интернета бывают сбои, канал может быть перегружен. Понятно, что должна работать служба техподдержки, которой у маленького оператора может и не быть. То есть должны соблюдаться хотя бы минимальные требования к качеству услуг, и регулятор должен обращать на это внимание.

Хорошо бы, чтобы компания, работающая на этом рынке, была сертифицирована на ISO, имела штатную службу техподдержки. И, наверное, стоит сделать какой-то законодательный входной порог для таких компаний. Мне кажется, $50–100 тыс. — вполне разумная цифра, для того, чтобы выйти на этот рынок. Сегодня для выхода на рынок мобильной связи нужны инвестиции в десятки миллионов долларов. А у IP-телефонии — слишком низкий порог выхода на рынок: в Москве он составляет $50 тыс., в регионах — еще меньше.

CNews.ru: ЗАО «Корпорация О. С. С.» занимается не только предоставлением услуг по предоплаченным карточкам IP-телефонии. И все-таки, какую долю занимает это направление в бизнесе компании? Собираетесь ли вы развивать его в дальнейшем?

Дмитрий Красильников: Мы уже в течение двух лет практически не развиваем это направление и не планируем его развивать в двальнейшем. Продажи есть, но они невелики. По сравнению с трафиком межоператорского обмена и доходами, которые мы получаем на этом рынке, думаю, что карточный рынок занимает в нашем бизнесе не более 7%, а корпоративный рынок — 10–15%. Вся розница занимает около 20%. Все остальное — трафик операторского обмена.

CNews.ru: Каким вы видите ближайшее будущее своей компании? Что интересного собираетесь предложить пользователям в ближайшее время?

Дмитрий Красильников: Есть у нас одно ноу-хау, касающееся телефонии в беспроводных сетях для корпоративного сектора, и IP-телефонии для розницы. На Западе это направление уже развивается, в России — пока нет.

Наш проект будет развиваться еще несколько месяцев, прежде чем мы будем готовы объявить о нем рынку. Это одна из наших наиболее интересных идей и пока не хотелось бы об этом распространяться.

CNews.ru: Какие изменения, по вашему мнению, могу произойти на VoIP-рынке России в ближайшее время?

Дмитрий Красильников: В этом году, к счастью, начал появляться широкополосный доступ, доступный населению. Корпоративный интернет также стал более доступен. И если раньше к интернету подключался только средний и крупный бизнес, то сейчас и малый бизнес может получать эту услугу с хорошим качеством. И уже очень сложно найти компанию, в которой не было бы доступа в интернет. Судя по тому, как хорошо продается сейчас «Стрим», и похожие на него продукты других операторов, можно говорить о резком росте числа пользователей, имеющих широкополосный доступ. А это значит, что можно предлагать IP-телефонию «не по карточкам».

Современному избалованному человеку лень набирать пин-код. Поэтому на розничном рынке будут появляться различные предложения, нацеленные на этот сегмент.

Помимо использования ADSL-модемов, ряд пользователей подключен к домашним сетям. Эти сети имеют сейчас хорошие широкие каналы, и рынок уже исчисляется сотнями тысяч абонентов. Думаю, на этом рынке будут происходить очень интересные изменения. Это будет либо софтверное подключение к IP, либо подключение необходимого оборудования для IP-телефонии. Ведь IP-телефоны стоят сегодня уже не $800, как раньше, а $30–40.

Что касается корпоративного сектора, то многие аналитики прогнозировали, что 2004 год будет бумом корпоративной IP-телефонии. Я бы сказал, что это было только начало. Бумом станет 2005 год: ведь для того чтобы рост был взрывным, нужен был широкополосный интернет. Сейчас у нас есть уже два национальных оператора («РТКомм» и «Транстелеком»), которые дают хороший широкополосный доступ не только в Москве, но и в других городах. Поэтому все необходимые приложения могут работать не только с помощью дорогих выделенных каналов. Сейчас информацию с высоким качеством можно передавать и через публичный интернет. Думаю, что бум корпоративной IP-телефонии в следующем году вполне реален.

Компании (в особенности — крупные) будут модернизировать свои АТС и наполнять их функциями IP. Это весьма способствует упрощению общей системы связи между филиалами — с минимальным количеством затрат.

Если говорить об операторском рынке, то для операторов, которые занимаются только перепродажей, 2005 год будет убыточным. Доходы станут такими, что эти игроки будут вынуждены заняться чем-то другим. Через полгода-год останутся только игроки, которые делают инвестиции в свою инфраструктуру, у которых есть свои прямые маршруты, своя сеть, свои каналы.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS