Государство наведет порядок на VoIP-рынке России
В том, что IP-телефонию в России рано или поздно начнут регулировать, вряд ли кто сомневался. Основной вопрос КАК и КОГДА государство намерено это делать.
До сих пор уровень контроля за операторами IP-телефонии в России был довольно низок, и в результате либерализации «карточного» рынка пользователи услуг дальней связи получили практически полную свободу выбора поставщика таких сервисов. Сегодня в пунктах продаж предоплаченных телефонных карточек можно встретить невероятное количество их видов.
Всего в России, по некоторым оценкам, выдано до 10 тысяч лицензий на оказание услуг телематических служб. Но, похоже, государство намерено всерьез взяться за этот сектор коммуникаций. Попробуем разобраться, как оно собирается «навести порядок».
Шоковый проект
Как известно, для реализации Федерального Закона «О связи» российское правительство утвердило план подготовки 35-и нормативных правовых актов1. В него, в частности, включен документ «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», который планировалось подготовить в первом квартале этого года.
К этому же сроку должны были быть разработаны еще два документа, затрагивающие интересы операторов IP-телефонии: «Правила присоединения и взаимодействия сетей связи» и «Перечень услуг и Правила регулирования цен на услуги по присоединению и пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования».
Кроме того, во втором квартале должны были «родиться» «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи; телеграфной связи; подвижной связи; передачи данных; телематических служб».
Наконец, в случае приравнивания действующих сегодня провайдеров VoIP-услуг голосовой связи к операторам связи, им необходимо знать «Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи» этот документ, согласно вышеуказанному плану, должен был также быть разработан во II квартале 2004 года. Есть и другие документы, которые прямо или косвенно влияют на бизнес «карточных» операторов. Однако в первой половине этого года стало очевидно, что сроки принятия указанных выше документов, некоторые из которых, возможно, еще и не существуют даже в проекте, оттянулись на неопределенное время. Основная причина затяжек административная реформа правительства2 и несоответствие проектов нормативных правовых актов реалиям текущего момента.
Действительно, первое знакомство игроков «карточного» рынка с проектами данных документов повергло многих из них в шок. Например, Дмитрий Красильников, директор по маркетингу «Корпорации ОСС», считает, что если бы проект «Перечня лицензионных условий, на основании которых устанавливаются лицензионные условия на деятельность в области оказания услуг связи» был принят в его первоначальной редакции, то рынок услуг IP-телефонии и коммутируемого доступа в интернет попросту бы обрушился. По его словам, в случае принятия проекта в первоначальной редакции произойдет банкротство или поглощение «за копейки» небольших и средних операторов; возникнет «черный» рынок и монополия «Ростелекома», исчезнет конкуренция, возникнет массовая безработица среди специалистов, занятых в небольших и средних компаниях. Кроме того, как считает Дмитрий Красильников, как российские, так и зарубежные инвесторы, уже вложившие большие средства в российские телекоммуникационные компании, будут активно судиться с Минсвязи, в результате чего резко упадет инвестиционный рейтинг России в целом.
«Более того, этот документ по всем пунктам радикально противоречит принципам ВТО, куда вступает Россия, а также принципам свободной конкуренции, прописанным в ГК и конституции России», уверен Дмитрий Красильников.
Другие участники рынка также были встревожены первоначальным перечнем лицензируемых услуг. В первую очередь потому, что количество таких услуг увеличилось почти вдвое. Так, Александр Малис, вице-президент компании «Корбина Телеком», возмущался, в частности, тем, что в то время, когда весь мир идет к концепции универсальной лицензии на услуги связи, российским альтернативным операторам придется каждый раз получать дополнительную лицензию для того, чтобы чуть расширить спектр услуг клиенту.
Но вот что любопытно: хотя количество лицензируемых услуг увеличилось, некоторых необходимых услуг в списке, наоборот, не хватает. К таким услугам, в частности, относятся сервисы на базе технологии VoIP.
АДЭ против
В апреле этого года членами комитета «Развитие интернет-технологий» Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) были подготовлены предложения по корректировке Приложений 1, 2 к проекту постановления правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий». Документ АДЭ имел целью «исключить возможность возникновения проблем и конфликтных ситуаций в процессе нормативного обеспечения операторской деятельности в области электросвязи, включая лицензирование и государственный надзор, которые могут иметь место как следствие некоторых формулировок».
Одной из причин таких проблем и конфликтов, по мнению разработчиков предложений, может стать то обстоятельство, что, в отличие от существовавшей до настоящего времени практики лицензирования, этим документом ограничивается или полностью исключается ряд услуг, на которые существует заметный потребительский спрос и оказание которых технологически возможно и уже осуществляется в соответствии с выданными лицензиями. Кроме того, причинами возникновения проблем и конфликтов могут явиться неоднозначность, неопределенность и противоречивость в формулировках ряда лицензионных условий, считают члены комитета АДЭ.
В числе услуг, выпадающих из лицензионного поля, оказались, в частности, и «карточные» услуги услуги местной и междугородной телефонной связи, предоставляемые по сетям передачи.
«Сегодня, согласно выданным ранее лицензиям на данный вид деятельности, в стране на законных основаниях действуют сети крупнейших „альтернативных“ операторских компаний, написано в корректирующем документе АДЭ. Исчезновение этого вида деятельности с объемом рынка как минимум в $500 млн. потребует существенных изменений в построении действующих сетей связи и деятельности этих операторов связи. Это, в свою очередь, может привести к повышению тарифов на услуги связи для клиентов таких операторов».
Впрочем, в АДЭ не исключают, что ввиду значительного спроса на эти услуги найдется достаточное число компаний, которые «изыщут технические и организационные способы без явного нарушения законодательства о связи осуществлять такую деятельность даже при отсутствии соответствующей формулировки в лицензии». И в результате регулятор получит обратный эффект: такая деятельность будет вестись без какого-либо регулирования, контроля и учета.
АДЭ ратует за сохранение лицензирования деятельности по оказанию услуг передачи голосовой информации по сетям передачи данных на междугородных и международных направлениях. В этом случае, по мнению разработчиков предложений, будет обеспечиваться возможность правового регулирования рынка, в том числе, регулирования тарифов на присоединение. «Представляется, что такое регулирование может быть значительно эффективней, чем запрет такой деятельности в лицензионном процессе», сказано в документе. В нем также отмечаются пересечения в деятельности, оказываемой по различным лицензиям, которые, в частности, создают неопределенность в вопросе о наборе лицензий, необходимом для оказания услуг электросвязи с использованием интернета.
Кроме того, в приложениях к проекту постановления правительства обнаружены формулировки, которые могут привести к неравенству условий деятельности операторов связи и сворачиванию конкуренции на рынке. Так, в этом документе не предусматривается возможность оформления лицензий на оказание услуг интерактивной передачи голосовой информации по сетям передачи данных на междугородных и международных направлениях. Другими словами, деятельность «карточных» операторов как бы и не подпадает под лицензирование.
«Предложенные в Приложениях 1, 2 формулировки вынудят основных игроков на данном сегменте рынка свернуть свою деятельность. В то же время, формулировки пп. 13 Приложения 2, благодаря оговорке о возможности использования „любой технологии“, сохраняют возможность оказания данных услуг для операторов телефонной связи», сказано в предложениях, разработанный в АДЭ.
Члены Ассоциации отметили и много других недостатков проекта и сделали конкретные предложения по корректировке текста документов. В какой же редакции будет принят «Перечень лицензионных условий, на основании которых устанавливаются лицензионные условия на деятельность в области связи»3?
1 Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 1776-р 2 Например, проект перечня услуг связи, подлежащих лицензированию, был подготовлен и направлен в правительство бывшим Минсвязи, но затем был возвращен на согласование с новыми ведомствами, возникшими в результате административной реформы. 3 АДЭ предлагает изменить это название на «Перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи», т.к. в исходной редакции название весьма громоздко и содержит элемент тавтологии.
Виталий Солонин / CNews Analytics
CNews.ru
|
|