|
|
Обзор Рынок беспроводных технологий 2006 подготовлен Российское «хотспотостроение» идет на укрупнениеРасстановка сил на российском рынке хот-спотов за последнее время претерпела существенные изменения. Налицо его укрупнение и уход мелких игроков. Существенно изменилась и структура рынка — наряду с «классическими» хот-спотами, разворачиваемыми в общественным местах, активно развиваются метрозоны. Отмеченный аналитиками взрывоподобный рост числа точек беспроводного доступа во многом обязан главным образом всего одному проекту — Golden Wi-Fi. Напомним, что компания «Голден Телеком» внедряет в Москве городскую беспроводную Wi-Fi сеть на базе технологии Wireless Mesh, которая по своим масштабам (к настоящему времени, по данным старшего менеджера Департамента по корпоративным коммуникациям и PR «Голден Телеком» Ирины Соколовой, сеть состоит из примерно 7000 точек доступа) является самой большой беспроводной сетью в Европе и второй по величине в мире. Среди региональных проектов подобного рода стоит отметить проект тольяттинского оператора «Аист». Как сообщили CNews Analytics в компании, к настоящему моменту развернуто около 160 точек доступа. Указанные выше поставщики Wi-Fi ориентированы, в основном, на стационарных абонентов («квартирных» и корпоративных пользователей), в то время как «классические» провайдеры услуг на базе Wi-Fi разворачивают хот-споты в общественных местах (кафе и рестораны, гостиницы, вокзалы и пр.) для «кочующих» пользователей. Таким образом, CNews Analytics фиксирует изменение структуры рынка — его деление на «классических» провайдеров и операторов городских сетей. Еще несколько лет назад такое деление было невозможным, поскольку технология Wi-Fi в то время не предназначалась для оказания операторских услуг. Ее основной нишей было построение локальных беспроводных сетей (WLAN) в помещениях — для корпоративных пользователей и в общественных местах (хот-спотах). Изменения произошли по мере развития технологии Wi-Fi и появлении соответствующего оборудования. Речь идет? в частности, о технологии ячеистых сетей (Wireless Mesh), которая смогла преодолеть основную проблему Wi-Fi — малый радиус действия. «Сеть «Голден Телеком» некорректно определять как сеть хот-спотов, — считает руководитель пресс-службы компании «Комстар ОТС» Юлия Ясиновская. — С учетом того, что базовые станции устанавливаются на улице и являются способом организации «последней мили», эта сеть определяется как сеть беспроводного широкополосного доступа с радиусом малого действия и малой мощности в диапазоне 2,4 ГГц. Поэтому это другая бизнес-модель и другое позиционирование услуг». Она также напоминает, что согласно российским нормативным документам хот-спот определяется как внутриофисная сеть доступа, и поэтому Wi-Fi-услуги «Голден Телеком» можно расценивать как альтернативу предложению интернет-провайдеров или домовых сетей, а разница состоит лишь в способе организации услуг на участке «последнего дюйма». По такому же принципу в этом сегменте рынка работают «Комстар-Директ» (бывший «МТУ-Интел»), «Корбина Телеком», «Синтерра», применяя для подключения абонентов технологии ADSL, Ethernet и даже Wi-MAX, добавляет г-жа Ясиновская. Поэтому, если и можно говорить о появлении конкуренции между компаниями, то исключительно в сегменте широкополосного доступа в интернет, считает она. Крупнейшие российские провайдеры услуг на основе Wi-Fi
Итак, российский рынок беспроводного доступа в интернет сейчас находится на пороге структурного перелома. От простого наращивания числа хот-спотов операторы переходят к развитию Wi-Fi на основе различных бизнес-моделей, как с получением прямой, так и косвенной прибыли. При этом активность проявляют не только столичные, но и крупные региональные компании. Последних в десятке крупнейших игроков на рынке хот-спотов уже 40%. Виталий Солонин / CNews Analytics |