|
|
Обзор Рынок беспроводных технологий 2006 подготовлен WiMAX: бродбэнд в карманеПо обещаниям аналитиков, WiMAX ждет светлое будущее как в мире в целом, так и в России. Но если в развитых странах эту технологию рассматривают как составляющую мобильных сетей четвертого поколения, то в менее благополучных — скорее как платформу для оказания базовых стационарных услуг телефонии и доступа в интернет. База для 4G По оценкам In-Stat, в 2006 году пользователями WiMAX станут порядка 222 тыс. человек, что более чем в два раза превысит масштабы проникновения беспроводного стандарта в 2005 году. Однако этот показатель меркнет по сравнению с прогнозами на 2010 год. Аналитики считают, что уже через 3 года количество абонентов WiMAX увеличится почти в 90 раз и составит 19,7 млн человек. Напомним, что ранее агентство Maravedis прогнозировало число пользователей WiMAX на уровне 100 тыс. к 2006 году, причем подавляющую их часть (более 96%) должны были составить абоненты предварительной версии этого стандарта (pre-WiMAX) — около 3 млн. Наибольший успех WiMAX ожидается в неразвитых в отношении кабельных коммуникаций регионах, где его рассматривают как альтернативу проводному доступу. Пока же распространение данной технологии сдерживает неопределенность в нормативных предписаниях и выделении диапазона радиочастот. Несмотря на то, что американский оператор мобильной связи Sprint намерен построить к концу 2007 года мобильную сеть WiMAX национального масштаба (предполагается, что она станет основой сети 4G), в In-Stat считают, что вряд ли большинство других операторов начнут развертывание этой технологии в ближайшее время. Тем не менее, в будущем такой сценарий развития стандарта WiMAX, как его конвергенция с сетями 4G, вполне возможен. Напомним, что в июне 2006 года семь крупнейших мировых мобильных операторов — KPN Mobile, Orange, Sprint Nextel, Vodafone, T-Mobile, China Mobile и NTT DoCoMo — объявили о создании организации The Next Generation Mobile Network (NGMN) для развития сетей четвертого поколения. WiMAX определяется как наиболее перспективная основа сетей 4G. Осенью 2006 года была создана глобальная телекоммуникационная группа WiMAX Spectrum Owners Association, первоочередная цель которой состоит в создании роуминговых соглашений между WiMAX-операторами. Ожидалось, что к ассоциации присоединятся 25 компаний, среди которых австралийские Unwired и Austar, Liberty Media из США, британские и голландские операторы. Доходы от услуг GSM-роуминга в мире составляет $25 млрд. в год, и цель новой группы — выйти на такие же показатели. В целом можно говорить о том, что у мобильного WiMAX неплохие перспективы. Они, в первую очередь, обусловлены следующей глобальной тенденцией. Как показывает опыт развитых в телекоммуникационном отношении стран, доходы от предоставления голосовых услуг (как в стационарном, так и в мобильном варианте) как падают, так и растут очень незначительно. В то же время выручка операторов от предоставления услуг доступа в интернет/передачи данных увеличивается, причем доходы в сегменте мобильных сервисов растут быстрее, чем для стационарных. Например, в Южной Корее, по оценкам KISDI, среднегодовые темпы роста (CAGR) за период с 2004 по 2008 год прогнозируются 4,77% и 20,2% — в пользу мобильных услуг. Если говорить о телефонии, то здесь показатель CAGR для фиксированных и мобильных служб равен соответственно 6,23% и 3,08% с обратным знаком. Доходы от предоставления голосовых услуг и услуг доступа в интернет/передачи данных в Южной Корее Десятка миллионеров Аналитики почти единодушно рассматривают российский рынок беспроводного широкополосного доступа (в том числе и WiMAX) как очень перспективный. Несмотря на то, что его объем пока невелик ($33 млн в 1 полугодии 2006 года, или 5% от всего интернет-рынка), темпы роста достаточно внушительны (61% за 1 полугодие 2006 г., по данным IKS-Consulting). Высокая динамика рынка БШД обусловлена высоким спросом на широкополосный доступ в интернет, относительной неразвитостью проводной инфраструктуры доступа, а также выходом на рынок новых операторов. Число пользователей, подключенных непосредственно к беспроводным широкополосным сетям, за первое полугодие выросло на 8 тыс. и, по оценкам iKS-Consulting, достигло 35 тыс. Агентство Maravedis приводит более оптимистичные цифры: по состоянию на начало 2006 года услуги ШБД в России предоставляли более 200 операторов, которые обслуживали порядка 65 тыс. абонентов. В малых и средних российских городах типичный оператор владеет 1-2 базовыми станциями, причем предоставление услуг радиодоступа не является единственным и главным направлением бизнеса компании. Дополнительно она обслуживает домовые Ethernet-сети и/или предоставляет коммутируемый доступ в интернет. Развитие таких провайдеров, обслуживающих от нескольких десятков до двух-трех сотен абонентов, ограничено масштабами города или района. Вместе с тем, в 2006 году стали появляться крупные сети, охватывающие несколько регионов. Наметилась тенденция к консолидации рынка WiMAX — известно несколько фактов поглощения сетей ШБД крупными игроками. В качестве примеров можно привести приобретение компанией «Энфорта» контрольного пакета одного из крупнейших операторов беспроводного доступа в Москве и Санкт-Петербурге Art Communications, покупку оператором «МедиаСети» (торговая марка Unitline) ярославской компании «МедиаКом» и др. Лишь 10 компаниям, по данным iKS-Consulting, удалось за полгода заработать на беспроводном доступе более $1 млн. 6 из них находятся в Москве, предоставляя услуги не только в столице, но и в Московской области, а некоторые — и в других городах. В Топ-10 также входят 2 петербургских оператора — «Квантум» и «Петерстар», подмосковный оператор «Флекс» и межрегиональный провайдер «Энфорта». Среди Топ-10 — как игроки, для которых беспроводные технологии являются основным средством организации доступа, такие, как «Таском», ArtCommunications, «Флекс» и т.д., так и лидеры проводного рынка — «Голден Телеком», «Комстар», «Петерстар». Большинство лидеров сегмента БШД присутствует на рынке по 5–10 лет. В Топ-10 в первом полугодии удалось войти лишь одному новому игроку — «Энфорта» стала одним из крупнейших игроков благодаря приобретениям региональных операторов и активному подключению новых абонентов. Аналитики iKS-Консалтинг ожидают, что в 2006 г. рынок беспроводного доступа продолжит рост на уровне, превышающем 60%, и к концу года достигнет $80 млн. Доля БШД на интернет-рынке в целом вырастет почти на 1% и приблизится к 6%. Среди потенциально значимых потребителей WiMAX — многочисленные «удаленные» школы, которые должны получить доступ в интернет до конца 2007 года. По мнению Мининформсвязи РФ, на текущем этапе preWiMAX/WiMAX привлекателен в первую очередь возможностью решения ряда проблем, возникающих при эксплуатации существующих систем беспроводного широкополосного доступа — гарантированное качество сервиса (QoS), конвергентные услуги, биллинг и т.д. WiMAX будет оптимальным решением для удаленных районов — в России всегда будут оставаться районы, где предоставление проводного доступа экономически нецелесообразно. Немассовый рынок Наиболее перспективными регионами с точки зрения развития рынка БШД аналитики Maravedis называют Москву, Санкт-Петербург, Самарскую, Свердловскую, Ростовскую области, Татарстан, Краснодарский край, Тюменскую и Челябинскую области и Башкортостан. В Центральном федеральном округе будет сконцентрирована примерно третья часть всех подписчиков. Число корпоративных и индивидуальных абонентов широкополосного радиодоступа, по прогнозам Maravedis, достигнет к 2010 году 867 тысяч. В свою очередь, число пользователей услуг на базе WiMAX составит одну треть от всех пользователей беспроводного фиксированного широкополосного доступа — т. е. не более 300 тыс. Примерно 60% частных абонентов WiMAX будут иметь мобильный доступ. Фиксированная версия будет продолжать пользоваться спросом среди больших корпораций, и впоследствии — среди малого и среднего бизнеса. Объем российского рынка оборудования ШБД достигнет в 2006 году $45-50 млн (с примерно $27 млн в 2005 году), а к 2010 году он, по прогнозам, возрастет до $365 млн. Тем не менее, однозначно нельзя сказать, стоит ли российским пользователям ждать столь же бурного роста WiMAX, как в мире. Среди сдерживающих факторов — сложное государственное регулирование (прежде всего в части получения частот), дефицит частотного спектра, задержка с сертификацией оборудования и пр. Как считают аналитики Maravedis, массовый спрос на услуги ШБД начнется лишь тогда, когда стоимость оборудования на стороне абонента будет в районе $100. До этих пор рынок будет развиваться лишь за счет платежеспособных абонентов — крупных компаний, правительственных структур и богатых индивидуальных пользователей. В настоящее время доля корпоративного рынка ШБД — 89%, потребительского — 11%. Существующие технологии WiMAX предоставляют операторам новые возможности, которыми в разной степени обладают и проводные операторы. Коммерческий успех операторов WiMAX будет зависеть в первую очередь от успешности их маркетинговой политики. В перспективе ожидается рост доли дополнительных услуг, например услуг VPN, доля которых в настоящее время составляет всего около 10%. WiMAX операторы будут выступать в качестве мультисервисных компаний с широким спектром услуг. А с появлением мобильного варианта WiMAX возможны качественные изменения на рынке связи. Виталий Солонин / CNews Analytics |